16.06.2025, 20:11 97806

Ректор ВКТУ: Мастерская Лу Бань открывает новую профессиональную траекторию для казахстанской молодежи

Ректор ВКТУ: Мастерская Лу Бань открывает новую профессиональную траекторию для казахстанской молодежи
Фото: Akorda
9 декабря 2024 года исполнился ровно один год с момента начала пробной эксплуатации первой в Казахстане мастерской Лу Бань, совместно созданной Тяньцзиньским профессиональным университетом и Восточно-Казахстанским техническим университетом. Эта мастерская расположена в Усть-Каменогорске, административном центре Восточно-Казахстанской области, и занимает площадь более 700 квадратных метров.

В феврале 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил мастерскую Лу Бань и дал ей высокую оценку. Каковы преимущества и значение углубления сотрудничества между Китаем и Казахстаном в сфере профессионально-технического образования? Какие новые возможности мастерская Лу Бань предоставляет казахстанской молодежи? В недавнем эксклюзивном интервью рубрики "Восток и Запад" агентства China News Service ректор Восточно-Казахстанского технического университета Сауле Рахметуллина рассказала, как мастерская Лу Бань открывает новую профессиональную траекторию для молодежи Казахстана.

9 декабря исполнился год с начала пробной эксплуатации первой мастерской Лу Бань в Казахстане. Каковы итоги ее развития за этот год?

- 9 декабря 2023 года в Казахстане начала работу первая мастерская Лу Бань. В феврале 2024 года президент Казахстана Токаев посетил мастерскую и дал ей высокую оценку. Он отметил, что и другие вузы страны должны создавать аналогичные центры профессионального технического образования и подготовки кадров.

В первом наборе мастерская открыла специальность "Транспортное оборудование и технологии", было создано четыре зоны практического обучения: техобслуживание транспортных средств, системы автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, электромобили и интеллектуальные сетевые автомобили. В настоящее время в мастерской обучается около 400 студентов.

В 2024 году мастерская Лу Баня запустила инновационную образовательную программу "Интеллектуальный транспорт и искусственный интеллект", в рамках которой на 2024-2025 учебный год были приняты 24 студента. Мы, исходя из потребностей вузов в подготовке кадров, разработали ряд стандартизированных курсов, таких как "Введение в технологии интеллектуального транспорта", "Обработка и анализ визуальной информации", "Передача энергии в автомобилях и технологии интеллектуального управления", "Системы помощи водителю (ADAS)" и другие, акцентируя внимание на развитии профессиональных и практических навыков студентов.

Особо стоит отметить, что в этом году мы учли реальные потребности и далее оптимизировали модель преподавания мастерской Лу Бань, внедрив метод "инженерного проектирования и инноваций (EPIP)" - развитие инженерных и инновационных навыков студентов через участие в реальных инженерных проектах. 15 преподавателей, аспирантов и инженеров прошли профессиональную подготовку в Тяньцзиньском профессиональном университете по таким направлениям, как технологии интеллектуальных сетевых автомобилей, обслуживание и управление электромобилями, применение интеллектуальных автомобильных технологий.

В повседневном обучении студенты отмечают, что им нравится работать с современным оборудованием, а преподаватели довольны тем, что получают доступ к актуальной информации в передовых технических областях и тем самым повышают свои преподавательские компетенции.

Akorda

Чем модель подготовки кадров в мастерской Лу Бань отличается от традиционной системы профтехобразования в Казахстане? Как она "настраивается" под нужды местной экономики?

- Казахстан традиционно уделяет большое внимание подготовке технических специалистов, в ряде регионов до сих пор действует система целевой подготовки и распределения кадров. В сфере высшего профессионального образования вузы принимают меры для более тесной увязки учебных программ с потребностями рынка труда.

Создание мастерской Лу Бань позволило нашему университету внедрить передовые технологические ресурсы и создать основу для разработки новых курсов. Эти курсы соответствуют потребностям местного рынка труда и ключевых отраслей, таких как металлургия и горнодобывающая промышленность. Например, мы использовали ресурсы мастерской Лу Баня для обновления программ бакалавриата по направлениям "Транспортное оборудование и технологии" и "Управление и эксплуатация транспорта", введя новые дисциплины, такие как "Интеллектуальный транспорт и транспортная инженерия", "Инновационные технологии в горном деле", которые получили положительные отклики студентов и преподавателей.

