15.12.2008, 18:06 1653

Обзор мирового рынка титана на 15 декабря 2008 года

Для получения полной версии новости (обзора) вам необходимо перейти на платную систему подписки.

Алматы. 15 декабря. "Казахстан Сегодня" - По данным Metal Pages, средние справочные цены 70-процентного ферротитана (с максимальным содержанием алюминия 4,5%) на свободном рынке Европы, с уплатой пошлины, за прошедший месяц снизились с $4,60 - 5,20 до $3,25 - 3,50 за килограмм титана, а титановый лом (с минимальным содержанием олова 0,5%), CiF - с $1,59 - 2,05 до $0,8 - 1,14 за килограмм.

По данным агентства Dow Jones Newswires от 12 декабря 2008 года, российский ферротитан с содержанием 68% титана на спотовом рынке в Европе (на условиях CIS) стоил $3,60 - 3,80 за килограмм титана.

Американская титановая компания RTI International Metals сообщила, что в 2009 году будет платить за титан меньше, основываясь на недавних переговорах с основными поставщиками. После недавних переговоров с японской компанией Osaka Titanium цена на титановую губку в 2009 году будет снижена в среднем на 8% по сравнению с предыдущим годом.

Цены на титан в Китае оказались под давлением слабого спроса, сообщает Metal Pages. Несмотря на то, что производители титановой губки снизили цены, заключенных фактических сделок мало, так как потребители титана находятся под угрозой дальнейшего сокращения своих производств. За последние три месяца практически все мелкие или средние производители титановой губки в Китае либо существенно сократили производство, либо остановились. Однако о прекращении крупных проектов по производству титановой губки в Китае пока не сообщается, и долгосрочная перспектива для китайских производителей титановой продукции по-прежнему вполне позитивна.

Следует отметить, что титан - это не только металл, а еще и диоксид, то есть важный полуфабрикат для химической промышленности. В прошлом году мощности по производству диоксида титана в Китае достигли 950 тыс. тонн в год. За последние пять лет спрос на диоксид титана в Китае увеличивается в среднем на 10 - 15% в год. По мнению некоторых экспертов, в ближайшие годы Китай выйдет на первое место в мире по производству диоксида титана. Однако несколько пострадал крупнейший производитель диоксида титана в Китае - компания Shandong Dongjia Group в провинции Сычуань, где предприятия ряда компаний по производству диоксида титана подверглись в мае 2008 года сильному землетрясению.

Как сообщают китайские информационные агентства, за январь - сентябрь текущего года компания Shanxi Non-ferrous Metals Holding Group продемонстрировала стабильный рост производства, несмотря на неблагоприятные условия на рынке. Компания произвела 8 тыс. тонн титана, а всего в Китае за январь - октябрь выпущено 39,3 тыс. тонн титана (83,4% к уровню января - октября 2007 года).

Вместе с тем производство титана на китайском комбинате Baotai падает. Основными покупателями ее продукции являются предприятия военной промышленности Китая, а также другие крупные национальные потребители титанового проката и иностранные партнеры. И если потребности первых, скорее всего, останутся стабильными, то у других они уменьшились, и пока рост объемов экспорта титановой продукции шел в основном за счет гражданских отраслей.

В то же время в Китае успешно осуществлен проект "Титановая долина", который разработан крупнейшим в мире производителем титана - российской корпорацией "ВСМПО-Ависма". Тем не менее, несмотря на конкурента в лице Китая, в Верхней Салде на Урале продолжается работа по созданию российской "Титановой долины"; после реализации этой программы к 2012 году "ВСМПО-Ависма" планирует охватить 30 - 35% мирового рынка титана. Кроме того, в скором будущем на базе "ВСМПО-Ависма" начнет работу совместное предприятие с концерном Boeing, которое станет производить детали для самолетов нового поколения. Для этого уже построены производственные и административные корпуса, ведется монтаж оборудования.

По мнению аналитиков "ВСМПО-Ависма", финансовый кризис не сразу повлияет на реальный сектор экономики, но "ВСМПО-Ависма" прогнозирует падение спроса со стороны мировых авиационных концернов. Заметим, что на эту продукцию приходится 65% продаж корпорации, но пока о сокращении мощностей по производству титана никто не сообщал. Мировые мощности по производству титановой губки, по данным Геологической службы США (U. S. Geological Survey), следующие: Китай - 45 тыс. тонн, Япония - 39, Россия - 32, Казахстан - 26, США - 20 тыс. тонн. Между тем China Nonferrous Metals Society сообщает, что в 2007 году Китай вышел на первое место среди мировых производителей титановой губки, опередив Японию. При этом китайские мощности по ее производству расширились до 58 тыс. тонн.

Отметим, что статистика по титану в мире не является полностью открытой. В частности, отсутствуют данные по производству титановой губки в Казахстане. Ожидается, что в Японии мощности по производству титана в 2009 году увеличатся до 52 тыс. тонн в год, а в России - до 56 тыс. тонн. По данным Roskill's Letters from Japan, в прошлом году мировой спрос на титановую губку со стороны производителей титанового проката составил 135 тыс. тонн, и, как прогнозируют эксперты японской компании Toho Titanium, к 2015 году спрос повысится до 235 тыс. тонн.

