29.10.2013, 20:36 11262

Жилстройсбербанк нуждается в пересмотре деятельности по целому ряду вопросов

Требуют пересмотра размеры комиссий за предоставление отдельных услуг. Высокой является комиссия за организацию выдачи займов, которая составляет 1% от суммы займа (минимально 15 000 тенге, максимально 100 000 тенге).

Астана. 29 октября. Kazakhstan Today - "Ак жол" отмечает необходимость в пересмотре деятельности Жилстройсбербанка по целому ряду вопросов, передает Kazakhstan Today.

В соответствии с условиями совместного заявления от 24 сентября текущего года партией "Ак жол" подготовлены предложения по совершенствованию работы Жилстройсбербанка - соответствующее письмо направлено в адрес Национального управляющего холдинга "Байтерек". ДПК и депутаты ее парламентской фракции считают, что деятельность банка нуждается в пересмотре существующих направлений по целому ряду вопросов, заявили в партии:

1. Банк не должен занимать позицию стороннего наблюдателя в вопросе нарушений сроков ввода в эксплуатацию объектов, так как реализация Программы "Доступное жилье - 2020" напрямую зависит от темпов строительства жилых объектов.

2. Необходимо пересмотреть условия выдачи займов населению. Банк получил бюджетные средства на сумму 12,2 млрд тенге под 1% годовых, из которых на 1 сентября текущего года освоено свыше 2,5 млрд тенге (или 27,1%). Лица, желающие стать участниками программы, в большинстве своем относятся к социально уязвимым слоям населения (инвалиды, пенсионеры, участники Великой Отечественной войны, выпускники детдомов, многодетные семьи, матери-одиночки и т.п.), единственным источником дохода которых являются государственные пособия и выплаты. Эта категория лиц, как правило, не имеет достаточного дохода и не соответствует требованиям, предъявляемым к платежеспособности. А отсутствие льгот - еще одно обстоятельство, препятствующее отдельным слоям населения улучшить свои жилищные условия.

3. Требуют пересмотра и размеры комиссий за предоставление отдельных услуг. За прием заявлений (хотя заявление составляется автоматически) взимается комиссия в размере 5000 тенге, за заключение Договора о жилстройсбережениях - комиссия в размере 0,55% от суммы договора (то есть. при стоимости квартиры в 7 млн тенге, комиссия - более 38 тыс. тенге). При этом, если клиент не вошел в список покупателей жилья, комиссия за заключение договора и подачу заявления не возвращается. Для повторного участия в пуле ему необходимо вновь проходить все процедуры и оплачивать комиссии.

Высокой является комиссия за организацию выдачи займов, которая составляет 1% от суммы займа (минимально 15 000 тенге, максимально 100 000 тенге).

4. Банку необходимо оптимизировать тарифную политику для повышения доходности депозитов: процентная ставка в размере 2% годовых не в состоянии конкурировать со ставками депозитов БВУ, которые достигают 11%. Подтверждением этому являются 66 266 расторгнутых по инициативе вкладчиков договоров о ЖСС, что составляет 15% от общего числа заключенных договоров.

На законодательном уровне закреплено ограничение, противоречащее самой идее этого механизма. Так, в случае расторжения договора о ЖСС до истечения минимального срока накопления, вкладчик обязан будет вернуть начисленную сумму государственной премии. Отмена указанного ограничения позволит вкладчикам в некоторой степени сохранить свои сбережения от влияния инфляционной нагрузки.

5. Необходимо пересмотреть подходы к премированию руководителей через призму эффективности расходования средств, а также с учетом результатов реализации государственных программ, так как банк является, по сути, государственным. Во избежание коррупционных обвинений в адрес руководства и сотрудников банка, а также фактов злоупотребления своими служебными полномочиями, важно определение некоторых ограничений в части распределения жилья среди руководящих работников банка и их родственников.

6. Проводимая банком работа по информированию населения о применении специальных ставок кредитования носит эпизодический характер. В целях охвата более широкого круга маркетинговая стратегия банка должна быть ориентирована на постоянное информирование населения о программе и ее условиях.

7. В банке имеет место политика двойных стандартов: снижение ставок вознаграждения распространяется только на вновь заключенные договоры и не распространяется на договоры, заключенные ранее, тогда как ущемляющие интересы вкладчиков правила, касающиеся уступок прав, действуют на договоры, заключенные до принятия новых правил.

