31.10.2018, 16:12 9546

В Казахстане повышается качество и доступность медуслуг

В 2017 году, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, общая смертность снизилась на 3%, материнская - на 1,6%, младенческая - на 7,7%.
Астана. 31 октября. Kazakhstan Today - В Казахстане в рамках Государственной программы развития здравоохранения "Денсаулык" на 2016-2019 годы ведется строительство новых объектов здравоохранения, совершенствуется кадровая работа, повышается доступность и качество медицинских услуг и активно внедряются цифровые технологии. В результате снизилась смертность и улучшились основные показатели здоровья населения. Подробнее читайте в материале Kazakhstan Today.

В Казахстане уже третий год продолжается реализация Государственной программы развития здравоохранения "Денсаулык" на 2016-2019 годы. По данным Министерства здравоохранения, с начала запуска программы в стране произошли позитивные сдвиги медико-демографических показателей. В 2017 году, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, общая смертность снизилась на 3%, материнская - на 1,6%, младенческая - на 7,7%. Смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 1,8%, от злокачественных новообразований - на 5,3% и туберкулеза - на 11,8%. Таким образом, можно говорить об улучшении основных показателей здоровья. А общая продолжительность жизни казахстанцев выросла на 0,7% (или 0,54 года), достигнув 72,95 лет.

Одним из важнейших направлений Госпрограммы "Денсаулык" является совершенствование первичной медико-санитарной помощи.

Задачи на 2019 год

Конкретные задачи в рамках Госпрограммы на следующий год определены в документе, принятом на заседании правительства 15 октября 2018 года. В частности, в целях повышения качества оказания медицинской помощи до конца 2019 года будет усилена роль амбулаторно-поликлинической службы и продолжена цифровизация отрасли.

Также по исполнению поручения главы государства в рамках Послания народу, по 30 основным заболеваниям, определяющих более 60% причин смертностей, и для дальнейшего развития семейной врачебной практики, запланирована трансформация диспансеризации в программы управления заболеваниями (далее - ПУЗ).

Особенностью ПУЗ является активное управление заболеванием на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) мультидисциплинарной командой врачей, а также вовлечение пациента в управление собственным здоровьем.

С этой целью акиматы проведут обучение всех медработников амбулаторного звена по данной программе к 2020 году.

В свою очередь, чтобы повысить доступность поликлинической службы населению, в стране планируется увеличить объем записи к участковым врачам через мобильные приложения и портал e-gov с 25% до 50%.

Также в рамках Госпрограммы будет проведен ряд мероприятий для улучшения кадровой обеспеченности и повышения уровня квалификации медицинских работников с 2019 года. в частности, для определения уровня подготовки и знаний выпускников медицинских вузов и колледжей будет законодательно закреплена обязательная независимая оценка знаний.

Одновременно реализуется стратегическое партнерство медицинских вузов с ведущими зарубежными университетами, включающее менторство с привлечением зарубежных специалистов на управленческие позиции и в качестве преподавателей, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов медицинских вузов.

На основе трансферта передовых зарубежных медицинских стандартов, на примере модели АОО "Назарбаев университет", медицинскими вузами в качестве стратегических партнеров привлечены зарубежные университеты, входящие в топ 500 лучших мировых - это медицинские школы США, Швеции, Италии, Польши, Литвы и Турции.

В целях реализации Государственной программы развития здравоохранения "Денсаулык" на 2016-2019 годы", а также 81-го шага Плана нации "100 конкретных шагов" Министерство здравоохранения Республики Казахстан ведет работу по внедрению и развитию принципов корпоративного управления и менеджмента в государственных организациях здравоохранения. Одним из элементов данного принципа является преобразование медицинских организаций на право хозяйственного введения и создание наблюдательных советов в государственных предприятиях.