Образовательная модель мастерской Лу Бань основана на методе "инженерного проектирования и инноваций (EPIP)" и соответствует передовым международным концепциям инженерного образования, таким как CDIO (Conceive - Design - Implement - Operate), при этом делает акцент на практических навыках. Можно сказать, что это представляет новый этап в развитии системы профессионально-технического образования в Казахстане.

Какие возможности открылись для казахстанской молодежи благодаря мастерской Лу Бань?

- В мастерской Лу Бань курсы по программированию, проектированию интеллектуальных устройств, технологиям безопасности интеллектуального транспорта пользуются большим интересом у молодежи. Количество поступивших в этом году вдвое больше, чем в прошлом. Среди студентов есть иностранцы из Нигерии, Монголии, России, Беларуси и других стран.

Мастерская Лу Бань предоставляет студентам возможность знакомиться с передовыми технологиями в сфере электромобилей, что способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда и развитию научно-исследовательских навыков. На данный момент несколько крупных автокомпаний Казахстана подписали с нами соглашения о сотрудничестве - с сентября этого года часть студентов начала проходить практику или работать в этих компаниях. Кроме того, ряд крупных металлургических и горнодобывающих предприятий Восточно-Казахстанской области также предоставляют рабочие места нашим выпускникам. Студенты, заинтересованные в научной карьере, могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре нашего университета. Эти достижения стали возможны благодаря академической базе вуза и современным ресурсам, предоставленным мастерской Лу Бань. Можно сказать, что она расширила горизонты профессионального развития казахстанской молодежи.

Akorda

Какие преимущества и значение имеет углубление сотрудничества между Китаем и Казахстаном в области профессионального технического образования?

- Углубление сотрудничества между Китаем и Казахстаном в сфере профессионального технического образования способствует развитию экономики и промышленности Казахстана, а также придает импульс совместному строительству инициативы "Один пояс, один путь" и региональной интеграции.

Китай накопил богатый опыт в таких сферах, как интеллектуальное производство, умный транспорт, зеленая энергетика, что может помочь Казахстану модернизировать ключевые отрасли. Одновременно, профессионально-техническое образование обеспечивает подготовку специалистов, необходимых для транснациональных компаний и региональной экономической интеграции, содействуя углублению китайско-казахстанского экономического сотрудничества. Кроме того, такое сотрудничество способствует снижению уровня безработицы, расширению рынка труда, укреплению культурных обменов между народами двух стран. Я считаю, что углубление сотрудничества между Китаем и Казахстаном в сфере профтехобразования - это важный шаг к устойчивому экономическому развитию и повышению уровня жизни населения.

Как можно дальше укреплять обмен между молодежью двух стран?

- Мастерская Лу Бань является мостом сотрудничества между Китаем и Казахстаном в сфере профтехобразования. Она внедряет передовые китайские образовательные концепции и технологии, готовит высококвалифицированные кадры для Казахстана, а также способствует взаимопониманию и доверию между молодежью двух стран.

В будущем Китай и Казахстан должны продолжать углублять сотрудничество в области образования, создавать больше платформ для культурных и технических обменов, а также через университетско-предпринимательское сотрудничество укреплять связи между молодежью двух стран. Кроме того, можно создать совместные программы стажировок между вузами двух стран, чтобы молодежь имела возможность проходить практику и работать в другой стране, что будет способствовать совместным инновациям. Уверена, что благодаря многоуровневому взаимодействию и сотрудничеству между молодежью двух стран сформируются более тесные связи, что поднимет китайско-казахстанские отношения на новую высоту.

Автор: журналист агентства China News Service Шань Лу
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы больше не смогут использовать излишки пенсионных накоплений на лечение зубов. Решение связано с многочисленными случаями фальсификации медицинских документов и нецелевого использования пенсионных накоплений. В то же время услуги стоматологов не входят в ОСМС и остаются одними из самых дорогостоящих в стране. Для многих граждан возможность использовать излишки пенсионных накоплений являлась единственным способом получить необходимое лечение. Как вы относитесь к этому нововведению?