08.06.2023, 15:35 18436

В Сочи открылся Евразийский конгресс'23  

Для государств Центральной Азии развитие трансграничной инфраструктуры, помимо транспорта, весьма актуально в водно-энергетическом комплексе
В Сочи открылся Евразийский конгресс'23
Фото: ЕАБР
Москва. 8 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Сегодня в Сочи в парке науки и искусства "Сириус" открылся Евразийский конгресс'23. В ходе конгресса состоялась презентация аналитического доклада Евразийского банка развития о трансграничных государственно-частных партнерствах, сообщает корреспондент агентства.

Презентация доклада "Трансграничные и межстрановые ГЧП как механизм реализации инвестиционных проектов" на полях "Евразийского конгресса'23"

В условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение, в первую очередь для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Реализация трансграничных инфраструктурных проектов обуславливает участие в них двух и более государств, привлечение частных инвестиций и обеспечение координации большого круга участников. Эффективным механизмом реализации таких проектов может выступать трансграничное государственно-частное партнерство (ГЧП)", - сообщил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров.


По информации Евгения Винокурова, "в мире реализовано несколько десятков проектов развития трансграничной инфраструктуры на принципах ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, автодороги, трубопроводы), водно-энергетического комплекса и телекоммуникаций. Однако в регионе Евразия потенциал трансграничных ГЧП практически не реализован, за исключением проекта строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. ЕАБР придает особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП с целью повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры, облегчения и ускорения запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации".

Банк подготовил аналитический доклад, в котором определены критерии и сферы применения проектов трансграничных ГЧП, дана оценка потенциала ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры в странах ЕАЭС и Центральной Азии, разработаны руководящие принципы для эффективной реализации трансграничных ГЧП в регионе", - рассказал докладчик.


В докладе обозначены критерии отнесения инфраструктурных проектов к трансграничным, а также сферы инфраструктурного развития, где использование модели трансграничных ГЧП является перспективным.

Международный опыт реализации трансграничных ГЧП на примерах практических кейсов в сферах транспорта и энергетики.

Оценка возможностей использования механизма трансграничных ГЧП для реализации инфраструктурных проектов в странах ЕАЭС и Центральной Азии.

Разработанные ЕАБР руководящие принципы для трансграничных ГЧП, включая проект структуры модельного соглашения о реализации проекта развития трансграничной инфраструктуры на принципах ГЧП.

Трансграничные государственно-частные партнерства"


В условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение, в первую очередь для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Реализация трансграничных инфраструктурных проектов обуславливает участие в них двух и более государств, привлечение частных инвестиций и обеспечение координации большого круга участников. Эффективным механизмом реализации таких проектов может выступать трансграничное государственно-частное партнерство (ГЧП). В мире реализовано несколько десятков проектов развития трансграничной инфраструктуры на принципах ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, автодороги, трубопроводы), водно-энергетического комплекса и телекоммуникаций. Однако в регионе Евразия потенциал трансграничных ГЧП практически не реализован, за исключением проекта строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. ЕАБР придает особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП с целью повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры, облегчения и ускорения запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации.

Банк подготовил аналитический доклад, в котором определены критерии и сферы применения проектов трансграничных ГЧП, дана оценка потенциала ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры в странах ЕАЭС и Центральной Азии, разработаны руководящие принципы для эффективной реализации трансграничных ГЧП в регионе", - указывается в докладе.


Фото: Презентация ЕАБР

Главный экономист ЕАБР пояснил, что "в условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение - в первую очередь для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Реализация трансграничных инфраструктурных проектов предполагает участие в них двух или более государств, требует значительного объема частных инвестиций и координации большого круга участников таких проектов. Один из эффективных механизмов реализации такого рода проектов - трансграничное государственно-частное партнерство (ТГЧП).

В мире реализовано несколько десятков проектов развития инфраструктуры на принципах трансграничного ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, автодороги, трубопроводы), водно-энергетического комплекса (ВЭК) и телекоммуникаций. Однако в Евразийском регионе практика трансграничных ГЧП почти не использовалась, исключение - российско-китайский проект строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. Именно поэтому ЕАБР придает особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП. Это необходимо для повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале трансграничного ГЧП, что, в свою очередь, послужит развитию трансграничной инфраструктуры в Евразии, облегчению и ускорению запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации".

