13.05.2025, 15:59 158611

Генетическое сокровище Казахстана: биолог рассказала о уникальной яблоне Сиверса

Казахстан - единственное место в мире, где яблоня Сиверса в дикой природе может формировать полноценные лесные массивы
Генетическое сокровище Казахстана: биолог рассказала о уникальной яблоне Сиверса
Фото: depositphotos.com
Заведующая лабораторией охраны генофонда плодовых растений Гаухар Мукан в ходе своей лекции на мероприятии, посвященном программе Tabiğat Labs 2025, которое прошло в Ботаническом саду Алматы, рассказала о яблоне Сиверса - уникальном эндемичном виде, произрастающем на территории Казахстана, сообщают организаторы мероприятия.

Гаухар Мукан подчеркнула, что лаборатория, в которой она работает, занимается именно сохранением и изучением яблони Сиверса. На базе Института ботаники в Алматы создана уникальная коллекция сортов этого вида, что подчеркивает его важность для науки, сельского хозяйства и национальной идентичности.

Также в своей лекции она напомнила об амбициозной задаче, поставленной в сталинские времена, - создание садов на территории Алматы площадью 14 тысяч гектаров, основанных на сорте апорт.

Однако отмечается, что эти посадки оказались неустойчивыми - апорт страдал от зимнего иссушения, и в итоге было принято решение списать эти сады. На этом фоне особенно важно значение дикорастущей яблони Сиверса, которая исторически произрастает в Казахстане и лучше адаптирована к местным условиям.

По словам Гаухар Мукан, Казахстан - единственное место в мире, где яблоня Сиверса в дикой природе может формировать полноценные лесные массивы. На территории Казахстана такие леса существуют до сих пор. Уникальность вида также в его долголетии: дерево может жить до 300 лет и даже в 200-летнем возрасте продолжать обильно плодоносить.


Лектор отдельно подчеркнула международную ценность яблони Сиверса. Во всем мире насчитывается около 27-30 видов, но именно казахстанский вариант представляет наибольший интерес. В 1990-х годах в США начался кризис в яблоневой индустрии: из-за близкородственного скрещивания культурные сорта утратили устойчивость к вредителям и болезням, что привело к банкротству многих фермерских хозяйств. В поисках решения американские ученые обратили внимание на яблоню Сиверса как на источник новой гермоплазмы - генетического материала, способного вернуть устойчивость и здоровье яблоневым садам.

Также в ходе мероприятия с лекцией на тему "Дерево как проводник: сакральная экология традиций" выступала этнограф, музеевед и преподаватель Галия Файзулина.

Моя роль - это поговорить о символических значениях деревьев. Но прежде всего об одном дереве, которое является самым важным, - это Мировое дерево. Ну и мы все знаем, что Мировое дерево связывает прошлое, настоящее и будущее. Его корни - это подземный мир, стволы и кроны - это мир людей, а верхушка - это небесный мир. В тюркской мифологии важное место занимает Мировое дерево, олицетворяя предков. Аналогом Мирового дерева у тюрков Саяно-Алтая является береза. Байкайын - это богатая береза, или священная береза в традиционном понимании. В эпических произведениях вариантом Мирового дерева чаще всего выступает тополь - терек", - пояснила специалист.


По мнению Галии Файзулиной, очень красиво описывает Байтерек казахстанский писатель и журналист Асылбек Бисенбаев.

Байтерек - не просто великое дерево: на нем, как листья, растут зародыши детей и скота. Когда приходит время, души детей в виде звезд летят в Средний мир - мир людей. Здесь же, на ветвях Байтерека, мудрый и бессмертный ворон учит души будущих шаманов. У корней великого дерева находятся живительные родники, которые дают начало великим рекам. Те реки, что текут на север, в страну мрака, холода и смерти, уносят с собой души умерших. На вершине Байтерека расположено гнездо двуглавого орла, который смотрит в разные стороны мира и проверяет исполнение богами и людьми воли Тенгри. Там же, в этом гнезде, орлица высиживает священное яйцо, из которого вновь возродится мир", - рассказала преподаватель.


