14.03.2024, 11:32 126446

"В каждой эпохе есть свой Гамлет". Интервью с Гульфидой Гафуровой  Эксклюзив КТ

Картинка - визуальная видеопроекция была замечательная, отметила балетмейстер

"В каждой эпохе есть свой Гамлет". Интервью с Гульфидой Гафуровой
Фото: Гульфида Гафурова
Художественный руководитель Государственного академического театра танца, заслуженный деятель РК, ученица Булата Аюханова Гульфида Гафурова в эксклюзивном интервью Kazakhstan Today рассказала о работе над балетом "Гамлет. Принц датский".

Фото: Гульфида Гафурова

Поздравляем Вас с триумфальной премьерой восстановленного балета по одноименной трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет. Принц датский". Расскажите, как сегодня произошло возвращение балета на сцену.

- Сегодня у нас спектакль, который мы показываем, - восстановленный и видеопроекция: самое основное то, что мы его восстановили и сделали видеопроекцию. Спектакль идет уже во второй редакции. Первая была, вот как сегодня Гюзель Булатовна (Аюханова - дочь балетмейстера. - Прим. ред.) озвучила, в Одессе была премьера в 1975 году.


В настоящее время это уже вторая редакция, вы прекрасно знаете, что Булат Газизович всегда делал какие-то корректировки, редакции исходя из индивидуальности исполнителей. Поэтому (когда. - Прим. ред.) у нас появился Мади Касымов (ведущий артист балета Государственного академического театра танца РК . - Прим. ред.), он на него отредактировал этот балет. Но в любом случае,весь музыкальный материал Аиды Петровны Исаковой (известный композитор, педагог, пианистка. - Прим. ред.) остался неизменным.

Фото: facebook/ II Открытый фестиваль, посвященный Аиде Петровне Исаковой

Каковы были изменения в этой редакции?

- Булат Газизович сделал вторую редакцию, но весь музыкальный материал Аиды Петровны Исаковой остался тот же, все мизансцены, весь порядок и вся постановка, порядок номеров остались без изменений. Но, конечно же, какие-то технические особенности уже были отредактированы под исполнителя - я имею в виду главных героев. Я считаю, что в этот раз у нас в этой версии очень насыщенная техническая сторона. Потому что Дияр (Акенев. - Прим. ред.), сегодняшний исполнитель роли Гамлета, и Мади Касымов - очень технические танцовщики, на которых можно продемонстрировать всю сложность нашей балетной техники.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об исполнителях главных партий.

- И, конечно, сегодня у нас у очень многих была премьера. Айнур Мукашева, которая исполняла партию Гертруды, она уже танцевала этот спектакль, как и Дияр Акенев. Партию Офелии исполнила впервые - премьера была у Айи Мелис, еще одна премьерная партия - министр двора Полоний, также партию Лаэрта исполин Асылбек Исмаил, и, конечно, для нас сегодня было открытие - хороший танцовщик, очень молодой, первый год работает - это Ильяс Заманбек, который исполнил партию Клавдия - брата покойного короля.


О видеопроекции…

- И основной акцент, конечно, у нас сегодня был на видеопроекции. В видеопроекции мы не хотели показать место локации - где что происходит. В видеопроекции основная задача - с нашим прекрасным видеографом Ерболом Бисеновым, с которым мы сотрудничаем уже не первый спектакль, у нас уже по счету это, по-моему, это уже шестой или даже седьмой спектакль, который мы работаем с ним, мы уже как бы в тандеме, он нас понимает, нашу специфику и знает, что нам нужно - мы не делаем иллюстрацию, мы не делаем конкретные локации, мы просто нашей визуальной картинкой - видеопроекцией хотим подчеркнуть настроение спектакля, показать ту эпоху, ту атмосферу. И я думаю, что сегодня это у нас получилось, потому что очень много хороших отзывов. Картинка - визуальная видеопроекция была замечательная, она абсолютно не перебивала исполнителей балета на сцене, наоборот, она только подчеркивала их настроение, атмосферу XVI века, времена Шекспира, Гамлета.


 Как Вы оцениваете балетную постановку в целом?

- Спектакль очень сложный, по образам очень тяжелый, но в любом случае это классика, это мировая классика, это всемирно известное произведение. Конечно, к этому мы отнеслись очень серьезно и ответственно. Я хочу сейчас повторить слова Булата Газизовича (Аюханова. - Прим. ред.). Когда он ставил этот спектакль, он говорил, что в каждой эпохе есть свой Гамлет. Человек с обостренным чувством справедливости, который не терпел предательства, тем более убийства, не терпел сплетен, козней и лжи. Гамлет был очень открытым молодым человеком и стоял за правду и справедливость. И за это все окружающие считали его безумным. Хотя он самый нормальный из них всех.

Можете что-то сказать по поводу самой работы над спектаклем? С точки зрения балетмейстера, с точки зрения постановщика, как это вообще все было?

- Мне, знаете, очень повезло, что я присутствовала на постановке второй редакции Булата Газизовича. На каждой репетиции. Я слышала, что хотел Булат Газизович, какие были у него требования к каждому персонажу.

Фото: Гульфида Гафурова

И я это сохранила в себе и стараюсь сейчас то же самое передать, именно чтобы это была идея и постановка - сохранить оригинал постановки Булата Газизовича. Да, мы можем, конечно, корректировать какую-то диагональ или какой-то пируэт под исполнителя, но основные - вот эту вот идею, эти жесты, настроение, эмоциональное состояние каждого персонажа… Я просто хорошо знаю, чего хотел Булат Газизович. Поэтому у нас сегодня видеопроекция получилась очень удачно, потому что я точно передала нашему видеографу Ерболу именно то, чего хотел Булат Газизович. Настроение каждого исполнителя, именно персонажа, действующего лица. Потому что когда я присутствую на репетиции, я все это помню и стараюсь это передать нашим артистам балета. Но я думаю, что, конечно, работы еще много, потому что они молодые, еще не совсем опытные. Но в любом случае мы будем добиваться именно оригинального исполнения.

Поздравляем Вас с великолепной премьерой! Большое спасибо за интервью!
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?