08.11.2013, 11:53 13733

Генпрокуратура Казахстана отмечает слабую защиту прав инвалидов

Слабая координация, огрехи в планировании, недостаток профессионализма, а порой и просто черствость в работе на местах. Все это напрямую и самым негативным образом отражается на качестве жизни инвалидов, доступности для них социальной и правовой защиты.

Астана. 8 ноября. Kazakhstan Today - В четверг на заседании коллегии Генеральной прокуратуры по вопросу "О применении законодательства, направленного на защиту и поддержку законных прав и интересов инвалидов и лиц, находящихся в домах престарелых за 2012 год и 1 полугодие 2013 года", начальник 1-го департамента Генеральной прокуратуры Канат Сейдгапбаров отметил низкий уровень защиты прав инвалидов в стране, передает Kazakhstan Today.

"С 2005 года действует специальный закон об социальной защите инвалидов. В 2008 году принят закон о специальных услугах. Сейчас мы находимся в процессе присоединения к Конвенции о правах инвалидов. Создано довольно много социальных инструментов - от денежных пособий до института индивидуальных помощников", - сообщил К. Сейдгапбаров.

Несмотря на то, что есть серьезные позитивные сдвиги в материальном обеспечении граждан этой категории, реальная защита прав в данной сфере - это не констатация выполненного, а работа над тем, что еще не сделано, до тех пор, пока окружающая действительность не станет для инвалидов безбарьерной средой, отметил начальник департамента.

По его информации, довольно давно статья 25 закона о социальной защите инвалидов требует устанавливать специальные светофоры в наиболее людных местах и рядом с учреждениями, предназначенными для инвалидов.

Между тем на всю Кызылординскую область действуют всего 2 таких светофора.

Также по закону предприниматели обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общественному транспорту.

Однако ни одного специально приспособленного автобуса не удалось встретить на городских и междугородних маршрутах в Жамбылской, Алматинской и Южно-Казахстанской областях. Да и в остальных регионах наличие таких транспортных средств - не правило, а очень редкое исключение, отметили в прокуратуре.

"К сожалению, практически ни одна законодательная норма, направленная на их защиту и поддержку, надлежащим образом не исполняется. Закон требует, чтобы объекты жилищно-гражданского и коммунального назначения не сдавались в эксплуатацию без участия представителей общественных объединений инвалидов. Несмотря на это, во всех городах и поселках страны подавляющее большинство объектов не соответствует требованиям специальных строительных норм. Это касается даже зданий социальных служб и медико-социальных учреждений, призванных в первую очередь обеспечить защиту инвалидов", - сказал К. Сейдгапбаров.

По его информации, доля трудоспособных людей из общего числа инвалидов составляет около 70%, или порядка 400 тыс. человек. Однако из-за отсутствия разъяснительной работы о льготах среди работодателей и крайней пассивности уполномоченных органов по стране трудоустроено лишь около 11% трудоспособных инвалидов (45 тыс.).

"На местах финансирование нужд инвалидов проводится без соответствующего анализа. Не покидает стойкое ощущение того, что во многих областях процесс планирования заключается в совершении лишь одного арифметического действия - умножения прошлогодней суммы на показатель инфляции", - сказал представитель Генпрокуратуры.

По его данным, из-за недостатка денег в медико-социальных учреждениях (МСУ), в которых в целом по стране проживает более 7 тыс. престарелых и инвалидов, на содержание подопечных незаконно используются их собственные средства.

К примеру, в пансионате, расположенном в Абайском районе Карагандинской области, с пенсий и пособий престарелых на оплату коммунальных услуг принудительно взималось до 4000 тенге.

Как отметил К. Сейдгапбаров, после актов прокурорского реагирования в местном бюджете Актюбинской области на социальную помощь в прошлом году дополнительно изыскали 19 млн тенге. А в текущем году в Жамбылской области - 263, а в Алматинской - 74 млн тенге.

Подчеркивается также, что органам здравоохранения не всегда удается обеспечить инвалидов медуслугами даже в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Так, отсутствие невропатолога в Центральной районной больнице Байганинского района Актюбинской области повлекло неоказание медицинских услуг 25 детям-инвалидам.

"Несоблюдение очередности и создание условий для коррупции наблюдаются при направлении инвалидов на санаторно-курортное лечение в Павлодарской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Серьезные упущения есть и в работе по обеспечению социальной части программ реабилитации, а это: обеспечение протезами, сурдо-, тифло- и другими специальными средствами, услугами индивидуальных помощников. Значимость этих мер для нормальной жизни инвалидов сложно переоценить.

