06.06.2014, 15:40 5394

Генпрокуратура не считает эффективным преподавание основ религиоведения в учебных заведениях РК

Совокупность указанных обстоятельств не позволяет рассчитывать на учебный курс как на эффективный механизм повышения религиозной грамотности учащейся молодежи, недопущения распространения среди них радикальной религиозной идеологии.

Астана. 6 июня. Kazakhstan Today - Генпрокуратура не считает эффективным преподавание основ религиоведения в учебных заведениях РК.

"Государством принимаются меры, направленные на повышение религиозной грамотности населения, ограждения граждан от влияния радикальной религиозной идеологии. Важность этой работы приобретает особую значимость в современных условиях, когда казахстанское общество столкнулось с насильственными проявлениями религиозного радикализма. Кроме того, очевиден факт роста количества верующего населения страны", - пишет прокурор Самат Нысанбаев в статье, опубликованной на сайте Генеральной прокуратуры, передает Kazakhstan Today.

В статье сообщается, что по результатам социологического опроса населения, проведенного по заказу Агентства по делам религий общественным фондом "Международный институт региональных исследований "Открытое общество", по состоянию на конец 2013 года 80% респондентов от общего числа опрошенных идентифицировали себя как верующие.

По мнению прокурора, это обстоятельство требует реализации комплексных и системных мер по повышению религиозной грамотности граждан, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, для недопущения вовлечения их в радикальные религиозные структуры. Поэтому вопросам религиозного просвещения молодого поколения Казахстана уделяется самое серьезное внимание.

Так, согласно указу президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года "О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма" в средних школах страны с 2004 года в 10 классах стал проводиться специальный курс "Основы религиоведения".

В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования разработана и утверждена Типовая учебная программа по курсу "Основы религиоведения" для 9 класса. Целью данного факультативного курса является формирование у учащихся осознанного подхода к вопросам религии, основ гуманистических и духовно-нравственных ценностей, непринятия ими радикальных религиозных идей. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа в год, или по одному академическому часу в неделю.

"Вместе с тем результаты изучения нормативной базы, регулирующей вопросы преподавания в организациях образования курса "Основы религиоведения", позволяют сделать вывод, что Министерством образования и науки не принято достаточных и исчерпывающих мер по обеспечению качества обучения данному курсу. В частности, до настоящего времени не определены конкретные требования к квалификации учителей, обучающих этому курсу. Администрации средних школ при подборе преподавательского состава руководствуются лишь инструктивно-методическим письмом Министерства от 2010 года, которое указывает на обязательность ведения курса учителями высшей категории. Кроме того, раз в пять лет преподаватели должны проходить соответствующую переподготовку, с получением соответствующего сертификата. Однако в отдельных регионах страны обучение основам религиоведения ведется учителями, не прошедшими переподготовку. К примеру, не имеют соответствующих сертификатов 291 преподаватель в Актюбинской области, 120 - в Восточно-Казахстанской, 55 - в Павлодарской, 16 - Западно-Казахстанской областях", - сказано в статье.

С. Нысанбаев подчеркивает, что особую озабоченность вызывает методологическая составляющая обучения этому курсу.

"Несмотря на то, что учебник "Основы религиоведения" был выпущен в 2011 году и по некоторым позициям не отвечает складывающейся в стране ситуации в сфере религиозных отношений, использование его в учебном процессе продолжается и по сей день. Так, в учебнике содержатся ссылки на закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", который утратил силу с принятием нового закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Приводится крайне недостаточная по содержанию и объему информация относительно нетрадиционных религиозных течений, деятельность которых за последнее время получила весьма широкое распространение. Содержание учебника не соответствует также положениям Типовой учебной программы по курсу "Основы религиоведения". Так, в учебнике отсутствует тематический раздел, раскрывающий учащимся историю и причины распространения религиозного экстремизма и терроризма в мире, формы противодействия этим явлениям, объясняющий их псевдорелигиозную природу и т.д.", - пишет прокурор.

По его данным, многие средние школы не обеспечены книгами. К примеру, преподаватели и учащиеся средних школ Жамбылской области обеспечены учебником лишь на 57,7%, Актюбинской - на 65%.

Совокупность указанных обстоятельств не позволяет рассчитывать на учебный курс как на эффективный механизм повышения религиозной грамотности учащейся молодежи, недопущения распространения среди них радикальной религиозной идеологии, сказано в заключение статьи.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?