21.02.2017, 12:19 7102

В Казахстане в 2016 году 26% переданных на опеку и патронат детей возвращены в интернаты - омбудсмен РК

Шакиров предложил рассмотреть возможность введения возрастной классификации для интернет-контента с установлением ответственности провайдеров и правообладателей за отсутствие системы обязательной регистрации пользователей контента, например, "18+".
Астана. 21 февраля. Kazakhstan Today - Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров направил в адрес премьер-министра республики Бакытжана Сагинтаева обращение по актуальным проблемам в сфере защиты прав детей, в котором представил свои предложения, сообщает пресс-служба омбудсмена.

В обращении затронуты два разных, но вызывающих широкие общественные дискуссии и требующих решения со стороны правительства, вопроса. Один из вопросов связан с защитой детей от воздействия негативной информационной среды. В частности, омбудсмен разделил тревогу общественности по поводу участившихся в СМИ сообщений о попытках суицида среди несовершеннолетних из-за игр, получивших распространение в сети Интернет. При этом он отметил, что проблема намного шире и требует глубокого анализа и системного подхода к ее решению, передает Kazakhstan Today.

Принимаемые правительством меры в данном направлении, безусловно, своевременны и эффективны, однако их постфактумный характер не позволяет кардинальным образом решить проблему. В связи с этим выдвинуто предложение о законодательном совершенствовании сферы интернет-отношений. Стремительно растущие влияние и роль Интернета в повседневной жизни подрастающего поколения требуют своевременного восполнения законодательных пробелов в данной сфере", - указывается в сообщении.


Автор письма отмечает, что законодательное закрепление мер по защите детей от воздействия вредной информации регламентировано общепринятыми международными стандартами. Так, статья 17 Конвенции ООН о правах ребенка поощряет государства в разработках надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка в своих Заключительных замечаниях в 2007 году рекомендовал Казахстану "ускорить принятие нормативных актов, не позволяющих СМИ транслировать и публиковать материалы, которые могут отрицательно сказаться на психическом, социальном и эмоциональном развитии детей".

По информации пресс-службы, в обращении содержится ряд конкретных предложений, основанных на изучении правовой базы Казахстана и зарубежных стран. В частности, предложено рассмотреть возможность введения возрастной классификации для интернет-контента с установлением ответственности провайдеров и правообладателей за отсутствие системы обязательной регистрации пользователей контента, например, "18+". Также рекомендовано изучить опыт Великобритании и России по внедрению операторами мобильной интеренет-связи функции "детский интернет", позволяющей сразу при подключении к сети оградить детей от нежелательного информационного контента.

Отдельно затронут вопрос ответственности родителей. Учитывая то, что в нередких случаях интернет-зависимость как результат отсутствия контроля со стороны родителей приводит к агрессивному и неадекватному поведению несовершеннолетних по отношению к окружающим, рекомендовано уточнить обязанность родителей по обеспечению безопасности детей при посещении ими сети Интернет.

Вместе с тем омбудсмен призывает сохранять оптимальный баланс интересов всех сторон процесса (детей, родителей, провайдеров и государства) и активно привлекать к разработке и обсуждению подобного законопроекта экспертов и представителей гражданского общества.

В обращении заявлено об исключительной важности правоприменительной практики с напоминанием о предыдущем опыте реализации в стране отдельных законодательных новшеств. Внедрение предлагаемых мер в случае их принятия должно происходить поэтапно, с утверждением переходного периода, в течение которого следовало бы сформировать институциональную базу, утвердить соответствующие регламенты, предусмотреть административные и технические вопросы, провести разъяснительную работу с поставщиками интернет-услуг и всеми иными заинтересованными лицами.

Вторая тема обращения касается деинституционализации детских учреждений интернатного типа путем их замены альтернативными формами устройства детей в семьи (усыновление, патронат, опека).

Всецело поддерживая данную тенденцию, омбудсмен вместе с тем выразил опасения в связи с поспешной реализацией поставленной цели. Согласно сведениям, представленным Комитетом по охране прав детей МОН РК и местными исполнительными органами, альтернативные формы устройства детей в виде патронатного воспитания и опеки преобладают над традиционным усыновлением. Так, в 2015-2016 годах на опеку и патронат передано 1841 ребенок (12%), усыновлено 626 детей (4%). Стоит уточнить, что в соответствии с действующим законодательством патронатным воспитателям выплачивается заработная плата, а также пособие по содержанию ребенка", - говорится в документе.


По мнению Шакирова, рост показателей применения других форм семейного устройства свидетельствует о снижении стимуляции к усыновлению детей, которое является общепризнанным приоритетом семейных форм устройства детей.

Обеспокоенность уполномоченного вызывает то, что новые методы еще недостаточно развиты и апробированы. В письме представлен анализ опыта зарубежных стран. Приведен пример института фостерных (приемных) семей в Испании, Италии и ряде скандинавских стран, в обязательном порядке предусматривающий специализированные курсы и программы помощи квалифицированных специалистов для родителей с последующим сопровождением со стороны социальных служб. Эти требования являются основополагающими для выполнения одного из принципов Конвенции ООН по правам ребенка - "родители для ребенка, а не ребенок для родителей".

Отсутствие такой практики в Казахстане, а также реальной оценки мотивации патронатных воспитателей и опекунов, незнание возрастных особенностей детей приводит к возврату детей в детские дома. Согласно статистике, в Казахстане из переданных в 2015 году на опеку и патронат 1107 детей 211 (19%) - были возвращены в учреждения. В 2016 году из переданных 734 детей возвращено 188 (26%). Практически каждый четвертый ребенок переживает вторичное сиротство", - подчеркивается в обращении омбудсмена.


Беспокойство автора обращения вызывает увеличение числа возвратов детей в кровные, как правило, неблагополучные семьи, состоящие из лиц, ранее лишенных родительских прав (в 2016 году число таких лиц составляло 2093). Возврат детей в указанные семьи представляет серьезные риски. По имеющейся информации на учете в органах внутренних дел состоят около 12 тыс. неблагополучных семей, в которых проживают более 17 тыс. детей, каждый из которых имеет риск вновь пополнить ряды воспитанников детских домов. В стране заметно выросло число разводов, ежегодный рост которых в соотношении заключенных браков составил 36%.

Также было обращено внимание на проблему повсеместного закрытия детских домов (48 в 2015-2016 годах) и распределения детей в другие учреждения, зачастую находящиеся на значительном расстоянии. Такие решения должны быть исключительно обоснованными, следует принимать во внимание интересы детей, а также многолетний опыт функционирования этих учреждений, наличие в них необходимой инфраструктуры и опытных профессиональных кадров, отмечают в пресс-службе.

По мнению омбудсмена, форсирование деинституционализации детских интернатных учреждений без создания необходимой методологической базы и учета существующих реалий может привести к необратимым последствиям.

В общении было также предложено установить межведомственный контроль над данным процессом с учетом зарубежного опыта подготовки приемных родителей.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?