12.06.2014, 16:39 33721

Депутат предлагает усовершенствовать механизм ЕНТ в соответствии с мировыми стандартами

По мнению Ж. Алиева, более лояльная форма проведения ЕГЭ и доступность высшего образования в Российской Федерации может показаться привлекательной для многих граждан Казахстана и вызвать отток сотен тысяч выпускников.

Астана. 12 июня. Kazakhstan Today - Депутат предлагает усовершенствовать механизм ЕНТ в соответствии с мировыми стандартами.

Вчера в ходе пленарного заседания в мажилисе депутат Жуматай Алиев обратился к главе правительства Кариму Масимову с запросом по поводу Единого национального тестирования, передает Kazakhstan Today.

"Решение Министерства образования России о проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) с правом пересдачи до получения порогового бала требует соответствующей синхронизации ЕНТ и в Казахстане в связи со связанностью стран экономическими пространствами в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза", - сказал депутат.

По его мнению, более лояльная форма проведения ЕГЭ и доступность высшего образования в Российской Федерации может показаться привлекательной для многих граждан Казахстана и вызвать отток сотен тысяч выпускников.

"База для подобного оттока включает в себя более 30% ежегодно не допущенных к сдаче ЕНТ, 30% не набравших порогового бала, 5% не получивших аттестат о среднем образовании, а также несостоявшиеся грантники и малообеспеченные граждане, которым по возможностям лишь ценовая политика доступных вузов соседних государств. В этой связи требуется принятие срочных мер. Нельзя допустить, чтобы ЕНТ, как и КТ, стали следствием масштабной национальной проблемы оттока молодежи из страны", - сказано в запросе.

Отмечается, что статья 30 Конституции Республики Казахстан гарантирует получение бесплатного среднего образования.

"Механизм ЕНТ не должен функционировать в ограничение права граждан на получение среднего образования и должен быть усовершенствован в соответствии с мировыми стандартами. Однако ежегодно мы видим массовое недовольство выпускников и родителей по поводу порядка организации ЕНТ и КТ, некорректности тестовых вопросов, стрессовой нагрузки выпускников из-за мер жесткого администрирования, возмущение родителей о негативном влиянии применяемых электромагнитных устройств на самочувствие и состояние здоровья выпускников. Это принципиальные вопросы демографии, здоровья нации, стабильности, согласия и национальной безопасности", - отмечается в запросе.

Статистические данные показывают, что в колледжах Казахстана обучаются более полумиллиона человек. Ежегодное число выпускников колледжей составляет около 200 тыс. человек. Из числа выпускников трудоустраиваются либо поступают в вузы лишь 50 тыс., а остальные 150 тыс. остаются неустроенными.

По мнению Ж. Алиева, такие показатели носят угрожающий характер и положение лишь ухудшается.

"Во-первых, работодатели не оценивают среднее профессиональное образование и не принимают на работу выпускников колледжей.

Во-вторых, система трудоустройства и профориентации не обеспечивает обхват такого числа граждан. В-третьих, комплексное тестирование абитуриента не позволяет многочисленным выпускникам колледжей поступать в вузы, повышать свою квалификацию для самостоятельного трудоустройства. Ежегодно в подобные безвыходные условия мы ставим около 150 тыс. молодых граждан - выпускников колледжей", - сказал депутат.

По его мнению, необходимо устранить механизм ограничения поступающих из колледжа в вузы, заложенный в комплексном тестировании абитуриента и вернуться к прежней форме поступления. "Этим самым мы дадим молодежи перспективу продолжать обучение.

В течение последних лет также усилился отток обучающихся по докторским программам, в связи с недоступностью грантов на обучение в докторантуре. Наши докторанты давно стали выезжать и защищаться за рубежом, пополняя бюджеты их образовательных систем, а успешно отличившиеся трудоустраиваются и часто не возвращаются.

В интеграционных экономических объединениях Казахстана в Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе необходимо предупредить подобный отток граждан, в связи с чем альтернативно обучению на грантной основе предлагаем вернуть систему обучения по докторским программам на платной основе. К тому же подобная система исключительно грантового обучения создает коррупционную среду при их распределении по докторским программам", - сказано в запросе.

Также отмечается, что необходимо принятие срочных мер, которые бы предупредили развитие демографически угроз и сняли социальное напряжение в сфере образования, а именно, позволили основной части молодежи продолжить обучение в казахстанских вузах, дали возможность молодым гражданам вернуться в свою страну, продолжить поиск собственных перспектив на родине и во благо казахстанского общества.

