Финансовые мошенники в Казахстане нашли по меньшей мере семь способов обмана граждан
Чтобы не стать жертвой мошенника, нужно знать способы, которые они используют для обмана.
Способ №1: мошенники получают кредит по чужому утерянному документу. При этом зафиксированы случаи, когда документы "теряются" намеренно. То есть один мошенник подаёт в правоохранительные органы заявление об утере документа. А в это время его подельник с похожей внешностью получает по этому документу кредит в банке. Когда банк начинает предъявлять владельцу документа требования погасить кредит, он отказывается платить, ссылаясь на зарегистрированную утерю удостоверения. А ещё были случаи, когда этот метод использовали мошенники-близнецы, втайне используя документ своего брата или сестры. Но такие случаи всегда быстро раскрывались.
Стоит отметить, что в настоящее время банки внедряют современные цифровые системы идентификации личности клиента. Поэтому таких случаев становится меньше.
Способ №2: мошенники играют на доверии и финансовой неграмотности людей. Их жертвой может стать потенциальный клиент банка, намеревающийся взять кредит. На подходе к банку его останавливают незнакомцы, которые часто представляются бывшими сотрудниками банка. Они предлагают помочь с получением кредита взамен на вознаграждение. Иногда они указывают, к какому именно менеджеру надо встать в очередь, утверждая, что с ним есть договорённость. На самом деле это не так, а с менеджером они даже не знакомы. Человеку одобряют кредит на общих основаниях и, думая, что ему помогли посредники, отдает им часть полученных денег. Если человеку в кредите отказано, мошенники придумывают причину и предлагают несостоявшемуся заемщику прийти еще раз, например, через месяц.
Способ №3: мошенники взывают к жалости. Они рассказывают доверчивым знакомым о своём бедственном положении, говорят, что попали в сложную жизненную ситуацию. Просят взять кредит в банке и обещают отдать деньги уже "через неделю". Рассказывают, что продают квартиру, машину, ждут наследства и т. д. Потом исчезают с деньгами.
Способ №4: финансовые пирамиды. Мошеннические фирмы предлагают взять кредит в банке и часть его отдать им (например, 40%, как в случае с фирмой "ФинСтатус" в Казахстане), а остальное оставить себе, не погашая. Обещают, что взамен на полученное вознаграждение уладят все вопросы с банком. И первым вкладчикам (как всегда в пирамиде) действительно погашают их задолженность. Люди рассказывают о чудесной возможности не гасить кредиты своим друзьям и знакомым. Те тоже берут банковские займы, отдают мошенникам 40%, но в какой-то момент те перестают выполнять свои обещания и исчезают. При этом жертвы часто выступают не против мошенников, а против банков, требуя простить кредиты.
Способ №5: мошенники обещают внезапный приз. Этот способ был много раз описан в СМИ, но тем не менее продолжает использоваться мошенниками. Человеку говорят, что он выиграл какой-то приз (путевку/бытовую технику/автомобиль). И для получения выигрыша необходимо перечислить через систему быстрых платежей определенную сумму (якобы покрывающую организационные расходы). Мошенники просят сообщить им код перевода, получают деньги и исчезают.
Способ №6: мошенники используют чужие банковские карты. Клиенты обращаются в банки с заявлением о том, что с их платёжной карточки пропали деньги. Они уверяют, что никому не давали свою карту, не доверяли PIN-код и другие конфиденциальные сведения. Однако проведённые банками расследования показывают, что карточкой воспользовались члены семьи заявителя. Например, женщина узнала на записи с видеокамеры банкомата своего зятя и забрала заявление.
Стоит отметить, что по картам 90% случаев связано с потерей либо кражей карты или доверчивостью клиентов. Счастливый случай для мошенников, когда вместе с картой владелец носит в кошельке листочек с PIN-кодом. А это до сих пор случается нередко. Либо мошенники под тем или иным предлогом спрашивают номер карты и CVV-код (трехзначный код на оборотной стороне карты) или просят выслать копию карточки с двух сторон. Этой информации достаточно для того, чтобы через интернет снять все деньги с карты.
Способ №7: мошенники подсматривают PIN-код. В магазинах, если кассир просит набрать PIN-код, обязательно надо прикрывать клавиатуру. Потому что с камер наблюдения иногда можно увидеть и номер карты и PIN-код. Таких случаев мошенничества немного, но они встречаются.
Напомним, что в основе мошенничества почти всегда - доверчивость, неинформированность, недостаточная финансовая грамотность граждан, отсутствие знаний об информационной безопасности или ложные представления о невозможности без "блата" получить банковский кредит.
Главное, что нужно помнить, - никогда никому нельзя доверять PIN, CVV, любые другие персональные коды, номера и прочие данные. Нельзя доверять лицам, которые не работают в финансовой организации, но предлагают помощь в предоставлении любых услуг.