28.12.2010, 17:24 23277

Отель "Мариотт" в Алматы может стать самостоятельной причиной землетрясения - эксперт

Отель "Мариотт" в Алматы может стать самостоятельной причиной землетрясения - эксперт

Алматы. 28 декабря. Kazakhstan Today - Отель "Мариотт" в Алматы, расположенный на проспекте Аль-Фараби, может стать самостоятельной причиной землетрясения. Об этом в интервью газете "Время" сообщил доктор геолого-минералогических наук, профессор, сейсмолог Алкуат Нурмагамбетов, передает агентство.

"Летом этого года я писал письмо акиму Алматы Ахметжану Есимову о том, что интенсивное многоэтажное строительство в городе должно учитывать сейсмоусловия. Для этого нужно обследовать всю территорию города и составить свежую карту сейсмического микрорайонирования. Она должна показать нынешнее состояние грунта и грунтовых вод в разных частях Алматы. Последняя такая карта была составлена еще в середине 1980-х годов, и я, кстати, принимал участие в ее разработке", - сообщил А. Нурмагамбетов.

С тех пор, по его словам, "интенсивное строительство значительно изменило нагрузку на землю и сильно повлияло на сейсмическое состояние территории города". "Грунт не выдерживает огромной массы строения и превращается в месиво. В мировой практике есть случаи, когда очень высокие здания сами являлись источником землетрясения. А в Алматы полно таких строений - взять тот же отель "Мариотт" на проспекте Аль-Фараби", - пояснил профессор.

"Пятый год мы с коллегами поднимаем вопрос о сейсмической карте, но пока без толку", - подчеркнул он.

Сейсмолог напомнил, что "в советское время после трагедии в Спитаке (армянский город, где в 1988 году произошло разрушительное землетрясение, в котором погибли 25 тыс. человек, 514 тыс. остались без крова. - Прим. агентства) удалось на законодательном уровне категорически запретить строительство в зонах разлома земной коры в Алма-Ате".

"Однако в 90-е годы этот запрет потихоньку аннулировали, и теперь все разломы уже застроены. А у скольких зданий Алматы сейчас изменена конструкция из-за того, что на первых этажах построены магазины и рестораны! И никто же не проверял их ослабленную сейсмичность - невозможно же к каждому зданию приставить инженера. Чем все это аукнется при землетрясении - неизвестно", - отметил А. Нурмагамбетов.

Как напоминает издание, 22 декабря исполнилось ровно 100 лет со дня самого разрушительного - Кеминского - землетрясения на юге Казахстана, почти полностью уничтожившего город Верный. Согласно мировой статистике, землетрясения магнитудой свыше 7 в одном районе случаются снова через 80 - 200 лет. По словам профессора, "риск повтора сильнейшего землетрясения в Алматы остается".

"Наши сейсмологи делят прогнозы на три периода: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Долгосрочный прогноз делается на 3 - 5 - 7 лет. Могу сказать, что в южной столице и на юге Казахстана уровень сейсмической опасности остается высоким. Тектоническое строение Тянь-Шаня таково, что здесь напряжение накапливается долго, а потом высвобождается в виде сильных колебаний. Краткосрочный прогноз делается на ближайшие месяцы. Так вот пока никаких предвестников сильного землетрясения в 2011 году не выявлено. Но вся беда в том, что при одном мощном землетрясении предвестники катастрофы есть, а при другом они скрыты. Универсальных показателей грядущего землетрясения не существует. В одном случае изменяется химический состав грунтовых вод, в другом - магнитные колебания земли, в третьем - наблюдается необычное поведение животных и т.д.", - пояснил эксперт.

Фото: fotki.yandex.ru, www.geo-photo.ru.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?