23.12.2009, 17:15 2991

Обзор мирового рынка алюминия на 23 декабря 2009 года

Алматы. 23 декабря. Kazakhstan Today - На мировом рынке алюминия произошел ценовой рост. Средняя цена наличного металла на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) за ноябрь составляла $1949,2, в среднем за прошедшие дни декабря - $2165,0, а на последних торгах - $2200,5 за тонну.

Запасы алюминия на складах, контролируемых LME, за последний месяц увеличились с 4,58 до 4,63 млн тонн.

Цена алюминиевых контрактов на Шанхайской фьючерсной бирже (Shanghai Futures Exchange, ShFE) поднялась за прошедший месяц с 15 265 до 16 035 юаней ($2348) за тонну. Запасы алюминия, контролируемые ShFE, за прошедший месяц выросли с 270,3 до 297,3 тыс. тонн. Это самый высокий объем с 2003 года. В расчет включены запасы на 10 оптовых складах в Шанхае, Гуандуне, Цзянсу и Чжэцзяне.

По данным Shanghai Metals Market, спотовые цены на алюминий (цены наличного металла) в Шанхае за прошедший месяц поднялась с 15 160 до 15 900 юаней ($2328) за тонну.

Повышение цен на алюминий явилось следствием роста мировой экономики, благодаря чему вырос спрос на металл со стороны автомобилестроения и строительной отрасли. Согласно данным Международного валютного фонда, темп роста китайской экономики, третьей по величине в мире, может вырасти в следующем году до 9% по сравнению с 8,5% в текущем году.

По данным Международного института алюминия (International Aluminium Institute, IAI), мировое производство алюминия в январе - ноябре 2009 года составило 33,04 млн тонн, что на 7,4% меньше аналогичного периода 2008 года. Северная Америка сократила производство первичного алюминия до 4,36 млн тонн, страны Западной Европы - до 3,41 млн тонн, Восточной и Центральной Европы - до 3,76 млн тонн, а страны Азии увеличили производство до 4,01 млн тонн. Однако за последние четыре месяца (август - ноябрь) среднесуточное производство алюминия в мире увеличилось на 800 тонн, после того как в июле текущего того оно было на самом низком уровне за последние почти четыре с половиной года - 62,8 тыс. тонн в сутки.

По данным IAI, производство алюминия в Китае в ноябре увеличилось на 7,8%, или до 1,32 млн тонн, что стало новым историческим максимумом его производства за месяц. Импорт алюминия и алюминиевой продукции в Китай достиг в ноябре 120,7 тыс. тонн, что на 39,3% больше, чем в октябре. Производство алюминия в Китае третий месяц подряд остается на рекордно высоком уровне. Однако по итогам января - ноября 2009 года производство алюминия в Китае снизилось на 4,4%, или до 11,63 млн тонн. Напомним, что Китай с 2003 года остается лидером мировой алюминиевой отрасли. По итогам 2008 года Китай произвел 13,10 млн тонн алюминия, что составило более 50% от количества этого металла, произведенного остальными странами мира.

Отметим, что в Китае в нынешнем году были закрыты мощности по производству алюминия на 800 тыс. тонн, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные Министерства промышленности и информационных технологий страны. Как заявило министерство, в будущем Китай в принципе не будет одобрять новые проекты по производству алюминия. Тем не менее, по данным China Aluminium Network, в текущем году китайское производство первичного алюминия превысит его потребление на 800 тыс. тонн, что приведет к крупнейшему избытку металла с 2005 года.

Согласно данным Международного бюро металлургической статистики (World Bureau of Metal Statistics, WBMS), на мировом рынке в январе - октябре накопленный избыток алюминия составлял 1,41 млн тонн. В аналогичном периоде 2008 года излишки алюминия на мировом рынке составляли 1,15 млн тонн. Мировой спрос на алюминий за указанный период сократился на 2,95 млн, или до 28,99 млн тонн.

Избыток алюминия на мировом рынке в 2010 году сократится на 54% по сравнению с текущим годом в связи с тем, что Китай, крупнейший мировой потребитель металла, показывает рост спроса на алюминий по мере выздоровления экономики, заявила японская трейдинговая компания Marubeni Corp. По ее прогнозу, избыток алюминия уменьшится до 1,19 млн тонн с 2,57 млн тонн в 2009 году.

Отметим, что последствия мирового экономического кризиса в азиатских странах, в первую очередь в Китае, оказались куда менее масштабными, чем в Европе и США. Растущие азиатские экономики чувствуют себя увереннее, чем западные, причем в наибольшей степени это касается промышленности. Продолжающаяся индустриализация Китая, сохранившего рост промышленного производства даже в нынешних условиях, и деиндустриализация США и Евросоюза ведут к тому, что мировой центр деловой промышленной активности из Лондона и Нью-Йорка все в большей степени перемещается в Шанхай, Гонконг и Сингапур. Применительно к алюминиевой отрасли этот тренд виден особенно ярко. В связи с этим неудивительно и то, что именно в Шанхае, создан биржевой центр торговли алюминием, альтернативный LME.