В настоящее время Минздравом разработан и внесен на рассмотрение в мажилис парламента законопроект по вопросам здравоохранения, в котором устанавливаются:

1) основные понятия менеджера здравоохранения;

2) сертификация работника управленческой деятельности и допуска его к управлению государственным юридическим лицом в области здравоохранения;

3) компетенция по координации и мониторингу деятельности по вопросам корпоративного управления в государственных юридических лицах в области здравоохранения;

4) понятие корпоративное управление и независимый член наблюдательного совета;

5) определение аффилированных лиц госпредприятий на ПХВ;

6) создание альтернативного коллегиального исполнительного органа в государственных предприятиях в сфере здравоохранения;

7) не менее 30% состава наблюдательного совета в ГП на ПХВ в сфере здравоохранения должны быть независимыми членами наблюдательного совета;

8) расширение полномочий членов наблюдательных советов;

9) создание службы внутреннего аудита.

Стоит отметить, что на сегодняшний день большинство организаций здравоохранения уже переведены в юридические формы, способствующие внедрению элементов корпоративного управления, такие как предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами, АО и ТОО.

Существующая модель корпоративного управления в ГП на ПХВ в сфере здравоохранения состоит из наблюдательного совета с ограниченными полномочиями и единоличным руководителем предприятия. При этом, единоличное управление крупными госпредприятиями не всегда позволяет обеспечить полноценное и прозрачное управление.

Как уточнили в Минздраве, из 800 государственных организаций здравоохранения подлежат переводу на право хозяйственного введения 712 организаций, из которых уже преобразовано 674 (95%) медорганизаций. В 436 (69%) медицинских организациях (от 674 ГП на ПХВ) созданы наблюдательные советы, где рассматриваются вопросы по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятия и улучшения качества медицинских услуг.

Кроме того, переход медицинских организаций в форму государственного предприятия на праве хозяйственного введения позволит предприятию самостоятельно утверждать формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, систему премирования и иного вознаграждения за счет объемов оказанных услуг.

Финансирование программы

По данным профильного ведомства, общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы развития здравоохранения составили 944 998,8 млн тенге, из них в следующем году предполагается направить 201 606,8 млн тенге.

Модернизация отрасли

В целях реализации послания главы государства народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" (31 января 2017 года) определены основные приоритеты развития страны, направленные на обеспечение темпов роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 развитых стран.

В этом направлении отрасль здравоохранения рассматривается как сервисная экономика. С этой целью в Министерстве здравоохранения внедрено проектное управление и реализуется проект "Модернизация отрасли здравоохранения", который направлен на ускоренный рост экономики отрасли и обеспечение глобальной конкурентоспособности страны.

Для реализации проекта "Модернизация отрасли здравоохранения" выделены шесть инициатив, такие как:

1) внедрение обязательного социального медицинского страхования;

2) развитие конкуренции и частной медицины;

3) создание единого информационного пространства здравоохранения;

4) развитие лекарственного рынка;

5) развитие медицинского туризма и импортозамещения;

6) уменьшение бремени ключевых заболеваний.

Также принципы проектного управления внедрены на уровне областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, и реализуется проект "Модернизация отрасли здравоохранения".

Совершенствование лекарственного обеспечения

В соответствии с посланием президента "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" и созданием общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий в Евразийском экономическом союзе, разработан проект закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий".

Документ предусматривает принципы введения регулирования цен на все лекарственные средства. В частности, появится компетенция по регистрации цен на все лекарственные средства и установлению предельных оптовых и розничных наценок. В то же время из компетенции местных исполнительных органов будут исключены функций по выдаче лицензий на осуществление фармацевтической деятельности с передачей уполномоченному органу в области здравоохранения.

Планируемые законодательные поправки также предусматривают формирование казахстанского национального формуляра на основе оценки технологий здравоохранения. Он утвержден приказом Минздрава РК от 8.12.2017 года №931. Документ включает 3036 наименований лекарственных средств, перечень средств с доказанной клинической эффективностью и безопасностью, содержащий информацию о лекарственных средствах и ценах, являющийся обязательной основой для разработки лекарственных формуляров.

Помимо этого, в законопроекте содержится внедрение этических норм продвижения лекарственных средств, что позволит профильному ведомству усилить контроль за выписыванием и потреблением рецептурных лекарств, проводить анализ выбора лекарств, в том числе и на доказанную эффективность.

Еще одно планируемое новшество - переход на электронный закуп лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного медицинского страхования посредством веб-портала закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также единого оператора для сопровождения и системно-технического обслуживания веб-портала.

