22.09.2008, 13:47 5427

Интервью начальника департамента противопожарной службы города Алматы Сергея Дырина

Интервью начальника департамента противопожарной службы города Алматы Сергея Дырина

Казахстан Сегодня": Сергей Юрьевич, как Вы оцениваете состояние противопожарной безопасности объектов и города в целом?

 
С. Дырин: Город интенсивно застроился, причем, исходя из нашего анализа о пожарной безопасности, город застроен не совсем правильно, хаотично. В последнее время очень много зданий и сооружений возводятся в высоту и практически не соблюдаются разрывы между ними. Есть еще так называемые границы разрушения объектов: когда здание при землетрясении падает, оно ни в коем случае не должно задевать другое здание. Все эти нормы нарушены. Начиная от проектирования и заканчивая строительством и вводом в эксплуатацию, мы постоянно сталкиваемся со сплошными нарушениями правил пожарной безопасности. 
 
Чтобы не вкладывать определенные средства в строительство, проектировщик и заказчик будущего объекта часто пытаются уйти от многих моментов, связанных с безопасностью здания, думая, что в дальнейшем, они, скорее всего, не пригодятся. Но проектировщики, зная законы нашей республики, СНиПы, стараются их учитывать. А заказчик затем пытается уйти от исполнения. При этом само строительство желает оставлять лучшего. 
 
Кроме того, очень тяжело содержать высотные здания в противопожарном безопасном состоянии. Строительство в разы опережает оснащение наших служб. Сегодня, например, в Алматы мы имеем всего две единицы техники, которые могут выполнять обязанности по спасению и тушению пожаров на высоте до 54 метров (11-12 этажей). Все остальное - техника советского времени. Но и эти современные машины - не панацея, у них есть определенная скорость подъема на такую высоту. А при интенсивном горении люди не дождутся помощи. К тому же физически невозможно будет возле одного здания поставить определенное количество такой техники, необходимое для спасения большого количества людей. Во-первых, не хватит места. Во-вторых, когда здание горит, от него на очень дальнее расстояние отлетают остатки горящих материалов. 
 
Возвращаясь к вопросу состояния противопожарной безопасности, хотелось бы отметить, что подъезды, проезды и прочие площадки, которые обязаны содержаться в постоянной готовности к ликвидации ЧС - все это захламлено, заставлено техникой. 
 
Поэтому сегодня мы явились инициаторами проведения конференции по безопасности высотных зданий Алматы. Так как эта проблема касается и Астаны, то мы разослали приглашения всем заинтересованным службам. Сегодня у нас есть определенные наработки, наши предложения. Мы явились инициаторами и первыми на постсоветском пространстве внесли изменения в закон об обязательном вооружении всех зданий выше 9 этажей индивидуальными спасательными устройствами, с помощью которых любой человек в случае пожара сможет через окно покинуть здание. Устройство очень эффективное, я сам его испытывал на "Триумфе Астаны". 
 
Мы также хотим обсудить на предстоящей конференции международный опыт. В Англии, части стран Европы категорически запрещено строительство зданий выше 10 этажей. Доказано, что спасение людей, особенно в высотных зданиях, практически невозможно. У нас в 2001 году в гостинице погибли четыре иностранца, которые жили на верхнем этаже. Мы очень долго боролись с руководством гостиницы, настойчиво доказывали, что они нарушают правила пожарной безопасности. По многим причинам нам было отказано в приостановке эксплуатации этого объекта. И следствие долго себя не заставило ждать, случился пожар. Кроме того, что иностранцы с козырька спрыгивали, все, кто жил наверху, а также горничные задохнулись от дыма и погибли. Это все происходит очень быстро, потому что скорость распространения дыма очень высока (4 метра в секунду. - Прим. агентства). Поэтому сегодня вопрос безопасности людей в таких объектах надо ставить во главу угла. Высотных зданий с каждым годом становится все больше. Причем каждое из них строится по индивидуальным проектам, соответственно, у нас в стране нет никаких норм по этим зданиям. Приходится внимательно изучать опыт зарубежных стран для того, чтобы снабдить здания всеми безопасными устройствами. Но, как я сказал выше, в первую очередь заказчики пытаются этого избежать, надеясь на авось.
 

