26.02.2013, 12:14 11415

Роснефть будет поставлять нефть в Китай через Казахстан

В преддверии визита будущего председателя КНР Си Цзиньпина правительство РФ поддержало планы "Роснефти" по росту поставок нефти в Китай минимум на 9 млн тонн.

Москва. 26 февраля. Kazakhstan Today - Компания "Роснефть" будет поставлять нефть в Китай через Казахстан, передает Kazakhstan Today.

В преддверии визита будущего председателя КНР Си Цзиньпина правительство РФ поддержало планы "Роснефти" по росту поставок нефти в Китай минимум на 9 млн тонн. Пока планы развития нефтепровода ВСТО дают возможность увеличить поставки всего на 1,5-2 млн тонн. Но уже с 2014 года "Роснефть" может с помощью своп-операций экспортировать в Китай дополнительно 7 млн тонн нефти через Казахстан. В целом же поставки российской нефти в КНР должны удвоиться, превысив 30 млн тонн, пишет газета "Коммерсантъ".

По информации издания, вчера в Пекине состоялось заседание председателей российско-китайской комиссии по сотрудничеству в энергетической сфере. Со стороны Китая ее возглавляет вице-премьер Госсовета Ван Цишань, от России - вице-премьер Аркадий Дворкович. По итогам обсуждения представитель Дворковича сообщил, что "Роснефть" может поставлять в Китай дополнительно 9 млн тонн нефти в год. Речь идет о сырье для реализации проекта Тяньцзиньского НПЗ.

"Пока конкретные параметры не определены, но в любом случае поставки должны быть достаточными для реализации проекта НПЗ - это около 9 млн тонн, китайская сторона заинтересована в еще большем расширении поставок", - процитировал представитель слова Аркадия Дворковича, добавив, что "конкретные контрактные соглашения могут быть заключены в ближайшие несколько месяцев" (на конец марта запланирован визит в Россию Си Цзиньпина, который должен стать председателем КНР).

Как пишет "Коммерсантъ" почву для заявлений Аркадия Дворковича о росте экспорта подготовил глава "Роснефти" Игорь Сечин, который посетил Китай в середине февраля. Тогда госкомпания подписала меморандум с Sinopec об увеличении поставок нефти, но подробности не раскрывались. В "Роснефти" тогда лишь говорили, что "принципиальные договоренности об увеличении поставок достигнуты, подписаны документы, позволяющие начинать предметные переговоры".

По словам источников "Ъ", близких к переговорам, поставки дополнительных 9 млн тонн предполагается вести по трубопроводу ВСТО до порта Козьмино. Но, уточняет один из собеседников "Ъ", "на текущий момент "Транснефть" может в срочном порядке увеличить объем прокачки максимум на 1,5-2 млн тонн". Пока никто не обращался с предложением рассмотреть варианты увеличения поставок нефти в Китай, заверили в компании. Там уточнили, что расширение пропускной способности ВСТО запланировано, но будет проходить поэтапно: в 2014-2016 годах дополнительные объемы нефти будут направлены на Хабаровский и Комсомольский НПЗ. По словам представителя "Транснефти", дальнейшее увеличение мощности - вопрос следующих "этапов расширения", конкретики по которым пока нет.

До появления конкретики для увеличения поставок может быть использовано другое направление. Собеседники "Ъ" уточняют, что обсуждается возможность поставок в Китай с начала 2014 года около 7 млн тонн нефти по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу через территорию Казахстана (эта схема не исключает перспективного роста поставок по ВСТО, то есть в целом дополнительные поставки достигнут 16 млн тонн). По словам источника "Ъ", близкого к российско-казахской межправкомиссии, Москва и Астана ведут переговоры о том, что "Роснефть" будет поставлять 7 млн тонн нефти на казахский НПЗ в Павлодаре, а "Казмунайгаз" по своп-механизму отправит столько же нефти в Китай по Атасу - Алашанькоу. Обсуждение такой схемы подтвердили в секретариатах первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Казахстана Кайрата Келимбетова. Но окончательное решение еще не утверждено на высшем уровне. В "Роснефти" информацию не комментируют.

Сейчас нефть на Павлодарский НПЗ поставляют почти все крупные российские нефтекомпании - ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК-ВР. Источники "Ъ" в отрасли называют это направление высокопремиальным. Как "Роснефть" собирается стать фактически единственным поставщиком, они не знают. В других нефтекомпаниях свои планы по поставкам нефти в Казахстан в 2014 году не комментируют. Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук отмечает, что "Роснефть" давно заинтересована в наращивании экспорта в АТР, в частности в Китай. В компании говорили о намерениях заключения долгосрочных контрактов на поставки, а потребности страны в нефти постоянно увеличиваются, говорит эксперт. Аналитик добавляет, что соглашения об увеличении экспорта могут сопровождаться привлечением от китайской стороны льготных кредитов, как уже было в 2010 году.

В то же время еще недавно резко против экспорта нефти в Китай через Казахстан выступал президент "Транснефти" Николай Токарев. "Это как тришкин кафтан: если мы забираем 5-7 млн тонн для прокачки через Казахстан в Китай, значит, их откуда-то надо снять. С наших заводов не снимешь - получается, придется снимать с экспорта, - говорил он в интервью "Ъ" в начале февраля. - Это сразу прямые потери: затея обойдется "Транснефти" в 5,5 млрд рублей, так как транспортировка пойдет по более короткому пути. В итоге бюджет недосчитается 1,5 млрд рублей. Наверное, нефтяники выиграют, но идея сопряжена с проблемами".

Источники в отрасли уточняют, что заместить выпадающие объемы можно и без потерь для прокачки нефти в Европу по трубопроводам - за счет объемов ТНК-ВР (ее сейчас покупает "Роснефть"), экспортируемых морем. Вчера в "Транснефти" от критики казахского проекта воздержались, заключает издание.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?