30.08.2008, 14:58 3867

Строительство гидроузла "Аклак" в рамках проекта по регулированию русла Сырдарьи планируется завершить в сентябре

По определению строителей, сейчас русловая дамба "намокает" - ее еще предстоит усилить. Ставится задача: в сентябре завершить все работы по комплексу "Аклак".

Кызылорда. 30 августа. "Казахстан Сегодня" - В сентябре планируется завершить строительство гидроузла "Аклак" - последнего крупного объекта международного экологического проекта "Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря". Об этом корреспонденту агентства сообщил главный консультант-координатор проекта от Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан Серикбай Смаилов.

По словам С. Смаилова, на сооружении гидроузла "Аклак", с вводом в действие которого фактически заканчивается реализации первой фазы международного экологического проекта, наступил завершающий этап.

Как пояснил главный консультант-координатор проекта, "долгожданное перекрытие Сырдарьи в районе гидроузла "Аклак" свершилось". "Это событие переносилось несколько раз по субъективным и объективным причинам, среди которых специалисты выделяют многоводье прежних лет", - отметил он.

"Из-за резкого изменения водохозяйственной обстановки пришлось заботиться о защите карьеров и строительных площадок", - сказал С. Смаилов. "На этот раз к новому гидросооружению, которое построено в устье реки, доходит всего 15 - 18 кубометров воды в секунду, в Малый Арал попадает всего 6 - 7 кубометров", - отметил он.

По определению строителей, сейчас русловая дамба "намокает" - ее еще предстоит усилить. Ставится задача: в сентябре завершить все работы по комплексу "Аклак".

Напомним, что стоимость первой части проекта "Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря" составляет $85,79 млн. При этом финансирование первой части осуществляется за счет средств займа Всемирного банка - $64,5 млн и софинансирования из республиканского бюджета - $21,29 млн. Общая стоимость проекта - $346 млн.

По словам акима Кызылординской области Болатбека Куандыкова, "главное - удалось сохранить северную часть Аральского моря как географический и климатообразующий объект". Осушенное дно моря покрылось зеркалом воды площадью 870 квадратных километров (с 2414 до 3288 квадратных километров). Объем воды в Малом Арале увеличился на 11,5 кубических километров и достиг 27,1 кубического километра. Минерализация воды снизилась с 23 до 17 граммов на литр. Возрождается и традиционный для этих мест рыбный промысел.

На очереди реализация второй фазы экологического проекта. Как сообщалось ранее, на подготовку технико-экономического обоснования (ТЭО) второго этапа проекта по регулированию русла реки Сырдарьи и восстановлению северной части Аральского моря выделено $1500 тыс., в том числе $800 тыс. в рамках гранта Международного банка реконструкции и развития и $700 тыс. - из республиканского бюджета.

Второй фазой проекта предусмотрено предотвращение затопления прилегающей территории в период зимнего сброса воды, строительство защитных дамб, проведение ремонтных восстановительных работ, что повысит водообеспеченность 90 тыс. гектаров орошаемых земель. Помимо этого предусмотрено восстановление озерных систем, что в дальнейшем позволит вылавливать до 11,7 тыс. тонн рыбы в год. Планируется строительство электростанции на гидроузле "Аклак", которая позволит обеспечить дешевой энергией близлежащие населенные пункты, и строительство двух мостов в Кызылординской области.

По сведениям С. Смаилова, разработку ТЭО осуществляет ассоциация компаний Arcadis Euroconsult, DHI Water & Environment и Jacobs-Babtie, а также институт "Казгипроводхоз".

В комплекс сооружений гидроузла "Аклак" входят плотина перекрытия, правобережная и левобережная защитные дамбы, рыбоход и восемь головных сооружений на обводнительных каналах, питающих озерные системы. Проектная пропускная способность Аклакского гидроузла рассчитана на 515 кубических метров воды в секунду летом и 400 кубических метров в секунду зимой.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?