Казахстан Сегодня": Как исполняется законодательное требование об оснащении зданий индивидуальными спасательными устройствами?

 
С. Дырин: Поправка работает с 1 января 2008 года. Но в силу того, что президент объявил мораторий на проверки, мы в течение всего года только переписываемся с хозяевами объектов повышенной этажности и просим их выполнить этот закон. Но с 1 января, когда истекает срок моратория, мы займемся вплотную этим вопросом.
 

Казахстан Сегодня": Это касается и жилых помещений, и офисных?

 
С. Дырин: По жилым помещениям нам было отказано. Когда мы вносили в закон изменения, произошел кризис с жильем. Тогда было решено, что изменение в законодательство (по оснащению индивидуальными устройствами спасения. - Прим. агентства) вызовет еще большее подорожание квартир. Поэтому внесение изменений в закон в части жилых помещений отложили на будущее. А по всем остальным объектам с массовым пребыванием людей выше 9 этажей закон уже работает. И мы будем добиваться в Алматы, чтобы он обязательно исполнялся. 
 

Казахстан Сегодня": Насколько правильно с точки зрения безопасности эксплуатируются высотные здания в Алматы? Какие требования к ним предъявляются, и как они исполняются?

 
С. Дырин: Сегодня при строительстве уже стараются выполнить ряд мероприятий, но опять же все делается только для того, чтобы ввести объект в эксплуатацию. Очень мало объектов, где после ввода поддерживается безопасное состояние. По всем остальным объектам - если делается сигнализация, то, как правило, она потом не работает. Все эти вещи нужно постоянно обслуживать, за этим должны следить специалисты. Если сломается какой-то датчик или не сработает какой-то кран, то все это стоит бесполезно. Хозяева объектов экономят на этом средства. Мы же имеем право объекты проверять только один раз в год. А когда мы находим нарушения, то начинаем волокитить документы, вести переписку, готовить иски в суд - время еще больше затягивается... Есть в мире статистика: каждое здание на планете один раз в 50 лет горит. Халатность человека, необеспеченность здания теми или иными средствами, элементарно, электропроводка - что угодно может стать причиной пожара.
 

Казахстан Сегодня": Вы перечислили много нарушений. Как вы, представители противопожарной службы, можете воздействовать на их устранение, и нужны ли вам законодательные коррективы для получения еще больших полномочий?

 
С. Дырин: Воздействовать мы можем, у нас есть полномочия. Все, что касается строительства, то если даже элементарные требования не будут выполнены, нами такие объекты приниматься в эксплуатацию не будут. 
 
Сейчас мы обратились практически во все страны мира с предложением принять участие в конференции по безопасности, чтобы выслушать и поделиться опытом. Над нашими законами мы работаем - хотелось бы внести ряд изменений. Но вы знаете политику страны, президента, в первую очередь сегодня нам нужно поднимать бизнес. Поэтому многие наши предложения не поддерживаются. Но мы настаиваем на том, что бизнес - бизнесом, но самое главное - это человеческая жизнь. 
 

Казахстан Сегодня": Что нужно изменить в первую очередь?

 
С. Дырин: Мы бы хотели бы, чтобы наши инспекторы имели более конкретные полномочия. В принципе, это тоже правильно, что инспектор сначала проверяет, потом составляет документы, затем все эти документы отдаем в органы правосудия. И суды решают, приостанавливать эксплуатацию объекта или нет. Но есть ситуации, которые требуют скорейшего решения. Я считаю, что в этом случае объект нужно приостанавливать немедленно. Другое дело, какой это инспектор, который будет наделен такими полномочиями.
 

Казахстан Сегодня": Может быть, тогда нужно ставить вопрос о повышении престижа противопожарной службы. Наделить инспекторов полномочиями, но и требовать от них высокого профессионализма?

