29.03.2024, 18:00 62601

ОДКБ: потенциал Организации будет укрепляться, а ее привлекательность в Евразии - возрастать

ОДКБ: потенциал Организации будет укрепляться, а ее привлекательность в Евразии - возрастать
Фото: oborona.ru
Интервью генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетова журналу "Национальная оборона".

oborona.ru

Имангали Нургалиевич, Вы управленец с огромным опытом, возглавляли министерства в составе правительства Казахстана, были премьер-министром страны, возглавляли Администрацию президента… И вот Вы уже более года руководите международной организацией. В чем специфика Вашей работы в качестве генерального секретаря ОДКБ, учитывая профиль организации?

- В первую очередь это ответственность. Ответственность не за одну страну, а за все государства-члены ОДКБ. Во-вторых, это необходимость постоянного поиска консенсуса на каждом этапе принятия решений, что зачастую бывает весьма и весьма непросто, учитывая и разность подходов к определенным вопросам, связанным с обеспечением безопасности, и ряд противоречий в двусторонних отношениях некоторых государств-членов Организации. И конечно, учет в работе Секретариата отличий между политическими системами, в структуре вооруженных сил стран, входящих в Организацию, а также уникальности их управленческих культур.

ОДКБ является особенной организацией в том числе и потому, что объединяет совершенно разные страны, большинство из которых реализует политику многовекторности. В этом смысле Организация является примером так называемого "мягкого союзничества", и это мы считаем сильной стороной ОДКБ.

Вы недавно вернулись из Казахстана, где у Вас был ряд рабочих встреч, посвященных взаимодействию с ОДКБ. Как Вы в целом оцениваете результаты этого визита?

- Оцениваю состоявшийся визит в Астану положительно. Прошли встречи с министром иностранных дел, секретарем Совета Безопасности и министром обороны Республики Казахстан, председателем Мажилиса Парламента. Политическое руководство Казахстана, председательствующего в текущем году в ОДКБ, одобрило подготовленный Секретариатом план мероприятий Организации на 2024 год. План, в свою очередь, базируется на приоритетах председательства Республики Казахстан, представленных на Саммите Совета коллективной безопасности в Минске в ноябре прошлого года.

В Плане сделан акцент на уставных задачах, коллективной военной составляющей, совместном противодействии вызовам и угрозам, расширении взаимодействия по линии Парламентской ассамблеи ОДКБ. Из ближайших мероприятий, реализация которых обсуждалась в Астане, стала подготовка к заседанию Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ в июне 2024 года.

Следует ли ожидать масштабных мероприятий в рамках реализации военной и военно-технической составляющих работы ОДКБ в текущем году?

- Все мероприятия по данным направлениям будут проходить в соответствии с Планом совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности на 2024 год. Этот План был утвержден соответствующими уставными органами Организации - Советом министров обороны и Комитетом секретарей советов безопасности.

Так, запланирована стратегическая командно-штабная тренировка Объединенного штаба, Секретариата и заинтересованных министерств и ведомств государств-членов ОДКБ, командно-штабные учения "Взаимодействие-2024", "Нерушимое братство - 2024", специальные учения "Поиск-2024", "Эшелон-2024", "Скала-2024", "Кобальт-2024", совместные учения "Рубеж-2024" на территории Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России. Это уже апробированные форматы учений в рамках реализации ключевых направлений работы Организации.

Как Вы оцениваете перспективы принятия Целевой межгосударственной программы?

- Работа по принятию Целевой межгосударственной программы ОДКБ по укреплению участков таджикско-афганской границы идет достаточно активно. В нее включены конкретные меры, нацеленные на обеспечение безопасности южной части зоны ответственности ОДКБ. Так, в конце февраля - начале марта с.г. состоялось заседание представителей заинтересованных министерств и ведомств государств-членов ОДКБ и членов Рабочей группы по доработке проекта ЦМП. Проект Программы был одобрен Постоянным советом ОДКБ и направлен на внутриведомственное согласование в государства-члены.

Здесь важно отметить политическую волю руководства двух членов Организации - Кыргызстана и Таджикистана, осознающего масштабы угроз, исходящих из Афганистана. Мы очень надеемся, что в первом полугодии Секретариат сможет представить результаты этой работы.

В последнее время в информационном поле много спекуляций на тему дальнейшего участия Армении в работе ОДКБ. Официальные лица в Ереване делают достаточно резкие заявления. Как Вы видите дальнейшее взаимодействие Организации и Республики Армения?

- Ереван действительно в последнее время не участвует в работе секретариата ОДКБ. Это решение Армении на данном этапе, и мы, как международная организация, уважаем любое решение суверенного государства. Тем не менее деятельность Организации продолжается в полном объеме, все процедуры соблюдаются в полном соответствии с нормативной базой ОДКБ. О принимаемых и принятых решениях Секретариат информирует соответствующие структуры в Ереване в рабочем режиме. Относительно упомянутых заявлений официальных лиц Республики Армения, отмечу, что в Секретариат из Еревана не поступало каких-либо официальных заявлений о приостановке членства в ОДКБ.

Однако ожидает ли Секретариат и Вы как главное должностное лицо ОДКБ такого заявления от Армении?

- И я, и Секретариат работаем в строгом соответствии с принятыми в Организации регламентами и процедурами. Мы, разумеется, силами наших аналитиков и доступного им инструментария анализируем ситуацию вокруг Армении и во взаимоотношениях Армении с ОДКБ. Не скрою, определенные события и настроения в части элит Армении вызывают озабоченность. Но мы надеемся на политическую трезвость руководства Армении и взвешенную оценку перспектив реализации различных сценариев в отношении Организации. Подчеркну, Армения остается нашим союзником, все имеющиеся обязательства остаются в силе.

