Минэкономики РФ обратилось в правительство РК и ЕЭК по поводу ограничений на закупки гособоронзаказа
По данным издания, Минэкономики РФ направило в правительство Казахстана официальную ноту о проведении консультаций не позднее второй половины апреля в связи с ограничениями, введенными законом "О госзакупках", принятым в декабре 2015 года. В частности, новое регулирование ограничивает закупки у неказахстанских поставщиков товаров и услуг военного и двойного назначения для оборонзаказа.
Это идет вразрез с нормами договора о создании ЕАЭС - он позволяет вводить изъятия из национального режима в сфере закупок, но на срок не более двух лет, к тому же для этого требуется обоснование "исключительности случая". Ограничения же, прописанные в новом законе, носят бессрочный характер, к тому же Казахстан не предупредил российскую сторону об их введении, следует из письма Минэкономики.
Гособоронзаказ состоит из двух составляющих: открытой (поставка вещевого имущества или продуктов питания) и закрытой (засекреченные товары, работы, услуги). "В данном случае речь идет об ограничении всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государств--членов ЕАЭС, которые могут участвовать в открытой части гособоронзаказа Казахстана. В первую очередь это, конечно, затрагивает интересы российских крупнейших поставщиков в сфере гособоронзаказа",- пояснили в Минэкономики.
В РФ для продукции двойного назначения установлен список позиций, закупки по которым открыты для поставщиков из ЕАЭС, "открытая" часть гособоронзаказа также формально доступна для союзных поставщиков, а закрытая - попадает под изъятия.
В ЕЭК подтвердили получение письма, в Минэкономики заявили, что планируют участвовать в консультациях и привлечь к ним представителей Минобороны, Минпромторга, ФАС, МВД и крупнейших поставщиков в сфере гособоронзаказа: по оценке ведомства, "объем изъятий может достигать миллиардов долларов". Общий объем госзакупок в ЕАЭС, по предварительным данным ЕЭК, в прошлом году составил не менее $125,5 млрд, из них на Россию пришлось $114 млрд, на Казахстан - $9,2 млрд, на остальные страны порядка $700 млн на каждую.
Хотя юридически доступ открыт, на практике каждая страна требует для участия в электронных торгах получения национальной электронной подписи",- поясняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. В Казахстане и Белоруссии в сфере госзаказа действуют только госплощадки, в целом регулирование доступа к нему более жесткое, чем в России, отмечает эксперт. "Сама процедура в России прозрачнее и понятнее, чем в остальных странах ЕАЭС",- соглашается председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок Антон Назаркин. Он напоминает, что для участия и на отобранных пяти российских площадках также требуется ЭЦП - как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ (получить ее могут российские и белорусские компании). Поэтому, по словам эксперта, компании из стран союза, как правило, участвуют в госзакупках через российские представительства либо в партнерстве с дистрибуторами - а работа по созданию единого рынка госзакупок остается далека от финала, заключает издание.