25.07.2006, 12:59 1426

Обзор мирового рынка олова на 24 июля 2006 года

АЛМАТЫ. 25 июля. Kazakhstan Today. На мировом рынке олова во второй половине июля началось очередное снижение цен. Среднемесячная цена наличного металла на Лондонской бирже (LME) в июне составила $7896, за прошедшие дни июля - $8445, а 24 июля - $7900 за тонну. В то же время запасы олова на биржевых складах уменьшились за прошедший месяц с 13 до 11,3 тыс. тонн.

Среди основных факторов, определяющих высокие цены, - превращение Китая в нетто-импортера олова из-за сокращения производства, снижения экспортных квот и увеличения спроса. Кроме того, происходит постепенный переход крупнейших потребителей с вторичного металла и низкокачественных оловянных концентратов на потребление первичной продукции, то есть полученной из рудного сырья. Однако важным фактором на рынке цветных металлов сейчас являются инвестиционные и хеджевые фонды, вкладывающие средства в сырье. Можно прогнозировать, что в результате существенного притока капитала этих инвесторов в товарные рынки цены на цветные металлы останутся на высоком уровне еще несколько лет.

Международные аналитические агентства, ранее массово предрекавшие резкий обвал рынка, изменили свой прогноз и заговорили о плавном падении цен после 2007 года. К скупке цветных металлов в ближайшее время подключатся фонды США, Азии и других регионов, и потребление цветных металлов будет расти, особенно в Китае, Индии и других развивающихся странах, которые неизбежно пройдут в своем развитии те же этапы, что Япония и Южная Корея в период экономического бума. Потребление металлов в остальных странах мира также не будет снижаться, причем при низком уровне складских запасов и отсутствии перспективы резкого увеличения предложения металлов. Отметим, что именно сейчас мировой рынок наконец-то начал положительно реагировать на снижение уровня складских запасов металлов.

Все сказанное прямо влияет на мировой рынок олова, который, по данным американского агентства логистики Defense Logistics Agency (DLA), испытывает дефицит в 6,5 тыс. тонн. А согласно данным Мирового бюро статистики - World Bureau of Metal Statistics (WBMS), за пять месяцев этого года мировое производство рафинированного олова увеличилось на 11%, или до 150 тыс. тонн по сравнению с первыми пятью месяцами 2005 года, в то время как поставки из запасов США оцениваются в 7,6 тыс. тонн. Основное увеличение производства олова зафиксировано в Китае. Мировой спрос на этот металл за полгода составил 164 тыс. тонн. К тому же складские запасы олова сильно сократились в Сингапуре и Роттердаме. Глобальное потребление олова повысилось на 25 тыс. тонн, в том числе в Китае - на 26 %, в Японии - на 30% и в США на - 26%.

Индонезийская оловянная компания "PT Timah" прогнозирует добычу в этом году 38,4 тыс. тонн олова. Годовая мощность по добыче олова в "PT Timah" составляет 50 тыс. тонн; в перуанской "Minsur" - 30; китайской "Yunnan Tin" - 30; китайской "Dachang Mining Bureau" - 25 тыс. тонн, бразильской "Paranapanema" - 15 тыс. тонн.

Китай, являясь и крупным потребителем и производителем олова, окажет особенно важное влияние на направление цен на олово в этом году. По данным "China Nonferrous Metal", за январь - май 2006 года в Китае произведено 53,5 тыс. тонн олова, что на 23% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. За этот период в страну ввезено 11,2 тыс. тонн рафинированного металла, а вывезено 8,6 тыс. тонн, что на 32% меньше, чем год назад. В связи с этим главный китайский производитель олова "Yunnan Tin" активно стремится к расширению посредством сотрудничества с иностранными инвесторами, а также к строительству плавильного и очистительного завода в Сингапуре мощностью 36 тыс. тонн олова в год.

Резкий рост китайской экономики и бум в области бытовой электроники стимулировали рост спроса на олово. Установившаяся в результате тенденция к росту цен внесла в отрасль оживление, а заинтересованность в добыче олова быстро растет. Корпорация "Yunnan Tin Group", крупнейший в Китае производитель олова, обсуждает вопрос о слиянии с "Liuzhou China Tin Group", вторым по значению в Китае производителем продукции, сообщили в управлении планирования добычи олова Госкомитета Китая по развитию и реформам. По мнению китайских специалистов, слияние будет благоприятствовать развитию добычи олова в Китае и увеличит влияние КНР на образование цен на этот металл на мировом рынке. Однако процесс слияния может замедлиться в связи с необходимостью решения ряда процедурных проблем. "Yunnan Tin" и "Liuzhou China Tin" находятся в ведении соответственно властей провинции Юньнань и Гуанси-Чжуанского автономного района. Поэтому данный вопрос нуждается в согласовании с правительствами двух регионов. Производственные мощности "Yunnan Tin" составляют 40 тыс. олова в год, а более 50% продукции компании идет на экспорт. "Liuzhou China Tin Group" располагает годовыми производственными мощностями в 14 тыс. тонн олова.

