02.10.2021, 15:03 350047

Казахстан готовит обращение к КНР по ситуации с экспортом грузов

На сегодняшний день на станции Алтынколь скопилось более 4 тыс. контейнеров с грузами из Китая, которые ожидают дальнейшего отправления в Казахстан и другие страны.
НУР-СУЛТАН. 2 ОКТЯБРЯ - Казахстан готовит обращение к КНР по ситуации с застрявшими на границе грузами, передает KAZAKHSTAN TODAY.
 

С 15 по 30 августа 2021 года китайская сторона в связи с фактами вспышки коронавируса на станции Алашанькоу запретила ввоз грузовых вагонов и начала принимать только контейнерные поезда. При этом введена двойная противоэпидемиологическая обработка. В этой связи снижение приема до 8-9 поездов в сутки (при норме в 10-12 поездов) повлияло на вагонопоток на казахстанской стороне и способствовало росту числа "брошенных" поездов. В период с 17 по 27 августа средний прием составил 10 поездов (389 вагонов) в сутки, из которых 8-9 контейнерные поезда, 1-2 рудные грузы навалом, другие грузы не принимаются. 28 августа прием снижен до 3 поездов в сутки", - сообщил министр иностранных дел РК Мухтар Тлеуберди в ответ на запрос депутатов мажилиса.

 
По данным ведомства, за 2020 год объем железнодорожных грузоперевозок между РК и КНР вырос на 23%, до 21,6 млн тонн. За 8 месяцев текущего года этот показатель вырос на 2%, до 14,4 млн тонн, при этом из РК в КНР перевозки снизились на 10% (8,4 млн тонн, а из КНР в РК выросли на 27% (5,9 млн тонн).
 
Как отметили в МИДе, на снижение объемов железнодорожных грузоперевозок по направлению КНР - РК влияют следующие причины: 
 
  1. приоритетность для Китая европейского направления поставок (продажа продукции с высокой добавленной стоимостью, большой объем заказов, риски потери стратегических рынков сбыта и другое) в ущерб регионам Центральной Азии и Кавказа, а также России;
  2. обязательства РК в рамках семистороннего (Беларусь, Германия, Казахстан, Китай, Монголия, Польша и Россия) Соглашения об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай - Европа от 2017 года. В соответствии с договоренностями, железнодорожные контейнеры по маршруту Китай - Европа - Китай проходят в приоритетном порядке;
  3. введение китайской стороной ограничений на погрузку и отправку контейнерных поездов в направлении РК с 10 июля по 9 сентября 2021 года;
  4. нехватка фитинговых железнодорожных платформ в Казахстане, которые предназначены для перевозки контейнеров с грузами из КНР.

В результате на сегодняшний день на станции Алтынколь скопилось более 4 тыс. контейнеров с грузами из Китая, которые ожидают дальнейшего отправления в Казахстан и другие страны. Скопление контейнеров связано с нехваткой фитинговых железнодорожных платформ на казахстанской части.
 
На станции Достык находится 206 контейнеров, которые уже выпущены таможенным органом РК, однако не приняты к перевозке.
 
По информации АО НК "КТЖ", нехватка фитинговых платформ связана с: медленным возвратом платформ КТЖ из Европы ввиду наводнений в Германии и их последствий; увеличением грузопотока из КНР железнодорожным транспортом.
 
В МИД также проинформировали, что в течение 2020-2021 годов на переговорах с китайской стороной на всех уровнях Казахстан поднимал вопрос восстановления пропускной способности пунктов пропуска. В том числе 2 июня 2021 года состоялся телефонный разговор президента РК Касым-Жомарта Токаева с председателем КНР Си Цзиньпином. 
 

В настоящее время посольством РК в КНР совместно с диппредставительствами соседних с КНР стран прорабатывается возможность коллективного обращения к руководству МИД КНР и других ведомств Китая с целью скорейшего возобновления грузоперевозок. МИД РК на постоянной основе оказывает содействие казахстанским компаниям по доставке в Казахстан застрявшего в Китае груза. По состоянию на 25 сентября решен вопрос отправки в РК 230 контейнеров", - говорится в ответе на запрос.

 
Также в МИДе отметили, что в результате проведенной работы возобновлена работа казахстанско-китайского автомобильного пункта пропуска "Бахты - Покиту" и "Майкапчагай - Зимунай". На сегодня со значительными ограничениями функционируют пункты пропуска "Нур жолы - Хоргос", "Бахты - Покиту", "Алаколь - Алашанькоу".
 
По информации китайской стороны, для возобновления функционирования пункта "Калжат - Дулаты" требуется строительство на территории КНР дополнительной инфраструктуры, которое уже ведется. 
 
Для заезда на территорию КНР через пункт пропуска "Нур жолы - Хоргос" в электронной очереди ожидают около 4 тыс. порожних автотранспортных средств. До пандемии через этот пункт ежедневно проезжало от 200-300 грузовых автомашин.
 
В МИДе также сообщили, что на снижение объемов железнодорожных грузоперевозок по направлению РК - КНР влияют: ужесточение правительством СУАР санитарно-эпидемиологических мер путем обязательной обработки и дезинфекции контейнеров и вагонов; усиление проверки санитарными службами Китая грузов (берутся пробы с продукции и грузов в каждом вагоне); сокращение количества рабочих на китайской части пунктов пропуска; в зимний период увеличивается время противоэпидемиологической обработки грузовых автомобилей/вагонов; нехватка контейнеров в Казахстане для перевозки грузов в КНР; запрет на ввоз мелкотарной продукции, включая упакованную в мешки пшеницу и другие зерновые культуры.
 

МИД РК в рамках своей компетенции будет продолжать переговорный процесс с китайской стороной по увеличению объемов грузоперевозок через пункты пропуска на границе РК и КНР, в том числе данные вопросы будут включены в повестку дня 10-го заседания Комитета по сотрудничеству РК-КНР (ноябрь текущего года в формате видеоконференцсвязи).

 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?