19.09.2022, 19:26 32286

В Казахстане появится омбудсмен по защите прав потребителей

В Министерстве торговли и интеграции разработали законопроект "О защите прав потребителей".
АСТАНА. 19 СЕНТЯБРЯ - В Министерстве торговли и интеграции разработали законопроект "О защите прав потребителей", передает KAZAKHSTAN TODAY.
 
Документ регулирует общественные отношения в сфере защиты прав потребителей и определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей и распространяется на отношения, возникающие между потребителями и субъектами предпринимательства (продавцами, изготовителями, исполнителями, уполномоченными изготовителями лицами, импортерами) при реализации (изготовлении, ввозе) товара (выполнения работы, оказания услуги), и определяет роль каждого из субъектов системы защиты прав потребителей в профилактике, защите и восстановлении прав потребителей.
 
Документ определяет функции и полномочия омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, порядок его назначения и освобождения от должности.
 
Предусматривается, что омбудсмен назначается на должность сроком на четыре года и освобождается от должности президентом РК. При этом омбудсмен может быть освобожден от должности досрочно.
 
Назначаемый на должность омбудсмена должен отвечать следующим требованиям:
 
  • обладать гражданством РК и постоянно проживать на ее территории последние десять лет;
  • иметь высшее образование;
  • иметь опыт работы по защите прав и законных интересов физических или юридических лиц не менее пяти лет;
  • быть не моложе 35 лет;
  • владеть казахским и русским языком.
 
Проект закона также предусматривает, что для обеспечения своей деятельности и реализации своих функций омбудсмен учреждает аппарат по вопросам защиты прав потребителей, который является некоммерческой организацией в иной организационно-правовой форме. Структура аппарата утверждается омбудсменом.
 
Аппарат осуществляет обеспечение деятельности и реализацию функций омбудсмена, информационную и просветительскую работу среди потребителей, изучает общественное мнение, оказывает потребителям консультационные и представительские услуги, занимается повышением правовой грамотности по вопросам защиты прав и законных интересов потребителей.
 
Согласно законопроекту финансирование омбудсмена и его аппарата осуществляется из разных источников:
 
  • государственное финансирование в рамках законодательства республики;
  • благотворительные взносы;
  • целевое финансирование негосударственного характера донорскими организациями отдельных проектов по вопросам защиты прав потребителей;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Законопроект также определяет деятельность общественных объединений по защите прав потребителей.
 
В целом проект закона устанавливает, что защита прав потребителей строится на принципах:
 
  • законности, объективности и гласности;
  • обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (результатами работ, услугами);
  • просвещения и повышения правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов;
  • обеспечения эффективности системы защиты прав потребителей;
  • доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);
  • недопущения продавцами (изготовителями, исполнителями) в договорах условий, нарушающих или ущемляющих права и законные интересы потребителей;
  • содействия экономическим интересам потребителей для повышения их благосостояния;
  • обеспечения защиты личной информации и данных о потребителях.
 
Система защиты прав и законных интересов потребителей включает в себя следующие мероприятия:
 
  • профилактические меры по предупреждению нарушений прав и законных интересов потребителей (консультирование, общественный мониторинг, просвещение потребителей и повышение их правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов, размещение информации об уполномоченном органе, омбудсмене и общественных объединениях потребителей, осуществляющих деятельность в месте нахождения продавца (изготовителя, исполнителя);
  • добровольное восстановление в досудебном порядке прав и законных интересов потребителя нарушившим их продавцом (изготовителем, исполнителем) и возмещение ему причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги);
  • в случае неразрешения потребительского спора продавцом (изготовителем, исполнителем) в досудебном порядке восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) субъектами внесудебного урегулирования потребительских споров (арбитраж, медиатор) в внесудебном порядке;
  • в случае неурегулирования потребительского спора в досудебном порядке защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) судом;
  • привлечение продавцов (изготовителей, исполнителей), нарушивших права и законные интересы потребителей, к ответственности в соответствии с законами республики.
 
Законопроект также предусматривает компетенции государственных органов в сфере защиты прав потребителей, государственный контроль за соблюдением законодательства по защите прав потребителей, их информационную защиту.
 
Проект закона опубликован на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 7 октября.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?