"Все эти вопросы неоднократно поднимались на правительственном часе, на заседаниях Комитета по социально-культурному развитию, направлялись депутатские запросы и письменные рекомендации, но пока мы видим лишь обтекаемые ответы. Правительству необходимо разработать специальную программу занятости молодежи, трудовой и профессиональной адаптации выпускников школ, колледжей и вузов", - сказал Ж. Алиев.

Под этим запросом подписались депутаты мажилиса - члены депутатской группы "Ассамблея народа Казахстана", представители парламентских фракций партий: "Нур Отан", ДПК "Ак жол", "Народные Коммунисты".

Как сообщалось ранее, казахстанцы неоднократно критиковали такую форму оценки знаний, как ЕНТ, подчеркивая, что детей готовят к заучиванию правильных ответов, а не мыслить логически. Один из опросов проводило агентство Kazakhstan Today. На вопрос, считаете ли Вы, что система ЕНТ дает объективную картину оценки уровня знаний учеников, положительно ответили только 9% участников опроса.

40% опрошенных считают, что ЕНТ - это ответы наугад. Еще 42% респондентов отмечают, что ЕНТ может служить только промежуточным механизмом оценки знаний для подготовки учеников к экзаменам.

За ответ "Другое" проголосовали 8% отвечающих.

Всего в опросе приняли участие 8793 человека.

Также результаты исследования ЦСПИ "Стратегия" показали, что, если сравнивать с советской системой образования, современное казахстанское образование проигрывает в вопросах качества образования и методического обеспечения учебного процесса.

Кроме того, по результатам опроса населения в рейтинге актуальных проблем школьного образования на первых позициях стоят такие проблемы, как нехватка, дороговизна, изношенность и плохое качество учебников (49,1%), слабая материально-техническая база школ (22,5%), компетентность учителей (16,1%), денежные поборы, коррупция в школе (13,6%), низкое качество обучения (9,3%).

Кроме того, согласно опросу, проведенному движением "Коммунисты Казахстана", абсолютное большинство казахстанцев против ЕНТ.

"99% людей, с которыми мы общались, считают, что тестирование как форму проверки знаний нужно отменить. Во всем мире от этой системы уже отказываются. Она начала применяться в США в 1930-х годах, но дискредитировала себя. А у нас ЕНТ только начинает набирать обороты. Учителя давно уже бьют тревогу, но пока - у себя на кухне. А мы заявляем об этом публично, чтобы дать толчок обсуждению вопроса в обществе", - цитирует газета "Время" представителя движения, депутата маслихата Восточно-Казахстанской области Александра Тюменцева.

Более того, в своем письме в редакцию газеты "Время" педагог из Павлодара Давид Ганелин выразил уверенность, что "показуха ЕНТ нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству".

"Два сильных в математике парня, стабильно набиравших по предмету 25 из 25 баллов, на ЕНТ написали на 20 баллов. Спрашиваю, в чем дело, отвечают: не привыкли работать в таком шуме, когда все вокруг ведут консультации по телефону, да еще и тебя бесконечно дергают", - рассказывает Д. Ганелин.

"Сборные учителей по каждому предмету сидят с мобильниками и дают советы. И так в каждой школе. Обнаружить "сопровождение" ученика во время ЕНТ при желании ничего не стоит, но не обнаруживают. Отсюда вывод: организовано все сверху, централизованно. Показуха нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству", - считает педагог.

Отметим, что родители выпускников обеспокоены большой нервозностью среди школьников, которая появляется задолго до сдачи тестов. По их мнению, в ажиотаже, который в последние годы складывается вокруг ЕНТ, не в последней степени виноваты учителя и руководство школ, так как результаты тестов влияют на их рейтинги. Это приводит к тому, что выпускные классы вместо изучения предусмотренных школьной программой предметов усиленно готовятся к сдаче тестов. При этом пробные тесты зачастую сдаются на платной основе, всевозможные книжки-вопросники буквально навязываются ученикам. О качестве подобных сборников сообщалось выше. В результате ученики оказываются сбитыми с толку нелепыми вопросами, измотаны многочисленными тестами и с таким результатом подходят к важному в своей жизни экзамену. Между тем проблема остается не в форме оценки знаний учеников, а в качестве подготовки школьников как на протяжении всего обучения, так и перед итоговым экзаменом.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?