К настоящему времени в мажилисе проведено 17 рабочих групп по указанному законопроекту.

Вместе с тем разработаны и утверждены (от 8 февраля 2018 года №53) новые правила формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Согласно правилам, каждый заявитель будет предоставлять данные о цене завода-производителя при продаже в другие страны, исходя из которой в Казахстане будет регистрироваться цена не выше средней цены других стран.

В настоящее время Национальным центром экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники проводится работа по регистрации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Кроме того, Министерством проводятся круглые столы, семинары, распространяется информация в СМИ по информированию производителей, официальных представителей производителей, фармацевтических ассоциаций и разъяснении новых правил регистрации и формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Помимо этого, в настоящее время Минздравом в онлайн-режиме контролируется ситуация по лекарственному обеспечению: анализируются данные информационных систем лекарственного обеспечения Министерства и СК-Фармации, социальные сети, обращения на интернет-ресурсы Министерства, телефоны горячей линии. В рамках этой работы с января поступило более 2 тыс. обращений граждан.

Список лекарственных средств, изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, закупаемых у Единого дистрибьютора на 2019 год, утвержден от 18 июля 2018 года. Сбор потребности и проведение закупа лекарственных средств и изделий медназначения проведены в августе-сентябре текущего года, а в ноябре-декабре состоится поставка на склады Единого дистрибьютора для дальнейшей отгрузки и выдачи населению с 1 января 2019 года.

В соответствии с действующим приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 сентября 2015 года №766 "Об утверждении правил обеспечения лекарственными средствами граждан", формированием потребности в лекарствах для обеспечения диспансерных пациентов на амбулаторном уровне занимаются региональные управления здравоохранения. Оно ведется с учетом динамики заболеваемости, регистров диспансерных пациентов и темпов потребления за предыдущий финансовый год.

В целях совершенствования информационных систем произведена интеграция между информационной системой лекарственного обеспечения Минздрава и Единой фармацевтической информационной системы ТОО "СК-Фармация". А до конца года будет закончена интеграция с электронным регистром диспансерных больных.

Таким образом, формирование потребности и мониторинг использования лекарственных средств будет персонифицирован по каждому пациенту.

Кроме того, в целях повышения прозрачности, упрощения процедур и снижения административных барьеров в сфере лекарственной политики во втором полугодии текущего года был запущен пилотный проект по переходу на электронный закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупаемых через Единого дистрибьютора. В настоящее время пилотный проект успешно апробирован и реализуется при закупе лекарственных средств и изделий медицинского назначения на 2019 год.

В целях улучшения качества обслуживания (информированности и удовлетворенности) клиентов Единым дистрибьютором создано структурное подразделение "Контакт-центр", который является единой точкой доступа по получению информации по вопросам лекарственного обеспечения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) на амбулаторном и стационарном уровнях.

Как рассказали в Минздраве, контакт-центр обеспечен многоканальным единым бесплатным коротким номером 1439 и нацелен на качественное и профессиональное консультирование широкой аудитории клиентов по вопросам лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).

Контакт-центр также имеет многопользовательскую программную структуру, удобный интерфейс, обеспечен полной комплектацией функционала и укомплектован операторами, имеющими высшее медицинское/фармацевтическое образование.

Таким образом, Контакт-центр оказывает оперативное обслуживание запросов и профессиональное консультирование клиентов по вопросам лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП и медицинской помощи в системе ОСМС.

Цифровизация в сфере здравоохранения

Для полномасштабного запуска процессов цифровизации здравоохранения продолжается работа по обеспечению организаций здравоохранения необходимой ИТ-инфраструктурой: ведется оснащение компьютерами, доступ к сети интернет, внедрение медицинских информационных систем.

На текущий момент врачи и средний медицинский персонал организаций здравоохранения по Казахстану оснащены компьютерной техникой на 90,8%. До конца года местными исполнительными органами планируется обеспечить 100% охват.

На уровне городов и районных центров все организации здравоохранения обеспечены доступом к сети интернет. Однако, на уровне ниже районных центров и в отдалённых сельских районах проблема доступа к сети Интернет пока не решена. Только 54% объектов здравоохранения ниже районного уровня подключены к сети Интернет. Для решения данной проблемы Министерством совместно с заинтересованными государственными органами и местными исполнительными органами проводится работа по поэтапному подключению объектов здравоохранения к сети Интернет посредством наземных каналов связи и альтернативных видов связи.

