02.07.2013, 15:53 7742

Казпотребнадзор считает неэффективным управление нацкомпаниями, входящими в "Самрук-Казына"

Система построена таким образом, что фонд и его дочерние структуры действуют обособленно и практически никак не контролируются извне, что приводит к снижению эффективности. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос целесообразности наличия ФНБ.

Алматы. 2 июля. Kazakhstan Today - Казпотребнадзор считает неэффективным управление нацкомпаниями, входящими в структуру ФНБ "Самрук-Казына", передает Kazakhstan Today.

Исследовательское агентство "Рейтинг.kz" и ОО "Казпотребнадзор" провели экспертный опрос, по результатам которого составлен рейтинг эффективности дочерних структур ФНБ "Самрук-Казына". В опросе приняли участие 42 эксперта, которые оценивали национальные компании по шкале от 1 до 7. Для выведения итоговой оценки баллы по шести положительным характеристикам суммировались, и от полученного результата отнималась сумма по двум критериям с отрицательной окраской. Полученный результат делился на общее число критериев, сообщает "Казпотребнадзор".

По его данным, лучшими среди худших в рейтинге эффективности стали "КазМунайГаз", "Казахстан Инжиниринг" и "Эйр Астана".

По оценкам экспертов, наиболее остро для национальных компаний стоит проблема неадекватного уровня заработных плат топ-менеджмента, а также непомерные запросы топ-менеджмента в части обеспечения должных условий для служебной деятельности.

"Вопреки поручению президента от 27 января 2012 года по поддержке отечественного автопрома, руководство национальных компаний продолжает покупать за счет бюджетных средств автомобили иностранной сборки. Бонусы и премии продолжают выплачиваться без привязки к реальным индикаторам эффективности национальных компаний, что также является показателем нерационального расходования бюджетных средств. Качество корпоративного управления, несмотря на значительные затраты на обучение топ-менеджмента и независимых директоров, оставляет желать лучшего", - сказано в исследовании, распространенном в СМИ.

Также высокую актуальность сохраняет закрытость (непрозрачность) ФНБ и его дочерних структур.

"Большинство национальных компаний выделяют колоссальные средства на деятельность PR-отделов. Однако последние работают не на повышение прозрачности, а на оправдание деятельности своего руководства. Фактически делается все возможное для позиционирования национальных компаний как обычных бизнес структур, ориентированных на получение прибыли", - пишут эксперты.

Отмечается, что по критерию "социальная ответственность" национальные компании получили средние оценки - 2,91 балла. По результатам исследования,

провалы при реализации дорогостоящих проектов актуальнее проблемы коррумпированности. Средние оценки национальные компании получили по критерию "вклад в развитие экономике страны" - 3,24 балла.

"Следует отметить, что смена руководства фонда не влияет на эффективность его деятельности, что позволяет говорить о наличии структурных проблем, которые невозможно решить без пересмотра модели деятельности фонда", - сказано в тексте исследования.

Исследование выявило закономерность: чем крупнее национальная компания, тем выше оценки респондентов по большинству критериев. Примечательно, что это касается как положительных, так и отрицательных характеристик. Отчасти это может быть связано со сравнительно низкой информированностью экспертов о деятельность небольших, а также закрытых национальных компаний, отмечают авторы исследования.

По сумме представленных критериев безусловным лидером рейтинга эффективности является Национальная компания "КазМунайГаз".

Лидерские позиции в большей степени связаны с чрезвычайно низкими оценками экспертов в отношении других компаний, а не высокими качественными характеристиками НК "КазМунайГаз". Одновременно с лидерством по большинству положительных критериев, компания входит в число аутсайдеров по ярко выраженным отрицательным характеристикам - уровню коррумпированности и провалам при реализации дорогостоящих проектов.

Второе место занимает НК "Казахстан Инжиниринг", что обусловлено сравнительно хорошими оценками по двум отрицательным критериям. По большинству положительных характеристик, компания имеет средние оценки. Единственный критерий, по которому "Казахстан Инжиниринг" входит в число лидеров - справедливая и оправданная зарплата топ-менеджеров.