 
С. Дырин: Вопрос правильный. Что касается подготовки нашего инженерно-инспекторского состава, здесь скажу честно, она оставляет желать лучшего. Во-первых, на каком-то этапе мы потеряли преемственность службы, сегодня очень сложно учиться. Наша школа, которая готовит инспекторов пожарной безопасности, немножко хромает. Нашей страной определен ряд договоров, по которым наши сотрудники обучаются за рубежом. Но я считаю, что этого недостаточно, потому что если в академии МЧС России учатся человек 10 казахстанцев, то этого очень мало. Поэтому приходится заниматься самоподготовкой, переписываться с коллегами из России, из ближнего зарубежья. Но опираться на их законы мы не имеем права. Мы изучаем опыт, выезжаем делегациями в другие страны. Но это очень замедляет процесс подготовки сотрудников, которые должны учиться каждый день. Тем более, вы видите, строительство идет семимильными шагами. Ежегодно на рынке появляются новые строительные материалы. Если раньше строили типовые здания и был определен перечень нормативов по ним, то сегодня почти каждое здание индивидуальное. Соответственно, норм на него нет. Мы не знаем, как это проектируется, и очень сложно определять нормы безопасности специально для этого здания. Поэтому здесь мы работаем совместно и с ГАСКом, и с архитекторами, и со всеми структурами. 
 

Казахстан Сегодня": На каком уровне находится оснащение противопожарной службы?

 
С. Дырин: Правительство выделяет огромные средства, но этого не хватает, потому что служба очень большая. В стране насчитывается огромное количество пожарной техники, которая много лет не обновлялась. По нормам пожарный автомобиль должен списываться через 13 лет работы. Сегодня 86% техники в стране эксплуатируется два срока. Последние три года закупается огромное количество пожарной техники. В этом году наш министр вручал ключи от новой техники подразделениям нашей республики в Астане. Если оснащение таким образом пойдет дальше, то министерство (по ЧС. - Прим. агентства) планирует переоснастить и обновить всю технику в ближайшие три-четыре года. 
 

Казахстан Сегодня": Нужно ли прописать строительные и другие нормы, касающиеся безопасности объектов, специально для Алматы с учетом плотности населения, сейсмичности и селеопасности района и так далее?

 
С. Дырин: Во-первых, это мое мнение, я бы категорически запретил строить высотные здания в Алматы. Конечно, все это украшает город, но, в первую очередь, это безопасность находящихся там людей. Сегодня нужно решать вопрос с проездами, с подъездами к домам и другим помещениям. У нас недавно был пожар в новом жилом доме, и наша техника просто физически не смогла заехать во двор. Пожар случился ранним утром в одной из квартир, девушка сидела на окне, не могла уже никак держаться. Она упала на козырек и разбилась. Нужны определенные изменения в подходе обеспечения именно алматинского гарнизона техникой. Здесь нужна мобильная техника, более легкая, более маневренная. Кроме того, раньше тащили на последние этажи определенное количество рукавов по 20 метров длиной каждый. Представьте, сколько надо затащить рукавов на 10 этаж, соединить их, и, самое главное, подать туда давление воды. С каждым этажом оно уменьшается, требуются огромные мощности насосов. Сегодня уже есть новые разработки - носимые ранцы. Квартира горит не вся, и можно двумя-тремя литрами потушить большую комнату. Такое вооружение стоит очень дорого. Оно у нас тоже есть, но в недостаточном количестве: оно должно быть на каждом пожарном автомобиле. Еще один вопрос - без воды мы никто. С каждым годом мы теряем огромное количество пожарных гидрантов. Наш климат не позволяет ставить пожарные гидранты выше уровня замерзания земли. А так как постоянно идет строительство - там дорогу делают, там землю закопали - все это теряется. Сегодня город вырос и, как говорит водоканал, воды уже не хватает. Есть районы закольцованные, там очень слабое давление. Мы не можем дать определенное количество воды, потому что ее просто нет. 
 

