18.03.2022, 19:24 73026

Человек в авангарде: в этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Павла Зальцмана

Человек в авангарде: в этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Павла Зальцмана
Фото: vecher.kz
В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Павла Зальцмана.
 
Творческое дарование Павла Яковлевича Зальцмана было многогранным, он вошел в историю отечественного искусства как художник кино, соратник Шакена Айманова и как мастер станковой живописи, педагог, литератор. Искусствоведы называют Павла Зальцмана литератором в живописи и художником в литературе. Шакен Айманов говорил, что "декорации Зальцмана - это поэзия". Он был творцом с передовым мышлением, художником, в искусстве которого сочетались интеллект и фантазия. Именно такому творческому мышлению учил Зальцмана его наставник - один из самых известных представителей русского авангарда Павел Филонов: он развивал направление аналитического, интеллектуального осмысления образов, сообщает "Вечерний Алматы".
Вечерний стол. 1939-1953. pavelzaltsman.org
Автопортрет с дочерью. 1948. pavelzaltsman.org
 
Еще студийцем Павел Зальцман увлекся кино – сначала работал на подхвате у художников ленинградской киностудии, а потом, творчески возмужав, сам стал художником кино. В 30-х он работал на съемках кинофильмов братьев Васильевых ("Личное дело"), Николая Береснева ("Анненковщина"), Ильи Трауберга ("Частный случай"), Адольфа Минкина ("Лунный камень"), Эдуарда Иогансона ("На отдыхе"), Рафаила и Юрия Музыкантов ("За советскую Родину"), Александра Иванова ("На границе").
Эскиз к кинофильму «Господа офицеры» («Поединок»). 1937. pavelzaltsman.org
Лестница. Эскиз к кинофильму «Личное дело». 1931. pavelzaltsman.org
Площадь. Эскиз к кинофильму «На границе». 1937. pavelzaltsman.org
 

Это было интересное время, - вспоминал Павел Зальцман. - Картины тех лет отличало новаторство: утверждалась новая концепция человека, ломались стереотипы немого кино, кинематографисты экспериментировали. Шли поиски новых ракурсов, освещения, внутренней динамики кадра, построений пространства".

Чабаны. 1959. pavelzaltsman.org
Азиатские костры. 1965-1966. pavelzaltsman.org
 
На рубеже 40-х художнику представилась возможность побывать в нашем регионе - вместе с коллегами он совершил киноэкспедицию в Среднюю Азию и с большим интересом знакомился с культурой Туркестанского края.
 
Из поездки он вывез много творческих идей и планов, реализовать которые помешала война.
 
Вместе с коллегами он был мобилизован на проектировку маскировочных работ. За этим техническим названием скрывалось создание макетов городских улиц, площадей, кварталов, памятников исторического и архитектурного наследия. В натуральную величину живописцы и архитекторы выстраивали "город, которого нет" - муляж Ленинграда. Муляжи Зальцмана и его коллег были настолько правдоподобными, что вражеские самолеты бомбили именно по ним, а подлинные шедевры архитектуры оставались нетронутыми.
Портнихи. 1975-1976. pavelzaltsman.org
Стройотряд. 1980-1981. pavelzaltsman.org
Абстрактная композиция. Б., гуашь. Собрание А.А. Кельберга. pavelzaltsman.org
 
В разгар блокады Зальцман смог эвакуироваться из осажденного города на Неве - приехал в Алма-Ату, которая на время войны стала центром кинематографии СССР: в городе была создана Центральная объединенная киностудия, включавшая "Мосфильм" и "Ленфильм". В Алма-Ате снимались фронтовые киносборники и полнометражные художественные фильмы.
 
Зальцман включился в работу. Несмотря на тяготы и нужду военного времени, не слишком устроенный быт, творческая жизнь города била ключом - проходили концерты, в оперном и драматическом театрах шли спектакли. Вся Алма-Ата, включая эвакуированных деятелей искусства, ходила на спектакль "Укрощение строптивой" с молодым актером Шакеном Аймановым. Позже Зальцман познакомился с ним лично, и эта встреча стала началом многолетнего творческого союза.
Сурхарбан. 1934. pavelzaltsman.org
Ленинград, 1940 год. pavelzaltsman.org
 
В 1944 году коллективы киностудий стали возвращаться в Москву и Ленинград. У Павла Зальцмана такой возможности не было: ввиду немецкого происхождения отца за ним закрепили статус спецпереселенца. Но он и не стремился уезжать, почувствовал себя в Казахстане своим, полюбил Алма-Ату с ее солнцем, журчащими арыками, цветущими садами и живописными предгорьями.
 
Он погрузился в исследование казахского народного искусства, изучал строение юрты, быт аула – все эти знания привносил в творчество, в кинематографическое искусство.
Групповой портрет с автопортретом и Петькой. 1933-1938-1951. pavelzaltsman.org
 
Зальцман стал соратником Шакена Айманова. Художника вдохновлял аймановский энтузиазм, а Шакен Айманов в свою очередь черпал вдохновение из художественных образов, создаваемых Зальцманом. Вместе они работали над картинами "Дочь степей", "Поэма о любви" и "Перекресток".
 
Филоновское стремление к скрупулезности в передаче деталей Зальцман пронес через всю жизнь и творчески развил идеи своего педагога. По воспоминаниям современников, Павел Зальцман мог создать на киноплощадке такую правдоподобную декорацию аула, что непосвященные принимали ее за подлинное кочевье.
Ночной город. 1960-е. pavelzaltsman.org
Змея и львенок (щенок). 1963. pavelzaltsman.org
 
В течение тридцати лет, по 1985 год, Павел Яковлевич Зальцман был главным художником Алма-Атинской киностудии. "Что такое главный художник такой огромной индустриальной системы, как киностудия? Это человек, которому кроме чисто творческих дел надо утверждать сметы, доставать материалы, следить за тем, чтобы в утвержденный финансовый план вошло все необходимое, включая костюмы, участвовать в худсоветах, курировать семьи и параллельно самому работать над картинами", – делился Павел Зальцман.
Степная песня. 1932-1934. pavelzaltsman.org
 
Помимо картин Шакена Айманова художник работал в фильмах "Золотой рог" и "Ботагоз" Ефима Арона, "Девушка-джигит" Павла Боголюбова и других.
 
Работая в кино, он продолжал заниматься живописью, благо сюжетов было множество. Будучи портретистом, схватывал суть изображаемого, образы получались живыми, а за каждым портретом прочитывалась человеческая судьба. Кроме того, преподавал в различных учебных заведениях и оставил после себя много учеников.
2012, сентябрь-октябрь — Выставка произведений Павла Зальцмана к 100-летию со дня рождения. ГМИ РК им. Кастеева, Алма-Ата, Казахстан. pavelzaltsman.org
 
Не стало Павла Зальцмана в 1985 году. Уже в нынешнее время потомки художника издали его литературное наследие - рассказы, поэзию, где авангардное мышление сочетается с жизненными зарисовками: "Мадам Ф". "Сигналы Страшного суда. Поэтические произведения". "Осколки разбитого вдребезги. Дневники и воспоминания 1925-1955".
 
Статья опубликована в № 29 от 17.03.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Человек в авангарде".
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?