Адекватное отношение уполномоченных чиновников и здесь присутствует, мягко говоря, не всегда", - сказал К. Сейдгапбаров.

По его информации, а Северо-Казахстанской области ребенок с диагнозом ДЦП был обеспечен специальной прогулочной коляской лишь спустя 1 год и только после мер прокурорского реагирования, а уполномоченному органу Мангистауской области целый год потребовался на то, чтобы выдать ребенку-инвалиду ортопедическую обувь. В итоге обувь выдана, но на левую ногу вместо правой.

Еще один случай равнодушия к проблемам инвалидов также произошел в Мангистауской области, где 75-летнему инвалиду выдали детское кресло-коляску.

По информации прокуратуры, в Жамбылской области инвалиду 1-й группы комнатное кресло-коляска выдано только "на бумаге", фактически спецсредство он не получал.

В городе Актобе отдел занятости и соцпрограмм, нарушив сроки госзакупок, на 4 месяца оставил 199 инвалидов без средств гигиены.

В Жамбылской области управлением занятости и соцпрограмм из 20 наименований социальных средств реабилитации на момент проверки в августе - сентябре приобретены лишь 3, и те еще не дошли до инвалидов.

"К сожалению, перечислять подобные примеры головотяпства и бездушного отношения к нуждам инвалидов можно довольно долго. Заслуживает внимания опыт России, где инвалиды наделены правом приобретать гигиенические средства самостоятельно за свой счет с последующей компенсацией расходов в установленных пределах", - отметил докладчик.

Он также сообщил, что в некоторых случаях права инвалидов приходится защищать даже от организаций, специально созданных для помощи лицам с тяжелыми недугами.

Так, общественным фондом "Маркабат" (Алматы) к оплате предъявлены акты об обслуживании 34 детей с психоневрологическими заболеваниями. Однако встречными проверками установлено, что 15 из них социальные услуги не были оказаны, а фонд незаконно получил от государства более 4 млн тенге.

По всем подобным фактам возбуждены уголовные дела, но и сами по себе эти примеры дают четкое представление об отношении общества к проблеме социальной интеграции инвалидов и их реабилитации, отмечают в ведомстве.

Особое возмущение вызывают случаи воровства денег и имущества престарелых и инвалидов персоналом некоторых медико-социальных учреждений, которые по долгу службы должны больше самих подопечных радеть за их благополучие.

Наряду с вопиющим случаем, произошедшим в Коксайекском психоневрологическом диспансере, в Южно-Казахстанской области выявлено еще 11 фактов незаконной реализации имущества недееспособных, находящихся в медико-социальных учреждениях.

В Туркестанском психдиспансере более 300 больных из-за ремонта выселили во двор, едва прикрыв их от солнца тряпичным навесом, хотя в здании были свободные комнаты.

"С таким радением персонала и администраций не мудрено, что минимальные нормы одежды и мягкого инвентаря, а также сроки их носки в медико-социальных учреждениях страны грубо нарушаются.

Например, в Зеленовском районе Западно-Казахстанской области престарелые и инвалиды два года не получали обувь, головные уборы, верхнюю и иную одежду. При наличии одежды на складе необходимый комплект 75 детям Саркандского психоневрологического дома-интерната (Алматинская область) выдан лишь по указанию прокурора", - проинформировал начальник 1-го департамента.

По его мнению, результаты проверки свидетельствуют о том, что соблюдение установленных законом требований так и не стало правилом.

При имеющемся масштабе нарушений за весь прошлый год по стране к административной ответственности привлечено 48 лиц, за 9 месяцев этого года - 37.

"В уполномоченном органе этим занимаются инспекторы труда, для которых защита прав инвалидов не является приоритетом. Слабая координация, огрехи в планировании, недостаток профессионализма, а порой и просто черствость в работе на местах. Все это напрямую и самым негативным образом отражается на качестве жизни инвалидов, доступности для них социальной и правовой защиты", - сказал К. Сейдгапбаров.

Для искоренения основных проблем инвалидов ведомство предложило выделить контроль за соблюдением прав инвалидов из функций инспекторов труда в самостоятельное направление; обязать персонал социальных служб проходить специальные психологические проверки; активизировать информационно-пропагандистскую работу в сфере социальной защиты инвалидов, воспитания соответствующих нравственных ценностей, особенно у подрастающего поколения.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?