По ее словам, считалось, что дерево, особенно высокое, связано с главным божеством - Тенгри, которое живет на небе.

То есть в картине мира тюрков дерево тесно связано с жизнью одного рода. И если срубить дерево, то это значит обречь на смерть людей, связанных между собой узами родства (...) Ну и опять возвращаясь к тому, что дерево - Мировое дерево - имеет очень важное значение, надо сказать, что в казахской мифологии Мировое дерево было парным. То есть был великий тополь - сильное дерево, и рядом находилась тонкая береза священного белого цвета, олицетворяющая чистоту, благородство, верность. Вместе эти деревья символизировали супружеские, семейные отношения. И не зря все-таки родственники жены называются в казахском языке "қайын-жұрт" - созвучно слову "береза" - "қайың". И внимание на это обратил еще Махмуд Кашгари аж в XI веке. Символично, что уединенное место возле Балхаша, где скрывался возлюбленный Баян Сулу - Козы-Көрпеш, называлось Шоқтерек - "одинокий тополь", - подчеркнула музеевед.


Она также отметила, что литературные произведения казахов очень архаичны. В частности, раньше считали, что эта легенда возникла в Средневековье, однако известный археолог Алькей Маргулан перенес время ее создания на I тысячелетие до нашей эры. И этому есть подтверждение - археологический предмет из так называемой Сибирской коллекции Петра Первого в Эрмитаже.


В XVII веке бугровщики - это копатели курганов - собрали 30 килограммов археологического золота, передали в Эрмитаж, и там есть пряжка. И вот содержание этой пряжки очень перекликается с содержанием эпоса о Баян Сулу и Козы-Көрпеше. Люди, изображенные на пряжке, относятся к эпохе раннего железного века - это VII-VI века до нашей эры. И, видимо, они лежат под тем самым деревом, которое является мировым", - сообщила специалист.


Кроме того, подчеркнула она, существуют аналоги Мирового дерева в быту. В частности, коновязь, которая означает хозяина дома, очаг, территории рода.

По словам этнографа, в казахской легенде небесной коновязью является Темірқазық - Полярная звезда, вокруг которой ходят два коня. В другой легенде Полярная звезда - это железный кол, вбитый Всевышним, чтобы обозначить центр мира.

Также, заявила преподаватель, репликой Мирового дерева является и бакан - шест-подпорка с развилкой на вершине, с помощью которого устанавливают шанырак. Его всегда держит мужчина. Это символ хозяина и микромодель Мирового дерева.

В тюркской культуре тополь - священное дерево, однако в эпосах он часто является предвестником смерти, несет траурную символику. Есть белый посох - ақ таяқ", - сообщила преподаватель.


Она пояснила, что когда в семье кто-то умирает, к примеру глава семьи, родственники встречают пришедших выразить соболезнования, опираясь на белый посох .

Его не используют в быту, как коновязь или бакан, он делается только специально для ритуалов, связанных с погребением. И у казахов есть такая поговорка: "ақ таяққа сүйену", то есть "без дела не опирайся на посох", потому что это является предвестником нехороших событий", - пояснила музеевед.


Она подчеркнула, что дерево кочевниками рассматривалось как живое существо. Его свойства сохранялись и в изделиях. Отсюда сакральность деревянных музыкальных инструментов.

Предки казахов относились к деревьям не только утилитарно, что вполне естественно, что они использовали этот материал, но и поклонялись им, обожествляли, наделяли атрибутами божественной силы и разума. Это было связано с тем, что каждое растущее дерево напоминало им о Байтереке, о Мировом дереве", - добавила этнограф.


Указанная точка зрения в информационных материалах может не совпадать с точкой зрения редакции информационного агентства Kazakhstan Today
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы нередко жалуются на низкую скорость интернета в стране. Между тем в республике скоро станет доступен спутниковый интернет Starlink. Однако, как сообщил глава Минцифры Жаслан Мадиев, по сравнению с интернетом через оптику спутниковый будет "немного дороже". Готовы ли вы платить больше за спутниковый интернет?