Казахстан Сегодня": Сейсмологи не раз поднимали вопрос о том, что в случае землетрясения, если моментально не отключить электричество, то возникнет множество очагов возгорания. Как решается этот вопрос? Внедряются ли системы автоматического отключения электроэнергии?

 
С. Дырин: Эти системы в новых зданиях стараются вводить. Но даже в благополучной Америке, когда там были цунами, землетрясения, происходят пожары. В нашем городе остается одна из проблем - это перенасыщенность города автозаправочными станциями. Они имеют запас горючего, и пожары, естественно, будут. Нам же в случае землетрясения нужны пирсы, сегодня решается вопрос их строительства. Потому что наверняка вся система водоснабжения будет порвана, соответственно, воды не будет. Ее можно будет брать только из открытых источников: это у нас реки, малые озера. Есть определенные запасы на предприятиях, но этого будет крайне мало. Над этой проблемой мы работаем. 
 

Казахстан Сегодня": Как решается проблема пробок и подъездов к зданиям?

 
С. Дырин: Пробки - это наше горе сегодня. Потому что, во-первых, никто не уступает дорогу. Но даже если захотят, это невозможно. Мы ставим вопрос об организации хотя бы на центральных улицах специальной полосы для оперативной техники, как это делается в Москве. Тем не менее, я хотел бы подчеркнуть, что, как и в старые времена, сегодня пожарная служба всегда прибывает на все чрезвычайные ситуации самая первая.
 

Казахстан Сегодня": Какие службы, кроме противопожарной, несут ответственность за безопасность объектов?

 
С. Дырин: В первую очередь за это несет ответственность сам хозяин, эксплуатирующий объект. Естественно, несет ответственность инспектор и все мы, так как мы наделены государством функциями проверки пожарной безопасности и соблюдения закона о пожарной безопасности. На стадии проектирования несет ответственность проектировщик. Но проектировщики, как правило, согласовывают все проекты с нами. И, естественно, мы, очень внимательно изучая проект, смотрим на исполнение всех противопожарных норм, при необходимости вносим изменения. Есть определенный круг лиц, который по своим функциональным обязанностям в этом здании работает и обеспечивает, в том числе, пожарную безопасность. Они тоже ответственны за это.
 

Казахстан Сегодня": Проект может быть согласован идеально, но построен совсем по-другому.

 
С. Дырин: К сожалению, если раньше мы могли отслеживать ход строительства на каждом этапе, то сегодня - только один раз в течение года, поэтому полная ответственность ложится на заказчика, строителя и архитектора. И когда мы принимаем в эксплуатацию объект и видим, что согласованные раньше пункты не выполнены, здание в эксплуатацию не принимается, во всяком случае, нами. 
 

Казахстан Сегодня": Какие вопросы из всего вышеперечисленного вы намерены поставить на конференции по безопасности высотных зданий перед конкретными людьми. Что вы надеетесь решить?

 
С. Дырин: Самое главное, мы хотим привлечь внимание общественности. Сегодня откликнулись на наше приглашение органы власти, причем не только Алматы, но и республики. Мы доложили об этом министру по ЧС, он также поддержал нас. Мы надеемся, что он лично будет участвовать в этой конференции. Второй вопрос - мы приглашаем специалистов со всего мира, они наверняка поделятся с нами всеми горькими или другими опытами в этом направлении. Будут взяты на вооружение, я думаю, многие законодательные вопросы, потому что без законов все это работать в дальнейшем не будет. Мы посмотрим опыт других стран, будем учиться. Наверняка завяжутся какие-то взаимоотношения для того, чтобы в дальнейшем развивать этот вопрос. Одной конференцией, я думаю, не обойдется. Но с мертвой точки, во всяком случае, вопрос безопасности сдвинется. 

Казахстан Сегодня": Большое спасибо за беседу.


фото: Мурашкин Виталий
     
 При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?