23.08.2012, 14:48 3087

В Казахстане разрабатывается генеральная схема организации территории

"У нас генсхема разрабатывается впервые, нам дали трехлетний срок для ее тщательной проработки. В 2014 году она будет принята на самом высоком уровне. Именно поэтому я хотел бы обратиться к соотечественникам с предложением: если кто-то считает, что есть у него идея, как обустроить территорию страны, пусть приходит в КазНИИССА или выложит свое видение на нашем сайте".

Алматы. 23 августа. Kazakhstan Today - В Казахстане разрабатывается генеральная схема организации территории, передает Kazakhstan Today.

"У нас генсхема разрабатывается впервые, нам дали трехлетний срок для ее тщательной проработки. В 2014 году она будет принята на самом высоком уровне. Именно поэтому я хотел бы обратиться к соотечественникам с предложением: если кто-то считает, что есть у него идея, как обустроить территорию страны, пусть приходит в КазНИИССА или выложит свое видение на нашем сайте", - сообщил в интервью газете "Время" руководитель проекта - замдиректора по науке астанинского филиала КазНИИССА, профессор архитектуры Аманжол Чиканаев.

По его словам, главный архитектор Южно-Казахстанской области Бахытжан Аширбаев уже предложил пять креативных идей относительно развития своей области. В частности, он показал на карте три точки - Туркестан, Тараз и Ташкент, которые образуют туристический треугольник, в центре которого как раз располагается Шымкент.

"Учитывая исторические и культурные памятники этих городов, а также великолепные природные ресурсы, можно говорить о возможности формирования совместно с Узбекистаном мощного туристического кластера. Также Бахытжан рассказал об Огамском ущелье в горах ЮКО, где, оказывается, в одном месте сосредоточены восемь покрытых снегом склонов, благоприятных для горнолыжного туризма. Эта живописная природа не уступает Шымбулаку, а возможности устройства фуникулеров еще более выгодные, ведь одна канатка может обслуживать сразу восемь склонов", - подчеркнул профессор.

Он также пояснил, что генсхема должна решить множество проблем инфраструктуры, экологии, расселения жителей. "Мы видим, как стремительно разрастаются наши крупные города с населением более 500 тыс. жителей и пригородные зоны вокруг них. Но этот рост происходит не естественным путем, а за счет притока мигрантов - безработных жителей из сельских районов, которые, по нашим данным, за 10 лет потеряли в некоторых регионах до 70% своего населения. Тем самым мы создаем бомбу замедленного действия в городе и вокруг него. Пригороды требуют работу, новые школы и водопроводы, а направляя им средства из бюджета, мы словно тушим огонь бензином. Потому что они разрастаются и требуют все больше", - сказал А. Чиканаев.

Он отметил, что в свое время при разработке проекта пригородной зоны Астаны вокруг в радиусе 60 километров была установлена зона особого градостроительного регулирования. "Зарезервировали земли только под зеленый и продовольственный пояса и зону субботнего и воскресного отдыха населения, а не для того, чтобы вокруг столицы, как раковая опухоль, разрастались поселки и отнимали территорию города. И для пригородных пунктов это вредно, потому что они начинают притеснять друг друга, отнимая все больше плодородных земель. И в генсхеме мы этот опыт предлагаем перенести на все крупные города", - пояснил он.

Для решения вопроса профессор предлагает создать города-контрмагниты в 100-200 километрах вокруг мегаполисов. Одним из контрмагнитов Астаны может стать нынешний административный центр Акколь, в котором есть живописная горно-лесистая местность, озера, центр космических исследований.

Кроме того, он заявил, что "для проживания людей Актауская, Мангистауская области крайне неблагоприятны: там экстремальный климат, нет воды, практически безжизненная пустыня". "Но прирост населения здесь даже выше, чем на территориях, прилегающих к Астане, а все потому, что средний уровень зарплаты на западе Казахстана в 2,9 раза выше, чем в среднем по республике. Какие последствия ожидать от этой стихийно возникшей тенденции? На западе, как известно, "пионерное" освоение нефтегазоместорождений, где неквалифицированные рабочие требуются только в первые 5-6 лет обустройства месторождений, а дальше они уже никому не нужны. Кроме того, через 30-40 лет запасы нефти на западе будут исчерпаны, что опять-таки обернется серьезными социальными проблемами для региона", - подчеркнул он.

В этой связи А. Чиканаев считает, что западные регионы необходимо объявить зоной градостроительного регулирования, застройку поселений здесь необходимо вести с четко обоснованными расчетами прогнозной численности населения. А освоение месторождений необходимо вести исключительно вахтовым методом.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?