16.01.2009, 16:07 3421

Интервью депутата мажилиса парламента РК Дарьи Клебановой агентству "Казахстан Сегодня"

Казахстан Сегодня": Дарья Владимировна, вы являлись членом рабочей группы при мажилисе парламента РК по законопроекту о средствах массовой информации. Расскажите, какие принципиальные нормы либерального характера содержит законопроект?

Д. Клебанова: Откровенно говоря, предложенный документ в корне отличается от своих предшественников. Нормы, предусмотренные в нем, можно назвать действительно либеральными. К примеру, предложенный проект уравнивает позиции истца и ответчика при рассмотрении в суде дел об опровержении.
По действующему законодательству журналист занимает положение заведомо виновного и должен доказывать, что использованные им сведения соответствуют действительности. Истец же обязан предоставить только заявление и опубликованный материал, порочащий его честь, достоинство и деловую репутацию. В случае принятия предложенного законопроекта ситуация изменится. Истец и ответчик окажутся в одинаковых условиях. Журналист не будет считаться виновным, пока не докажут обратное.

Казахстан Сегодня": Вы на заседаниях рабочей группы предлагали также установить размер государственной пошлины, взимаемой с подаваемых в суд исковых заявлений о возмещении морального вреда. Но Ваше предложение не было включено в законопроект. Каковы были аргументы разработчика в этой связи?

Д. Клебанова: Разработчики согласились с тем, что сейчас истец может требовать от СМИ ничем не ограниченные суммы компенсации за моральный вред. Однако в то же время мы сейчас наблюдаем такой факт, когда некоторые СМИ публикуют заказные статьи с целью опорочить достоинство человека. Если мы сейчас определим верхние и нижние границы исковых требований отдельно по средствам массовой информации, будут ущемлены права всех остальных граждан. Да и как можно однозначно оценить достоинство человека?
Согласно статье 952 Гражданского кодекса, моральный вред компенсируется только в денежном выражении, а размер компенсации определяется судом. При вынесении решения учитываются все конкретные обстоятельства, связанные с нарушением личных неимущественных прав гражданина в зависимости от соизмеримости дела.
Взыскание морального вреда относится не только к правовым вопросам деятельности средств массовой информации, но и к защите прав граждан в целом. Предмет данного вопроса должен рассматриваться в плоскости защиты прав человека.

Казахстан Сегодня": Многие журналистские организации в своем заявлении просили установить срок исковой давности в один год, в некоторых рекомендациях по реформированию законодательства указан срок давности не более двух месяцев. Как вы оцениваете данное предложение?

Д. Клебанова: В медиа-сфере существуют издания с периодичностью выхода раз в квартал, раз в полугодие, а также разной тиражностью и территорией распространения. Человек может просто не прочитать вовремя тот или иной материал. В целом, установление срока исковой давности потенциально ущемляет права граждан на защиту своих чести, достоинства и деловой репутации.
Кроме того, необходимо отметить, что основным признаком деятельности масс-медиа является массовость их распространения. СМИ по праву называют четвертой властью, так как они оказывают огромное влияние на общественное сознание. В этой связи особенно важно, чтобы средства массовой информации использовали достоверные сведения в своих материалах.
Также этот принцип определяет ряд законодательных и международных актов. Согласно статье 17 Конституции Республики Казахстан, достоинство человека неприкосновенно. Ряд основополагающих международно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие, предусматривают важность обеспечения основных прав и свобод человека.

Казахстан Сегодня": Какие с Вашей точки зрения позитивные нормы для средств массовой информации еще имеются в законопроекте?

Д. Клебанова: В настоящее время владельцам радио- и телеканалов помимо получения лицензии необходимо проходить процедуру постановки на учет. В законопроекте постановка на учет отменяется, то есть упраздняется одна из двух дублирующих друг друга норм. Снимаются и нормы о переучете СМИ и информационных агентств в случае смены адреса редакции и главного редактора.
Также хотелось бы затронуть еще одну, очень важную, поправку, которая касается профессиональных интересов журналистов. Предложенный законопроект освобождает репортера от обязанности получать разрешение на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью. Кроме того, данная норма корреспондируется с Гражданским кодексом, в статье 145 указано, что такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами.
Нормой, облегчающей журналистам доступ к информации, можно назвать поправку, которая позволяет журналисту обращаться в суд сразу после первого отказа в предоставлении запрашиваемых сведений государственных органов и должностных лиц.
Следует отметить, что и парламентарии внесли свою лепту в данный проект, в частности, были решены вопросы, касающиеся языковой политики. Как известно, на сегодняшний день программы на государственном языке транслируют зачастую в ночное время. В этой связи депутатами мажилиса парламента была предложена норма, направленная на развитие государственного языка в средствах массовой информации. Согласно данной поправке, объем теле- и радиопередач на государственном языке, в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.

Казахстан Сегодня": В заявлении руководителей ряда общественных объединений о несогласии с законопроектом указано, что данные поправки являются косметическими и этого недостаточно для либерализации действующего законодательства. Согласны ли Вы с этими замечаниями?

Д. Клебанова: Да, действительно некоторые руководители СМИ и общественных организаций недовольны разработанным проектом. Не все, что предлагалось, в него вошло. Пока еще не отражены вопросы отмены уголовного наказания за диффамацию в СМИ, не расширена возможность присутствия иностранного инвестора в уставном капитале СМИ, не заложена норма, обязывающая госорганы отвечать на критические замечания в СМИ, особенно в сфере коррупции, и прочее.
Наверное, не бывает такого закона, которым бы были все довольны. Потому что любой закон - это правила, рамки и ограничения, которые неизбежно выставляет любое государство для регулирования той или иной сферы деятельности и общественных отношений. Если профессиональный кодекс чести и этики предполагает внутренние ограничения, то закон - это ограничения внешние.
В этой ситуации важно другое - процесс пошел. Впервые за много лет мы получили такой проект, который действительно содержит нормы, которые реально упростят жизнь участникам информационного рынка уже сегодня. Я думаю, что шаг за шагом наше законодательство будет совершенствоваться в соответствии с мировыми стандартами. То, что не вошло в законопроект сегодня, обязательно войдет завтра.
На мой взгляд, впереди еще большая работа по либерализации законодательства в медиаотрасли: есть необходимость в продолжении ратификации Казахстаном международных документов в сфере СМИ, назревает необходимость в разработке и принятии закона "О телерадиовещании", который мог бы включить в себя нормы, предусмотренные другими законодательными актами, что приведет к созданию благоприятных правовых условий для обеспечения дальнейшего развития телерадиовещания и массмедиа, как важнейших институтов демократической политической системы.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?