14.11.2008, 14:54 362

Президент Узбекистана объяснил причины приостановки членства страны в ЕврАзЭС

"Основные целевые задачи и перечень обсуждаемых вопросов, поставленных в повестку дня ЕврАзЭС, во многом повторяют деятельность СНГ и ОДКБ. Не говоря уже о том, что в структурах, отраслевых и межведомственных советах, а также Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и ОДКБ практически принимают участие одни и те же государства-члены", - говорится в письме.

Алматы. 14 ноября. "Казахстан Сегодня" - Президент Узбекистана Ислам Каримов направил в адрес Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества письмо, в котором объяснил причины приостановки членства страны в ЕврАзЭС, передает агентство со ссылкой на РИА "Новости".

"Основные целевые задачи и перечень обсуждаемых вопросов, поставленных в повестку дня ЕврАзЭС, во многом повторяют деятельность СНГ и ОДКБ. Не говоря уже о том, что в структурах, отраслевых и межведомственных советах, а также Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и ОДКБ практически принимают участие одни и те же государства-члены. Все это приводит к дублированию и параллелизму в работе межгосударственных структур на постсоветском пространстве и, как результат, безусловно, сказывается на эффективности и результативности их деятельности", - говорится в письме.

Кроме того, отметил И. Каримов, Узбекистан не согласен с принципами присоединения государств ЕврАзЭС к Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России. "Предусмотрено, что оставшиеся страны-члены (ЕврАзЭС. - Прим. агентства) присоединятся к документам Таможенного союза без каких-либо оговорок и замечаний, то есть без обсуждения и учета насущных интересов каждого государства. Само собой разумеется, что такая постановка вопроса неприемлема", - цитирует РИА президента Узбекистана.

"С учетом вышеизложенного, узбекская сторона ставит в известность о приостановлении своего членства в организации ЕврАзЭС и просит проинформировать об этом решении страны-члены", - говорится в обращении.

Как сообщалось ранее, Узбекистан подал заявку на выход из ЕврАзЭС. Как сообщил источник в МИДе РФ, выход из ЕврАзЭС представители Узбекистана мотивировали неэффективностью деятельности организации: как утверждает официальный Ташкент, "конкретных дивидендов от членства в ЕврАзЭС для Узбекистана нет. Ташкент больше предпочитает работать на двусторонней основе". По данным источника в МИД РФ, официальную ноту в секретариат организации Ташкент подал еще в середине октября, а на днях ожидается решение о приостановке членства согласно процедуре ЕврАзЭС.

По мнению руководства республики, сообщил источник, "так как на пространстве СНГ параллельно действуют ЕврАзЭС и ОДКБ, было бы резоннее объединить эти структуры". Однако в МИДе РФ заметили, что "это - две различные организации с различными функциями и на нынешнем этапе их объединение не представляется возможным".

По данным источника в МИД РФ, "в Москве к шагу Ташкента отнеслись спокойно, поскольку речь пока идет о приостановке деятельности, а не о полном выходе, тем более, что Узбекистан до сих пор не ратифицировал все соглашения (организации. - Прим. агентства)".

Эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов считает, что "демарш Узбекистана связан с намерением новой администрации США взять под свой контроль энергетические и водные проекты". "Узбекистан, видимо, решил пойти своим особым путем. Выход из ЕврАзЭС не объясняется ни логически, ни экономической политикой республики, ни ее внешней политикой", - заявил Ю. Солозобов.

Версию "водного фактора" разделяет аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. "Ташкент неоднократно на разных форумах обращался с предложением урегулировать водную проблему. Его позиция заключалась в отказе от строительства гигантских гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках, к которым он требовал отнести Амударью, Сырдарью и их притоки. Ислам Каримов не нашел понимания в этом ни в регионе, ни в формате ЕврАзЭС", - подчеркнул А. Куртов.

По мнению А. Куртова, "в выходе Узбекистана из ЕврАзЭС нашли отражение особенности экономической политики, проводимой И. Каримовым. Узбекистан отстал от своего соседа Казахстана, с кем конкурирует за лидерство в регионе. В этих условиях некоторые положения ЕврАзЭС, например, о введении единого таможенного тарифа, Узбекистан попросту не устраивают - экономика этой страны базируется на жестком государственном регулировании, и те действия, которые выравнивают положение Казахстана, России, Беларуси внутри самой ЕврАзЭС, экономика Узбекистана не выдержит. А оставаться вне рамок, это означает на Востоке - потерять свое лицо", - считает А. Куртов.

Узбекистан входит в организацию с 2006 года. Членами ЕврАзЭС являются также Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Армения, Украина и Молдавия являются странами-наблюдателями.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?