26.03.2018, 10:23 85959

Страх публичных выступлений: работа над ошибками

Главный редактор журнала "Пресс-служба" предлагает методику преодоления страха публичных выступлений
Выступления на публике - страшный сон для многих неопытных ораторов. Да и опытные тоже порой волнуются перед особо ответственной речью или докладом. Пиарщикам часто приходится выступать самим, а также готовить к выступлениям своих руководителей. Что делать, если у шефа трясутся коленки и спина вся мокрая каждый раз, когда надо выйти перед журналистами или полным залом целевой аудитории и произносить слова? Избавиться от такого страха в одночасье нереально. Но если в течение определенного времени системно применять ряд мер, то можно добиться очень неплохих результатов. Об одной из таких мер я и хочу сегодня рассказать.

Используйте её для себя или для вашего спикера. Речь о работе над ошибками.

В чём она будет заключаться? Допустим, сегодня вы выступали перед определённой аудиторией. Выступили и, как всегда, собой недовольны. Если вы оставите всё как есть, то это недовольство закрепится. Вы не будете помнить конкретно, чем вы были недовольны, но зафиксируете в памяти, что в очередной раз облажались и много что сделали не так. И перед следующим выступлением коленки будут трястись ещё сильнее.

Сразу после произнесения очередной речи найдите 5 минут, листочек бумаги, сядьте и детально проанализируйте, что было сделано не так, чем конкретно вы недовольны. Иногда даже само выписывание вас успокоит, и вы поймёте, что не так уж всё и страшно и не так уж много было чего-то плохого. Но, если плохое всё-таки было, лучше это выписать, проанализировать и зафиксировать, чтобы дальше уже избегать этих ошибок сознательно.

Итак, анализируем всё. Поддерживали ли вы зрительный контакт с залом? Помнили ли вы о том, что нужно смотреть в глаза аудитории или смотрели по верхам, в потолок, в пол, на свои ботинки, на слайды и забывали, что вы общаетесь с живыми людьми, и забывали смотреть им в глаза? Помнили ли вы о том, что у оратора должна быть нормальная, естественная жестикуляция, а не нервное потрясывание рук, не беспорядочные нервные жесты, потирающие всё на свете? Помнили ли Вы об этом или Вы давали волю рукам и руки жили отдельно от вашего мозга и от вашего тела?

Проанализируйте, что было со словами-паразитами. Слова-паразиты очень выдают волнение выступающего. Чем больше человек волнуется, тем больше появляется всяких дополнительных ненужных, не несущих смысла слов, появляется эканье, меканье, беканье и т.д. Много ли было этого?

Это нелегко самому вспомнить, но можно по этому поводу спросить людей, которые были на выступлении и являются вашими близкими друзьями, знакомыми, группой поддержки и т.д. Не надо спрашивать у чужих людей, у аудитории, на которую вы пытались произвести впечатление.

Проанализируйте, насколько вам удалось донести ключевые сообщения до аудитории, насколько вы сумели донести смысл того, что хотели сказать - это ведь главное в выступлении. Вы скомкали свою речь, вам не удалось сделать эффектный финал, вам не удалось сделать эффектный зачин и расположить аудиторию к себе... Вспомните и проанализируйте опять-таки почему. Потому что, когда мы выходим на сцену, мы хотим быть раскованными, естественными, легко шутить, но страх нас зажимает, мы потеем, руки нас не слушаются, и мы забываем об этой раскованности, и, соответственно, аудитория тоже долго не может начать воспринимать нашу речь правильно, потому что видит волнение или видит нашу зажатость. Проанализируйте, что было в этом конкретно вашем выступлении не так и в этом аспекте и, конечно же, - самое главное - успели ли вы рассказать суть, донесли ли вы правильные аргументы и т.д.

Выпишите себе всё это максимально подробно. Я не думаю, что всё было плохо. Если это самое первое ваше выступление, может быть, список ошибок будет очень длинным. Но, если - второе, третье, четвёртое, пятое, то что-то вы уже наверняка научились делать, и это тоже вас порадует. Разумеется, идеальный вариант - писать все свои выступления на первых порах на видео - так разбирать ошибки гораздо легче. Увы, не всегда есть такая возможность. Но если не смогли записать, то постарайтесь тут же, сразу после выступления, всё вспомнить.

Следующий этап: для того чтобы избежать этих ошибок на следующем выступлении, вам нужно составить план работы по ним. Понятно, что вы не сможете сразу избежать всех ошибок. Если вы начинающий оратор, то всё равно будете волноваться и всё равно на какие-то грабли обязательно наступите.

Я предлагаю вам такую методику: вы должны выбрать одну или максимум две ошибки, которые вы точно не допустите на следующем выступлении. И пусть для начала это будут лёгкие ошибки, например, тот же зрительный контакт или жестикуляция. Потому что с донесением ключевого сообщения может быть гораздо сложнее, тут вам легче запутаться, тут вам легче потеряться. Начните с простого, когда вы добьётесь успеха в простом, дальше будет легче добиваться успеха в сложном. Вы будете более уверенным в себе. Поставьте себе задачу: в ближайших трех публичных выступлениях я доведу до идеала работу с глазами аудитории. Сделайте это и отфиксируйте опять-таки в работе над ошибками после следующего выступления.

Как только вы это освоите, переходите к следующей ошибке. Не пытайтесь всё "вылизать" сразу. Это не значит, что вы должны совсем наплевать на смысл сообщения, разумеется, надо пытаться избегать всех ошибок. Но мы делаем упор сначала на самых простых, добиваемся того, что они у нас исчезают, потом мы делаем упор на чуть более сложных и потом дойдём до самых сложных.

Делайте работу над ошибками для себя. Делайте ее обязательно для вашего спикера - вам со стороны будет гораздо легче замечать и фиксировать его ошибки. Важно сразу же с ним эти ошибки проговорить. И вместе с ним наметить, что исправляем в следующий раз. И так шаг за шагом вы и ваш спикер обретете уверенность и выступления станут лучше, ярче, интереснее.

А если вы хотите получить больше информации о самых эффективных и актуальных инструментах для работы специалиста по связям с общественностью, если вы хотите послушать доклады лучших российских экспертов в этой области, пообщаться с коллегами, обменяться опытом и зарядиться энергетикой - станьте участником ежегодной международной практический конференции "Эффективная пресс-служба-2018", которая пройдет в Москве 19-20 апреля 2018 года.

Тимур Асланов,
Главный редактор журнала "Пресс-служба"

Посмотреть подробную информацию о конференции и подать заявку на участие можно на сайте

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?