Сегодня на долю Азии приходится уже треть мирового производства и половина потребления алюминия. Согласно прогнозам, сделанным исходя из заявленных инвестиционных проектов, в течение ближайших шести лет 80% новых мощностей по выплавке первичного алюминия будет создано в Азии, в основном в Индии и Китае. Несмотря на то, что производство алюминия крайне энергоемко и при его размещении в первую очередь ориентируются на дешевую электроэнергию, стремительный рост местного спроса и промышленный протекционизм азиатских стран сломали эту объективную закономерность. К примеру, Китай, не имеющий дешевых энергоресурсов, всего за десятилетие стал мировым лидером в выпуске алюминия. Ряд крупных проектов в этой отрасли готовится реализовать Индия.

Отметим, что в Китае уже сейчас потребляется более 13 млн тонн алюминия - в два с лишним раза больше, чем в США. При этом потенциальный спрос на металл в этой стране далек от удовлетворения. Неудивительно, что, по некоторым оценкам, в ближайшие годы китайский спрос на алюминий составит 20 млн тонн. Возможно, эта страна могла бы самостоятельно удовлетворить свой спрос, построив новые производства. Однако китайское правительство пытается контролировать ситуацию, ограничивая фискальными и организационными мерами внутреннее производство алюминия, полагая, что электроэнергию, самый дефицитный в Китае товар, следует использовать более эффективно.

В Казахстане в январе - ноябре 2009 года было добыто 4,71 млн тонн бокситов, что на 1% меньше в сравнении с январем - ноябрем 2008 года, указывается в сообщении Госагентства по статистике.

Как полагают в своем докладе аналитики Deutsche Bank, рост производственных расходов может поддержать движение вверх цен на алюминий. "Мы считаем, что рост издержек производства снова проявился в качестве фактора на алюминиевом рынке, потенциально ограничивая шансы для снижения его цены и сдерживая производство в нескольких регионах", - говорится в докладе. Себестоимость производства алюминия в отрасли в ближайшие 12 месяцев будут находиться в диапазоне $1900 - $2100 за тонну на волне роста стоимости глинозема до $305 за тонну. Для Китая Deutsche Bank определяет себестоимость производства алюминия в настоящее время на уровне $1980 за тонну, принимая во внимание недавний рост там тарифов на электричество, и прогнозирует в связи с этим ограничение роста выпуска алюминия в Китае в долгосрочной перспективе.

Агентство Reuters сообщило, что саудовская государственная компания Saudi Arabian Mining Co и американский алюминиевый гигант Alcoa договорились о строительстве в Саудовской Аравии алюминиевого комплекса. По условиям соглашения, две компании создадут совместное предприятие, включающее в себя глиноземный завод мощностью 1,8 млн тонн в год, плавильный завод мощностью 740 тысяч тонн в год, бокситовый рудник с добычей 4 млн тонн в год и прокатный стан мощностью 460 тонн в год.

"Спрос на алюминий будет расти благодаря экономическим мерам китайского правительства", - заявил управляющий директор отдела легких металлов японской компании Marubeni Ютака Ишибаши (Yutaka Ishibashi) на брифинге в Токио. По его мнению, "избыток металла на мировом рынке в 2011 году почти исчезнет". Мировой спрос на металл вырастет в 2010 году на 7,6%, или до 37,6 млн тонн, после его сокращения на 7,4% в текущем году в связи с рецессией мировой экономики, считает компания. Вместе с тем будет некоторое отставание роста поставок от роста спроса на металл, из-за задержки восстановления остановленных во время кризиса мощностей по производству алюминия в Северной Америке и Европе.

В интервью агентству Bloomberg глава компании "Русал" Олег Дерипаска заявил, что в феврале этого года "Русал" принял решение о снижении объемов годового производства на 11%, или на 500 тыс. тонн алюминия на фоне падения цен на мировых рынках. Кроме этого, в компании рассматривали возможность дополнительного сокращения производства алюминия еще на 5%, так как снижение спроса на алюминий привело в этом году к росту мировых запасов этого металла вдвое. Однако О. Дерипаска заявил, что спрос постепенно восстанавливается. Уже в 2010 году спрос на алюминий в России увеличится на 15 - 20%. На корректировку рынка, по его мнению, повлияет реализация государственной программы по стимулированию продаж новых автомобилей. О. Дерипаска также напомнил, что алюминий - лучший способ хеджирования рисков по сравнению с долларом или энергоресурсами.

Мировой спрос на алюминий, согласно оценкам инвестиционно-банковской компании Barclays Capital, вырастет в следующем году на 8,2%.

По мнению банка Societe Generale, мировой спрос на алюминий составит в 2009 году 34,90 млн тонн, в том числе в Китае - 14,21, США - 4,26, Японии - 1,79 млн тонн.

Американский банк BofA Merrill Lynch прогнозирует среднюю цену алюминия в 2009 году в $1679, а на 2010 год - на уровне $2025 за тонну.

Эксперт агентства Владислав Николаев

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?