Преимущества трансграничных ГЧП обусловлены возможностями объединения ресурсов государств и частных партнеров, что позволяет восполнять дефицит государственных средств для развития трансграничной инфраструктуры, решать проблемы, возникающие в силу разницы инвестиционных возможностей государств и различий между их законодательством. Совместная деятельность и объединение имущественных, финансовых ресурсов государств, выступающих в качестве публичных партнеров трансграничных ГЧП, обеспечивают результаты, которые не могли бы быть достигнуты странами по отдельности при реализации национальных проектов ГЧП. Участие частного партнера (как правило, одного) обеспечивает скоординированное и последовательное исполнение обязательств по соглашению о ГЧП "по обе стороны границы".

Ключевой критерий трансграничных ГЧП - особый состав участников. В первую очередь это множественность публичных партнеров, в качестве которых выступают правительства или уполномоченные ими органы двух или более государств. Трансграничные проекты ГЧП выходят за рамки национального правопорядка одного государства и обуславливают необходимость создания специальных норм и правил для всех участвующих партнеров. Эти нормы согласовываются государствами в рамках международного договора, который становится правовой основой подготовки и реализации трансграничных ГЧП", - в докладе рассмотрены пять наиболее типичных кейсов реализации трансграничных ГЧП в сфере транспорта и энергетики.


Фото: Презентация ЕАБР

По мнению экспертов банка, "важные критерии для идентификации трансграничных ГЧП - связанные с региональным экономическим сотрудничеством цели инициации проектов и эффекты, которые достигаются при их реализации. Наиболее значимы они для государств, инициировавших трансграничный проект ГЧП, и в первую очередь для развивающихся государств, не имеющих выхода к морю, зависимость которых от физической и экономической связанности особенно высока. Создание трансграничной инфраструктуры способствует росту объемов торговли товарами и услугами, взаимных инвестиций, движения рабочей силы - главных показателей экономической интеграции. Немаловажны и кумулятивные эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются в странах, участвующих в процессах регионального экономического сотрудничества и кооперации".

Фото: Презентация ЕАБР

Инфраструктурная связанность, обеспечиваемая благодаря трансграничным проектам, - важный довод в пользу их реализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии и Южного Кавказа в силу их географического положения, протяженности государственных границ, структуры экономических и транспортных связей, значения водно-энергетического комплекса. Вопросы повышения инфраструктурной и в первую очередь транспортной связанности включены в Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции на период до 2025 года, в приоритеты скоординированной транспортной политики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС.

Для государств Центральной Азии развитие трансграничной инфраструктуры, помимо транспорта, весьма актуально в водно-энергетическом комплексе.

К числу потенциальных трансграничных ГЧП в странах ЕАЭС и Центральной Азии можно отнести проекты строительства и последующей эксплуатации железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомобильной дороги Алматы - Иссык-Куль, ЛЭП постоянного тока Россия - юг Казахстана, пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе и др.

Для успешного развития трансграничной инфраструктуры и эффективного управления процессами реализации проектов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кавказа ЕАБР разработал руководящие принципы, базирующиеся на передовом международном опыте и наилучших практиках реализации трансграничных проектов

Фото: Презентация ЕАБР

Руководящие принципы направлены на нахождение баланса между стремлением развивать трансграничную инфраструктуру и учетом интересов каждого из государств - участников проектов ТГЧП, служат ориентирами при обеспечении финансовой устойчивости и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредиторов, помогают определиться с действиями, которые лучше всего подходят для бесперебойного и безопасного функционирования трансграничных объектов инфраструктуры "по обе стороны границы", необходимы для адаптации правового режима ТГЧП с целью максимизации пользы от реализации проектов и увеличения их вклада в достижение ЦУР.

По данным ЕАБР, в форуме примут участие представители власти, бизнеса, научного и экспертного сообществ десятков стран. Главная тема обсуждения - будущее евразийского пространства, трансграничное государственно-частное партнерство (ГЧП), продовольственная безопасность, обеспеченность водными ресурсами, возможности для инвестирования и роста капитала стран Центральной Азии. Организатор конгресса - Евразийский банк развития (ЕАБР).
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?