Использование титана в авиакосмической промышленности, на которую приходится 50 - 60% суммарного потребления этого металла, увеличится на 70%, несмотря на ожидаемое в ближайшие годы снижение числа самолетов, выпускаемых компаниями Boeing и Airbus. Однако следует отметить, что при снижении общего количества производимых самолетов рост спроса на титан прогнозируется за счет повышения удельного потребления титана на каждый самолет типа В787 и А380.

Планируется также расширение производства титана в России, в основном за счет роста внутреннего потребления. Отметим, что Советский Союз 20 лет назад производил ежегодно 100 тыс. тонн металлического титана, что в полтора раза больше, чем США, Япония, Китай и Европа вместе взятые. Это огромное количество не продавалось за рубеж, а расходовалось на нужды отечественной промышленности: 55% шло в авиацию, 25% - на флот, 15% - на космос и ракетостроение.

В настоящее время бывшее гражданское авиастроение в России резко сократилось, а производство боевых истребителей и работа авиазаводов зависят уже больше от планов закупки российских военных самолетов министерствами обороны Китая, Индии, Венесуэлы и других стран. Российский флот также сократился, и его потребность в титане снизилась. Внутреннее потребление титанового проката в России уменьшилось и составляет лишь 3 тыс. тонн, то есть 3% от потребления в советское время.

Напомним, что наиболее богатыми по содержанию титана являются рутиловые и ильменитовые руды. Всего в мире выявлено более 300 месторождений титановых минералов. Россыпи получили наибольшее промышленное значение и являются наиболее вовлеченными в коммерческую эксплуатацию источниками рутилового сырья и примерно половины ильменитового, но в настоящее время в мире эксплуатируются два коренных месторождения ильменита: в Канаде и Норвегии.

Крупнейшие мировые запасы сырья для производства титана, по оценке Геологической службы США, находятся в Китае, Австралии, ЮАР и Индии. Наиболее крупными эксплуатируемыми месторождениями являются прибрежные россыпи, содержащие титан, цирконий и редкоземельные элементы, расположенные вдоль берегов Индии, Бангладеш, Шри-Ланки, Вьетнама, Австралии, Новой Зеландии. Основные производства ильменитового концентрата сосредоточены в 10 странах, три из которых обеспечили около 70% мирового производства: это Австралия (45%), Норвегия (13%) и Украина (12%). Производство рутилового концентрата ведется в шести странах, около 90% этого вида концентрата произведено в трех из них: Австралии (44%), ЮАР (30%) и Украине (15%).

В 2007 году мировое производство ильменитового концентрата составило 10,4 млн тонн, рутилового концентрата - 600 тыс. тонн. Австралия является крупнейшим производителем ильменитового концентрата - 22% мирового производства, на ЮАР приходится 19%, 53% мирового производства рутилового концентрата в 2007 году обеспечила Австралия, на ЮАР пришлось 20%, на Сьерра-Леоне - 14%.

Главный исполнительный директор компании Iluka Resources Дэвид Робб (David Robb) заявил, что ожидает хороший спрос на рутиловый концентрат в 2009 году. Goldman Sachs JBWere в середине ноября 2008 года увеличил прогнозные цены на высококачественное титансодержащее сырье на ближайшие годы. Цены на рутиловый концентрат также предполагаются высокими из-за проблем с производством этого сырья в Сьерра-Леоне и ЮАР. Наибольшую выгоду от высоких цен получат компании Rio Tinto, Exxaro Resources, Iluka и DuPont.

Кроме того, компания Rio Tinto надеется на перспективный рынок диоксида титана в Китае. Пока Китай потребляет 16% мирового производства диоксида титана. Себестоимость производства титансодержащего сырья у Rio Tinto - одна из самых низких в мире. Новое производство ильменитового концентрата, запускаемое в конце 2008 года на Мадагаскаре QMM, дочерним предприятием Rio Tinto, нацелено на достижение к 2011 году производства 750 тыс. тонн титанового концентрата в год.

В заключение отметим, что металлический титан находит все большее применение как конструкционный материал в авиаракетостроении и других отраслях машиностроения, благодаря легкости, тугоплавкости, ковкости, вязкости, коррозийной стойкости. В последние годы сфера применения титана расширяется: из титановых сплавов производятся профессиональное спортивное снаряжение, медицинское оборудование и пр.

Пока ситуация на мировом рынке титана остается противоречивой. Японская компания Toho Titanium недавно составила прогноз о мировом спросе на титановую губку. Согласно этому прогнозу, ожидается, что спрос временно снизится в 2009 году, но вновь вернется к росту в 2010 году.

По мнению Toho Titanium, рост спроса на титан будет составлять 9% ежегодно в течение 5 лет и до 2015 года увеличится до 200 тыс. тонн в год. Причиной роста станет увеличение спроса в авиационной промышленности и кораблестроении. Если даже ситуация в экономике, вызванная финансовым кризисом, в течение ближайшего времени не улучшится, то экономика все равно вернется к состоянию роста уже через два года. Такую оптимистическую точку зрения высказал президент компании Toho Titanium Такеши Курушима (Takeshi Kurushima).

Эксперт агентства Владислав Николаев

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?