Государством с 2012 года выделено 25 млрд тенге на снижение ставок вознаграждения по жилищным займам по ставке 1% годовых. При этом, банк снизил ставки только с 1 января 2013 года всего лишь на 0,5-2%. Снижение ставок вознаграждения по займам не распространилось на договоры, заключенные до принятия решений о снижении данных ставок. Поэтому почти 50 тыс. граждан, получивших кредиты до изменения ставок, остаются в неравных условиях по сравнению с теми, кто заключил договоры позже. Более того, одновременно со снижением процентных ставок повышена стоимость некоторых комиссий банка.

Ранее при переуступке прав и обязательств по депозитам в пользу третьих лиц Правила позволяли сохранять срок их (первоначального вкладчика) накоплений, который учитывался при подсчете итоговых баллов. Решением совета директоров от 4 июля 2012 года утверждены новые Правила распределения жилья, которые исключили учет срока накопления переуступаемого вклада при подсчете баллов. Это решение ущемляет права вкладчиков, получивших вклады в результате многолетних трудов, по переуступке, в том числе - безвозмездно (от родственников). Сложна сама процедура переуступки прав по договору, например в Астанинском филиале уступку производят по записи 1 раз в месяц.

Необходимо распространить действие Правил на правоотношения, возникшие с момента введения данных правил, то есть с 2013 года, при этом правила обратной силы иметь не должны.

8. Клиенты, имеющие 50% суммы, необходимой для улучшения жилищных условий, либо досрочно накопившие эти 50%, могут воспользоваться промежуточным жилищным займом. Но вместо того, чтобы выдать заем в размере оставшихся 50% от необходимой суммы, банк оформляет заем и требует оплатить различные комиссии на все 100% суммы, необходимой для улучшения жилищных условий. А внесенные/накопленные сбережения на время пользования промежуточным жилищным займом являются обеспечением по займу. На сбережения начисляется вознаграждение банка - 2% годовых и премия государства в размере 20% от суммы поощряемого вклада, не более 200 МРП. Зачем тогда надо было их копить на протяжении нескольких лет по ставке в 2%, если за этот же период, можно было оформить депозит в других банках по более высокой процентной ставке? И на каком основании взимаются комиссии со всей суммы?

9. За досрочное погашение кредита предусмотрены штрафные санкции. Не предусмотрено и досрочное частичное погашение за счет депозита, находящегося под обременением.

10. Не учитывается независимая оценка залогового имущества. При достаточности фактического значения Кредит/Залог для обеспечения промежуточного жилищного займа на 70%, банк выдает значительно меньшую сумму. Свои действия, вопреки действующему законодательству, он обосновывает наличием собственной службы оценки залогового имущества. Образовавшаяся разница суммы между независимой и банковской оценкой незаконно находится под обременением банка.

11. Уровень обслуживания в банке не удовлетворяет современным стандартам качества услуг - вкладчики вынуждены часами ожидать своей очереди.

12. Включение ценза оседлости (регистрация в течение последних двух лет в населенном пункте, в котором подается заявление) к основным критериям, предъявляемым к участникам программы, не способствует доступности жилья, так как часть населения, в связи с отсутствием жилья, проживает без регистрации.

13. Заявка на участие в пуле подается на конкретный объект - домостроение, а не на весь комплекс зданий, представленных в пуле. Участники, получившие высокие баллы по итогам всего пула, но низкий на конкретно взятый объект - домостроение, не могут подать заявку на участие в том же пуле, но на другой объект.

14. Не отработана система взаимосвязи оценочных показателей и присвоения баллов: большое количество вкладчиков, несмотря на значительный разрыв в оценочных показателях, имеет одинаковое количество баллов. При одинаковом количестве баллов, присвоенных заявителям, приоритет отдается заявителям с более ранней датой регистрации заявления в банке. Часто разница по времени оформления заявления составляет до 10 минут. Каждому участнику пула присваивается индивидуальный номер, по которому он может ознакомиться на сайте банка с количеством полученных им баллов. Под номерами скрываются анкетные данные участников. Данное обстоятельство в спорных ситуациях, при наличии человеческого фактора, дает возможность изменить фамилию или дату регистрации заявления. Уменьшение шага присвоения баллов, а также электронный прием заявлений решил бы указанную проблему, отметили в парламентской фракции ДПК "Ак жол".

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?