01.07.2023, 11:45 103381

ЖК в микрорайоне Горный гигант в Алматы активно строятся близ сибиреязвенного захоронения - Антикор

Отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков
ЖК в микрорайоне Горный гигант в Алматы активно строятся близ сибиреязвенного захоронения - Антикор
Алматы. 1 июля. KAZAKHSTAN TODAY - В Антикоррупционной службе рассказали, что согласно внешнему анализу в сфере строительства предгорной зоны мегаполиса коррупционные риски установлены на всех этапах градостроительства в Алматы.

В частности, в мегаполисе отсутствует системное планирование градостроительства.

Анализ показал, что генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. В связи этим функциональные зоны свыше 63 тысяч гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС. Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек. Кроме того, в микрорайоне Горный гигант активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения", - сообщили в Антикоре.


Другой проблемой является изменение целевого назначения земли. Как подчеркнули в пресс-службе, должностные лица акимата меняли целевое назначение земель на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных участков возводились МЖК.

Вместе с тем подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью 2 гектара с ЛПХ на ИЖС. Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 млн тенге им не уплачена.


Причиной такой практики является региональный план реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса", - рассказали борцы с коррупцией.

Третье - получение земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах.

Сообщается, что должностные лица акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность. Упущенная прибыль государства предварительно составила порядка 400 млн тенге.

Четвертое - процессы строительства пронизаны коррупционными факторами.

Как пояснили в антикоррупционном ведомстве, отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков.

Таким образом одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершении строительства объекты были введены в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем реализованы как жилой комплекс Baganashil.


Анализом установлено 11 фактов, когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты", - уточнили в пресс-службе.

Еще одним распространенным нарушением является строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше проспекта Аль-Фараби высотой 12 метров и не более трех этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом "Домино" высотой 15 метров. Выявлено 18 таких объектов.

В рамках анализа также установлено превышение плотности застройки по 10 многоквартирным комплексам на площади 84 гектара.

Еще одна проблема - слабый государственный контроль за строительством.

Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа.

Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски. Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привели к узакониванию нелегальной застройки", - отметили в Антикоре.


Шестое - поверхностная цифровизации государственных услуг в сфере строительства.

Как объяснили в ведомстве, электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок "помогаек".

В ходе анализа Антикором были предоставлены рекомендации по возврату 229 гектаров земли из жилой зоны в рекреационную. Этот пункт был учтен в новом генеральном плане Алматы до 2040 года, утвержденном в мае правительством.

Помимо этого, предложено установить особый порядок по переводу земель из рекреационной зоны в жилую. Должно быть обязательное согласование проектов детальной планировки со стороны профильного министерства.

В целом по результатам анализа Антикоррупционной службой подготовлен комплексный план по устранению выявленных коррупционных рисков. Документ из 58 пунктов передан в уполномоченные органы для дальнейшей реализации. По всем коррупционным фактам агентством зарегистрировано и расследуется 8 уголовных дел", - добавили в ведомстве.


Напомним, более 150 нарушений выявлено при застройке в предгорьях и водоохранных зонах Алматы.

Ранее сенатор предложил объявить мораторий на строительство в предгорьях Алматы.

Экс-глава МЧС РК Юрий Ильин заявил о необходимости ужесточения требований к застройщикам.

Зачастую принимаются и вводятся в эксплуатацию здания, жилые дома, которые построены в том числе из саманного кирпича, который никаким нормам не подлежит и не выдержит при разрушительном землетрясении. Здесь большой спектр работы, который нам предстоит решать, и, наверное, потребует больших и финансовых средств и, возможно, пересмотра законодательства в целях ужесточения требований к застройщикам, непосредственно ведущим работы в сейсмоопасном регионе", - пояснил Ильин.


Независимый эксперт поделилась мнением о генплане Алматы до 2040 года. По ее словам, генплан предусматривает еще больший рост застройки, причем высокоэтажной.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?