27.10.2010, 15:44 31713

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является автотранспорт - эксперт

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является автотранспорт - эксперт

Алматы. 26 октября. Kazakhstan Today - Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Алматы является автомобильный транспорт. Об этом в интервью агентству сообщил профессор, заведующий кафедрой коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова Борис Неменко.

Как рассказал Б. Неменко, на протяжении последних двадцати лет кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков занимается изучением экологического состояния города Алматы и здоровья населения.

По словам ученого, атмосфера города интенсивно загрязняется респирабельными взвешенными частицами РМ-10. Респирабельными они называются, потому что имеют малые размеры и проникают в глубокие отделы дыхательных путей. "Город нами разделен на две условные зоны: опытная с наиболее загрязненной атмосферой и контрольная зона с наименее загрязненной атмосферой. Так вот исследования показали, что респирабельные взвешенные частицы РМ-10 загрязняют атмосферу города в концентрациях превышающих нормативы", - сказал Б. Неменко.

Вместе с тем, как отмечает ученый, санитарное законодательство Казахстана не имеет нормативов для этих частиц до настоящего времени. Нормативы взвешенных частиц существуют в США, странах Евросоюза, и в апреле этого года подобные нормативы утверждены в России.

"Обладая малой массой, эти частицы длительное время витают в атмосферном воздухе и переносятся на значительные расстояния. ВОЗ в настоящее время считает РМ -10 приоритетным загрязнителем воздуха", - сообщил Б. Неменко.

"Атмосфера Алматы загрязняется взвешенными частицами, которые сейчас в Казахстане по сути дела не исследует никто кроме нашей кафедры. Атмосфера загрязняется как в опытном районе, так и в контрольном на уровне потенциального риска. Для оценки риска мы используем методологию оценки риска, разработанную Агентством по охране окружающей среды США", - уточнил он.

"Второй загрязнитель - это тяжелые металлы, которые относятся к группе веществ наиболее токсичных для человека. В данное время мы изучаем шесть тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, никель, кобальт, медь", - пояснил ученый.

Как отметил Б. Неменко, исследования показали, что свинец в атмосферном воздухе присутствует в концентрации значительно превышающей допустимые. "В опытном районе в семь раз выше предельно допустимой концентрации (ПДК). В контрольном районе - наиболее чистом районе города в три раза превышает ПДК. Следовательно, жители города ежедневно подвергаются воздействию концентрации свинца, превышающие допустимые нормативы", - сообщил он.

"Основным источником, по нашему мнению, является автомобильный транспорт. Потому что Алматы можно считать не промышленным городом, поскольку в Алматы нет крупных промышленных объектов, загрязняющих атмосферу. Имеется ТЭЦ, но там почти все котлы переведены на газ. Главный загрязнитель - это автомобильный транспорт. На сегодняшний день в Алматы зарегистрировано более 500 тыс. единиц автомобильного транспорта, а сели учесть транзитные автомобили, то их получается 800 тыс. И естественно дорожная сеть города не справляется с этим потоком, и как следствие автомобильные пробки, а это непосредственно влияет на состояние атмосферного воздуха", - пояснил собеседник агентства.

По данным ученого, исследование показало, что в опытной (наиболее загрязненной - прим. агентства) зоне заболеваемость значительно выше, чем в контрольной зоне. Однако, по словам Б. Неменко, необходимо проведение работы "по выявлению накопления тяжелых металлов в биологических субстратах человека - крови, волосах и так далее".

Кроме того, он отметил, что существенную роль в загрязнении атмосферного воздуха города играют крайне неблагоприятные метеоусловия Алматы. "Город с трех сторон окружен горами. А вот эти температурные перепады воздуха, которые за счет холодного воздуха с гор должны проветривать город они протекают над городом, опускаются за его пределами - где-то за первой Алматой. Город практически не проветривается", - подчеркнул он.

Ученый также отмечает, что кроме того в ряде районов города сохранилась периметральная система застройки, которая крайне неблагоприятна для Алматы. когда квартал застраивается с четырех сторон. "Улицы города не проветриваются, нет сильных ветров. В зимнее время почти круговая роза ветров. Естественно все это отражается на скоплении химических загрязнителей в приземном слое атмосферного воздуха, то есть в зоне дыхания человека. Жители города находятся как-бы под колпаком, внутри которого выхлопные газы. Причем, количество автотранспорта увеличивается ежегодно в среднем на 40 тыс. машин. Алматы не проветривается - это самая главная причина загрязнения атмосферного воздуха", - считает собеседник агентства.

По мнению Б. Неменко, решение этих вопросов зависит от акимата города. "Меры только административные, например, запрещение выезда, по крайней мере, частного автотранспорта в определенные дни. Как в некоторых странах делают, допустим, машины с четными номерами могут ездить только по четным дням", - сообщил он.

Кроме того, ученый отметил, что "необходимо развивать электрический, то есть экологически чистый транспорт - скоростной трамвай и троллейбусные линии. Две линии трамвайные на весь город, а троллейбусы ходят один раз в час". Он также обратил внимание на ветхое состояние троллейбусного парка города.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?