Уровень внедрения медицинских информационных систем (МИС) в организациях здравоохранения Республики Казахстан до районного уровня составил 99%, ниже районного уровня - 53%. К концу года уровень внедрения МИС в организациях здравоохранения до районного уровня планируется достичь показателя до 100%. При этом график внедрения МИС ниже районного уровня будет синхронизирован с графиком подключения к сети Интернет и завершится к 2021 году.

В текущем году также начат пилот по внедрению безбумажного ведения медицинской документации во всех регионах. В рамках данного проекта идет поэтапный отказ от бумажных форм. На региональном уровне в МИС созданы и заполнены 15 640 333 электронных паспортов здоровья, что составляет 85,6% от общего количества населения.

Всего в рамках пилота задействовано порядка 566 самостоятельных медицинских организаций.

По состоянию на 22 октября 2018 года, ведение первичной медицинской документации в самостоятельных медицинских организациях ведутся в электронном формате, в среднем 68 форм из 121 в 676 медорганизациях из 713 планируемых по республике.
Строительство и открытие новых объектов здравоохранения

За последние пять лет в Казахстане в рамках средств государственного бюджета было построено более 340 объектов здравоохранения, преимущественно это амбулаторно-поликлинические организации, такие как поликлиники, врачебные амбулатории, медицинские пункты, фельдшерско-акушерские пункты. Строительство указанных объектов позволило значительно улучшить качество и доступность медицинской помощи населению страны, в том числе в отдаленных населенных пунктах.

В текущем году в рамках средств республиканского бюджета осуществляется строительство 18 объектов здравоохранения (12 больниц, 6 поликлиник) в десяти регионах страны на общую сумму 17 млрд тенге. В то же время, финансирование строительства амбулаторно-поликлинических организаций мощностью менее 250 посещений в смену и стационарных объектов мощностью менее 150 коек осуществляется акиматами регионов самостоятельно в рамках средств местного бюджета.

Вместе с тем для развития инфраструктуры здравоохранения ведется активное применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности, перечень проектов ГЧП в здравоохранении включает 261 (преимущественно медицинская техника, поликлиники, врачебные амбулатории, медицинские пункты и фельдшерско-акушерские, стационары). Находятся в разработке 3 республиканских проекта ГЧП по строительству и эксплуатации многопрофильной больницы на 300 коек при РГП на ПХВ "Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова" Минздрава РК в городе Алматы, по строительству и эксплуатации многопрофильной клинической больницы на 300 коек при РГП на ПХВ "Карагандинский государственный медицинский университет" в Караганде и по созданию объединенной университетской больницы при РГП на ПХВ "Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова" в Алматы.

Также, по информации местных исполнительных органов областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, заключены договоры по 68 местным проектам ГЧП на общую сумму 36,1 млрд тенге, и еще ведется разработка 190 местных проектов ГЧП.

В рамках заключенных договоров ГЧП уже установлены 6 единиц магнитно-резонансного томографа в Западно-Казахстанской, Карагандинской областях, 5 единиц компьютерного томографа в Карагандинской, Павлодарской областях, 5 единиц рентгенодиагностического аппарата в Атырауской области. Построены офтальмологическая больница, станция скорой помощи и детская стоматологическая поликлиника в Актюбинской области, три врачебных амбулатории в Кызылординской области, открыты две лабораторий в Алматинской и Костанайской областях, четыре офтальмологических, по одному гемодиализному, аллергологическому центру и центра гематологии в Карагандинской области, две поликлиники в Карагандинской и Кызылординской областях.

С целью обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения, Государственной программой развития здравоохранения РК "Денсаулык" на 2016-2019 годы предусмотрены меры по обновлению и развитию инфраструктуры здравоохранения с активным вовлечением ресурсов частного сектора на основе государственно-частного партнерства.

С этой целью акиматами регионов сформированы и реализуются перспективные планы развития инфраструктуры здравоохранения на 2018-2025 годы, предусматривающие поэтапное обновление объектов здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?