Намечается ли в обозримой перспективе расширение ОДКБ?

- Конечно, такая возможность в принципе не исключена. Дело в том, что в условиях слома старого миропорядка, сопровождающегося возобновлением старых и появлением новых конфликтов, потребность в военно-политическом союзничестве значительно возрастает. Это закономерно и подтверждается историей. Тем более, что ОДКБ предлагает весьма выгодные условия участия. Одним из главных, полагаю, можно считать отсутствие жесткой "блоковой дисциплины" и демократичная по характеру процедура принятия решений в рамках Организации. Ключевое значение имеет и то, что ОДКБ отдает приоритет политико-дипломатическим методам урегулирования кризисных ситуаций.

Не исключено, что своеобразным драйвером в расширении Организации либо появлении новых форматов сотрудничества на базе ОДКБ станет наша миротворческая деятельность, потребность которой в обозримой перспективе, к сожалению, будет только возрастать.

Что в настоящее время происходит с миротворческим треком в деятельности Организации?

- Организацией миротворческому треку традиционно уделяется особое внимание. Напомню, что миротворческие силы ОДКБ успешно проявили себя в январе 2022 года. Однако ОДКБ нацелена на расширение участия в миротворческих инициативах и за пределами зоны ответственности Организации. Здесь не обойтись без тесного взаимодействия с авторитетными международными организациями. В настоящий момент активно формируются административно-правовые и организационные условия для встраивания Коллективного миротворческого потенциала ОДКБ в деятельность ООН по поддержанию мира.

Так, Республика Казахстан участвует в миротворческих операциях ООН в Западной Сахаре, Центральноафриканской Республике, в Демократической Республике Конго, Ливане. И мы планируем расширять форматы взаимодействия. Важным шагом на этом пути стало введение института "координирующего государства", уполномоченного выступать от имени государств-членов ОДКБ в контактах с Секретариатом ООН по миротворчеству.

В сентябре прошлого года в Москве представители государств ОДКБ провели совещание по вопросам повестки дня 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где обсуждались перспективы подключения потенциала Организации к миротворческой деятельности ООН и была отмечена важность эффективного участия ОДКБ в глобальных усилиях по поддержанию мира.

Каковы Ваши ожидания от текущих глобальных изменений в системе международных отношений в плане обеспечения региональной безопасности в Евразии?

- Эти изменения носят поистине глобальный характер, и мир, очевидно, уже не будет прежним. Мы видим, что в наибольшей степени страдает глобальная система управления международными процессами, многие кризисы становятся неуправляемыми и это самым негативным образом сказывается на региональной безопасности, растут риски, связанные с транснациональными угрозами. В этой ситуации на региональные системы безопасности ложится основная нагрузка, что побуждает их изыскивать дополнительные ресурсы, в том числе дипломатические и политические, разрабатывать новый инструментарий, создавать принципиально новые форматы взаимодействия.

Это в полной мере относится и к ОДКБ. Число угроз и вызовов в Евразии растет, их качество меняется и требует дополнительного внимания региональных структур. В целом, на мой взгляд, в обозримой перспективе по мере становления полицентричной системы международных отношений мы столкнемся с необходимостью повышения уровня ответственности региональных систем безопасности, а также, возможно, расширения их функционала.

Как Вы полагаете, с какими новыми угрозами государства-члены Организации могут столкнуться в ближайшее время?

- Действительно, спектр угроз стремительно расширяется. Если оставить за рамками нашего разговора проблемы глобального уровня, а сосредоточиться именно на специфических региональных проблемах, то, в первую очередь следует указать на угрозу конфликтов за ресурсы. Причем в качестве ресурсов вступает и территория - это формат приграничных конфликтов, и такой ценный ресурс как вода. Последнее вызывает особую тревогу в связи с деградирующей ситуацией с водными ресурсами в Центральной Азии. Это узел сложнейших проблем, требующих повышенного внимания национальных правительств стран региона.

Специфическое измерение в зоне ответственности ОДКБ принимает проблема информационной безопасности. Отсутствие регулирования в данной сфере создает риски масштабных манипуляций общественным сознаниям со стороны внешних факторов в собственных геополитических интересах.

Позволит ли потенциал ОДКБ справиться с угрозами такого масштаба?

- Тот факт, что аналитики ОДКБ выявили и дали оценку этим угрозам, а также тесное взаимодействие государств-членов на уровне правительств, свидетельствует о том, что Организация уже давно работает над поиском решений соответствующих проблем.

Более того, имеющийся у ОДКБ опыт позволяет сформировать платформу для разработки методологических подходов для нейтрализации указанных угроз, а также создания альтернативной ресурсной базы, которая навсегда снимет существующие противоречия.

Здесь несколько треков - политико-дипломатический, включающий работу такой важной структуры как Парламентская Ассамблея ОДКБ, информационно-аналитический, посредническая деятельность и т.д. Другими словами, Организация обладает реальным потенциалом для нейтрализации упомянутых угроз. Более того, есть все основания полагать, что этот потенциал будет укрепляться, а привлекательность самой Организации в Евразии - возрастать.

Интервью: Игорь Коротченко, журнал "Национальная оборона"

Указанная точка зрения в информационных материалах может не совпадать с точкой зрения редакции информационного агентства Kazakhstan Today
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?