Расширение добычных мощностей в мировой оловянной промышленности может стать активным для рынка олова, поскольку рост мировых плавильных мощностей будет означать повышение требований к оловянной руде, особенно в районе Юго-Восточной Азии, где широко развита нелегальная добыча. К таким странам можно отнести Лаос, Вьетнам, Камбоджу, Индонезию, Малайзию. Рост цен на олово создает здесь определенную проблему, связанную с тем, что в погоне за прибылью нелегалы могут значительно увеличить добычу, а это приведет к падению мировых цен на олово.

Новосибирский оловянный комбинат разработал бизнес-план развития группы компаний на ближайшие несколько лет. Этот план предполагает увеличение выпуска марочного олова до 6 тыс. тонн к 2007 году и до 8-8,5 тыс. тонн к 2010 году. Уже по итогам 2006 года комбинат может показать значительное улучшение своих показателей.

В целом цены на олово в нынешнем году выше средних значений 2005 года, и перспективы на ближайшие несколько месяцев для производителей выглядят благоприятно. Но поведение цен предсказать на будущее сложнее, поскольку на этот рынок большое влияние оказывают противоречивые факторы. Так, растущему спросу со стороны развитых стран, стремящихся ограничить потребление в припоях свинца, противостоят ограниченные мировые мощности по добыче, которые долгое время не расширялись на фоне неблагоприятной конъюнктуры. Сказывается и полулегальная добыча в некоторых странах.

Растущий дефицит олова на мировом рынке в скором времени может частично уменьшить Малайзия, правительство которой принимает нужные решения. Так, Тайол Росли Гхазали, главный министр штата Перак, сказал, что он намеревается начать обновление истекших концессий на добычу олова, а также подать заявки на заключение новых концессий. Штат Перак находится на западном побережье полуострова Малайзия и является крупнейшим в стране производителем олова. Согласие властей на концессии является поворотной точкой для обновления оловянной индустрии, поскольку в частном секторе нет недостатка в инвестициях. Тайол Росли Гхазали также сказал, что существует огромный потенциал для производства олова в Малайзии, так как основные залежи вдоль цепи гор до сих пор не исследованы. На сегодняшний день большая часть олова в стране в основном берется из россыпей в долинах рек, где высокие цены стимулируют нелегальную добычу. Как сообщил Мухаммед Нор Мухаммед, исполнительный директор "Malaysian Chamber of Mines", с 2005 года малайзийское производство олова в концентрате растет, что можно назвать началом улучшения ситуации.

По сообщению промышленного департамента Таиланда (Department of Primary Industries and Mines), производство металлического олова в 2005 году составило 31,6 тыс. тонн, что на 52% превышает показатели предыдущего года. Представитель компании "Thailand Smelting and Refining" (Thaisarco), сообщил, что рост производства связан, главным образом, с увеличением количества сырья, приобретенного у зарубежных поставщиков. Компания "Thaisarco", проектная мощность которой 36 тыс. тонн металла в год, в течение последних нескольких лет из-за ограниченности поставок концентрата работала на 50% своих возможностей. Компания "Tongkah" всю свою продукцию продавала "Thaisarco", но с прошлого года из-за высокой ставки роялти добыча олова была временно остановлена. Тем временем "Tongkah" увеличила свою долю в горной компании "Sea Minerals" до 83%. "Sea Minerals", контролирующая ресурсы олова, находящиеся в прибрежной морской зоне, завершила ТЭО разработки нового месторождения и начала переговоры о его освоении с европейскими и малайзийскими фирмами, имеющими опыт ведения добычи в прибрежной зоне.

Перспективы на ближайшие месяцы по рынку олова выглядят благоприятно, так как в развитых странах стремятся заменять токсичный свинец в припоях оловом. С другой стороны, эффект отказа от свинца может оказаться кратковременным из-за дефицита олова. А еще есть растущий спрос со стороны Китая, который носит устойчивый характер, а мировые мощности по добыче олова долгое время не обновлялись на фоне неблагоприятной конъюнктуры.

Но все же новые оловянные проекты в Австралии, Бразилии, Египте, Аргентине, России могут добавить в ближайшей перспективе к мировому производству этого металла 25 тыс. тонн в год. Потребление олова в мире, как ожидается, увеличится во всех секторах использования за следующие пять лет, но самый быстрый рост прогнозируется в химической промышленности, что в целом увеличит мировое потребление олова до 365 тыс. тонн в 2008 году. Фундаментальные факторы мирового рынка олова указывают на положительную динамику в 2006 году, а цены могут достичь $9500 за тонну. Пока же брокерская компания "Man Financial", работающая на Лондонской бирже металлов, подняла уровень ценовой поддержки (support) для олова до $7800, а уровень сопротивления (resistance) - до $8500 за тонну.

Эксперт Kazakhstan Today Владислав Николаев.

При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?