03.02.2020, 18:50 19780

В Казахстане вступил в силу трехлетний мораторий на проведение проверок микро- и малого бизнеса

Нур-Султан. 3 февраля. Kazakhstan Today - В Казахстане вступил в силу мораторий на проведение проверок субъектов микро- и малого бизнеса на 3 года, передает Kazakhstan Today.
 
Исполняющий обязанности заместителя председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Жанибек Нуржанов сегодня на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при президенте РК рассказал о моратории на проверки МСБ, который будет действовать в Казахстане в течение трех лет. 
 

Главой государства в послании народу Казахстана было дано поручение об освобождении на 3 года субъектов микро- и малого бизнеса от налогов на доходы и введению моратория на проверки. Внесены соответствующие поправки в налоговое законодательство и принят указ президента Республики Казахстан "О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора в Республике Казахстан", - напомнил Нуржанов.

 
Согласно положениям Предпринимательского кодекса РК, субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-тысячекратного МРП (78 150 млн тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
 
К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП (781,5 млн тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
 
В соответствии со статьей 57-4 закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)". 
 
Освобождение от налогов на доходы на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года распространяется на налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и признаваемых субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога.
 
То есть субъекты микро- и малого предпринимательства, работающие по патенту, упрощенной декларации, с использованием Фиксированного вычета, сельхозтоваропроизводители, применяющие уменьшение налогов на 70%, и крестьянские хозяйства, уплачивающие единый земельный налог, уменьшают на 100%:
 
1) сумма корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты);
 
2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Кодекса;
 
3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.
 
При этом необходимо учесть, что введены ограничения по освобождению на лиц, осуществляющих:
 
1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
 
2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
 
3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
 
4) проведение лотереи;
 
5) деятельность в сфере игорного бизнеса;
 
6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
 
7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
 
8) аудиторскую деятельность;
 
9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
 
10) деятельность кредитных бюро;
 
11) охранную деятельность;
 
12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
 
13) деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
 
14) реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
 
15) розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;
 
16) внешнеэкономическую деятельность. 
 

Под лицами, осуществляющими ВЭД, рассматриваются налогоплательщики, осуществляющие ввоз/вывоз товаров, перемещаемых на территорию / с территории третьих стран, то есть не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза (Республика Армения, Российская Федерация, Республика Беларусь и Кыргызская Республика)", - уточнили в КГД.

 
Таким образом, налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (на основе патента, упрощенной декларации, с использованием фиксированного вычета, для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов, а также крестьянских или фермерских хозяйств) и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, при соответствии условиям, установленным в вышеуказанной статье, подлежат освобождению от уплаты с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
 
Освобождение действует только на налоговые обязательства по уплате налогов, возникающих в указанный 3-летний период. При этом налогоплательщики обязаны представлять формы налоговой отчетности, применять контрольно-кассовые машины. При представлении деклараций необходимо указывать данные о полученных доходах с указанием 0 в графе "налог к уплате".
 

Всего освобождение, по нашим данным, коснется порядка 1,2 млн субъектов предпринимательства или практически 75% от общего количества субъектов бизнеса", - сказал Нуржанов. 

 
Он подчеркнул, что мораторий не распространяется на таможенные проверки, встречные налоговые проверки, тематические налоговые проверки по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом, а также по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК, проверки, проводимые на основании обращения субъекта предпринимательства в отношении собственной деятельности и проверки недропользователей.
 
Также действие моратория не распространяется на проверки, начатые в 2019 году, которые подлежат завершению независимо от размерности предпринимателя.
 
При этом субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, не могут быть признаны налогоплательщики, осуществляющие:
 
1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
 
2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
 
3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
 
4) проведение лотереи;
 
5) деятельность в сфере игорного бизнеса;
 
6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
 
7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
 
8) аудиторскую деятельность;
 
9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
 
10) деятельность кредитных бюро;
 
11) охранную деятельность;
 
12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
 

Органы государственных доходов проводят планомерную работу по общему снижению количества проверок. Так, за 2019 год органами государственных доходов проведено 27 187 налоговых проверок, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года меньше на 28,7%. Количество комплексных и тематических проверок составило 6957, в том числе 5089 проверок субъектов малого бизнеса, или 73% от всех проверок. По проверкам малого бизнеса доначисление составило 72 млрд тенге, что составляет 21% в общей сумме доначислений (всего доначислено за 2019 год - 343,5 млрд тенге). Таким образом, 79% доначислений приходится на субъекты среднего и крупного предпринимательства. Если говорить об охвате проверками, то в общем количестве действующих налогоплательщиков (юридических лиц - 425 753 и ИП - 1 184 121) оказались вовлеченными в проверочные мероприятия 1,69%.

 
Таким образом, административное давление со стороны органов государственных доходов является минимальным и направлено только в отношении рисковых налогоплательщиков", - отметил Нуржанов.
 
По его информации, с учетом введения моратория на 2020 год по особому порядку назначения проверок запланированы проверки 693 налогоплательщиков, в том числе субъектов крупного предпринимательства - 151, субъектов среднего предпринимательства - 542.
 

При этом, несмотря на ожидаемое общее снижение количества проверок в связи с введением моратория, необходимо учитывать, что проведение проверок крупных предприятий требует больших трудозатрат. Таким образом, снижение нагрузки на инспекторов не ожидается. Вместе с тем, планируется усиление работы по выявлению нарушений путем анализа данных, имеющихся в распоряжении органов государственных доходов и совершенствование критериев отбора системы управления рисками", - резюмировал спикер.

 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?