До конца текущей сессии парламента будет принят законопроект по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти
Достижение обозначенной главой государства амбициозной цели вхождения Казахстана к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира предъявляет высокие требования не только к национальной правовой системе и другим важным институтам общества, но и государственному устройству, сохранению паритета с развитыми странами в вопросах наличия современной формы правления со сбалансированными ветвями власти", - пишет министр юстиции, передает Kazakhstan Today.
Действующая Конституция Казахстана, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, закрепила цель построения демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, установила основные принципы его функционирования. За пройденный период страна успешно провела основные социально-экономические и политические реформы, стала полноправным членом международного сообщества.
Как отметил глава государства в своем обращении: "Мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами".
Изменились социально-экономические условия. Причем эти изменения произошли как в мировой экономике, так и в отечественной. К примеру, за годы независимости в долларовом выражении ВВП Казахстана вырос в 20 раз, средняя заработная плата - в 17 раз. Расходы на социальную сферу выросли с 6% до более чем 10% ВВП. Средняя продолжительность жизни казахстанцев увеличилась до 72 лет. Введено более 100 млн квадратных метров жилья.
В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ, в котором Казахстан индексируется с 2007 года, мы улучшили свое положение с 61-й (в 2007) до 53-й позиции (к 2016). В рейтинге Doing Business с 2007 года Казахстан улучшил свое положение с 59-й до 35-й позиции.
Все это свидетельствует о том, что мы живем в новых экономических реалиях. В таких условиях перед правительством стоит задача оперативного решения текущих вопросов. Правительство должно иметь необходимую для этого самостоятельность и возможность реагировать на изменившиеся социально-экономические условия в стране. В связи с этим Пять институциональных реформ, обозначенных главой государства на XVI съезде партии "Нур Отан", призваны углубить структурное преобразование всех общественных институтов, приблизив тем самым достижение поставленных целей.
Он отметил, что в канун 25-летия Независимости Казахстана Лидер нации обозначил судьбоносный для страны и народа этап дальнейшего развития государственности - усиление парламента и расширение подотчетности и самостоятельности правительства. По результатам обсуждений в Рабочей группе по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, образованной распоряжением президента РК, 25 января 2017 года Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к народу Казахстана, в котором обозначил основные контуры перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.
Во-первых, это вопросы перераспределения полномочий, установленных Конституцией. Предлагаемые поправки были ранее опубликованы в официальных СМИ, и все желающие могут с ними ознакомиться и представить свои предложения. Во-вторых, это вопросы передачи на нижестоящий уровень полномочий президента республики по регулированию социально-экономических процессов, установленных законами и не затрагивающих конституционный статус президента республики как главы государства", - сказал министр.
В статье отмечается, что президентом поручено правительству разработать и в приоритетном плане внести в парламент соответствующий проект закона для принятия его до конца текущей сессии парламента. Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами в настоящее время такой законопроект разрабатывается.
Сегодня наряду с полномочиями президента республики, определяющими его статус как главы государства и предусмотренными Конституцией, имеется большое число организационно-правовых и управленческих законодательно установленных полномочий, относящихся к сфере государственного управления и характерных, как правило, для исполнительной ветви власти. В связи с этим целый ряд управленческих полномочий президента страны могут быть без риска для государства и общества переданы на нижестоящие уровни управления и перераспределены между правительством и иными исполнительными органами", - пишет М. Бекетаев.