АО "Эйр Астана" заняла третье место по сумме критериев. По всей видимости, высокий результат компании на фоне множества негативных оценок, особенно со стороны потребителей, обусловлен активной работой в части пиара. Для многих других национальных компаний позиционирование среди широких слоев населения не имеет значения. Национальный авиаперевозчик является лидером по двум взаимосвязанным критериям: справедливая и оправданная заработная плата топ-менеджеров и качество менеджмента. Это можно объяснить наличием большого числа иностранцев в руководстве компании, уровень доверия к которым со стороны экспертов, по всей видимости, несколько выше, чем к отечественным управленцам", - сказано в тексте исследования.

Четвертое место среди нацкомпаний занял "Казатомпром", который входит в число лидеров из-за вклада в развитие экономики страны, что можно объяснить высокими темпами роста добычи урана. Как и у большинства крупных государственных компаний, основные проблемы "Казатомпрома" - коррупция и провалы при реализации дорогостоящих проектов. По остальным критериям компания имеет средние показатели относительно генеральной совокупности, полагают эксперты.

По их мнению, банком-лидером по результатам опроса стал "Темирбанк". Он вошел в число лидеров по уровню открытости и работы с гражданами как потребителями услуг. Эксперты объясняют это активной работой по восстановлению репутации банка после национализации.

"Примечательно, что относительно двух других национализированных банков (БТА и Альянс), уровень вклада Темирбанка в развитие страны оценивается сравнительно низко, что объясняется изначальным размером активов. Общая проблема всех трех банков - справедливость и оправданность заработной платы топ-менеджеров. Очевидно, что государственные управленцы действует неэффективно, о чем свидетельствует уже проведенная вторая реструктуризация долгов БТА банка и ожидаемая дополнительная реструктуризация "Альянс банка". И это несмотря на миллиарды, влитые в них из Национально фонда", - говорится в исследовании.

Шестое место в рейтинге эффективности дочерних структур ФНБ "Самрук-Казына" занял "Казахтелеком". Компания входит в число лидеров как по качеству менеджмента, так и по провалам при реализации дорогостоящих проектов.

Примечательно, что данная компания занимает лишь пятое место по работе с гражданами как потребителями услуг.

Вслед за "Казахтелекомом" в списке относительно эффективных компаний следует АО Казпочта". Согласно оценкам экспертов, по уровню коррумпированности "Казпочта" уступает только двум структурам: "KEGOC" и "Казахстан темир жолы".

"Казахстан темир жолы" заняла девятое место в совокупном рейтинге. По вкладу в развитие экономики страны компания удостоилась третьего места и второго по качеству работы с потребителями услуг, отмечают респонденты.

"Результаты опроса демонстрируют, что управление национальными компаниями, входящими в структуру ФНБ "Самрук-Казына" осуществляется неэффективно. Система построена таким образом, что фонд и его дочерние структуры действуют обособленно и практически никак не контролируются извне, что приводит к снижению эффективности. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос целесообразности наличия Фонда национального благосостояния. Вероятно, имеет смысл устранить фонд и вернуться к ранее действовавшей модели обособленного функционирования национальных компаний. Этому должна предшествовать работа по мониторингу эффективности дополнительных затрат, связанных с объединением национальных компаний под началом единого фонда", - резюмируют авторы исследования.

По их мнению, при каждой национальной компании, входящей в структуру ФНБ "Самрук-Казына", необходимо создать общественные экспертные советы новой формации.

"Советы при нацкомпаниях должны стать эффективным механизмом мониторинга качества их деятельности. Для этого должны быть приняты прозрачные и эффективные методы отбора их членов. В частотности, в советы должны на конкурсной основе входить организации, которые в ходе предварительного отбора наиболее эффективно выявили существующие проблемы и предложили эффективные механизмы их решения. Определением победителей должен заниматься сторонний орган (правительство либо администрация президента), а не руководство компании. Для стимулирования общественников к эффективной работе с привлечением независимых экспертов, организациям следует выплачивать регулярные денежные вознаграждения. В случае успешности такого общественного механизма контроля, данную практику будет целесообразно распространить и на госорганы", - советуют эксперты.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?