30.11.2012, 13:10 15294

Единственный отечественный завод по переработке изношенных шин на грани банкротства

После запуска завода собственники отходов начали говорить, что утилизация слишком дорога. Вернее, не сама утилизация - завод принимал шины бесплатно, - а их перевозка из регионов в Астану.

Астана. 30 ноября. Kazakhstan Today - В Астане закрылся единственный отечественный завод по переработке изношенных шин, передает Kazakhstan Today.

Причина остановки завода в том, что он не может получить шины. Сегодня Банк развития Казахстана, главный кредитор ТОО "Kazakhstan Rubber Recycling", грозит ему банкротством, пишет газета "Караван".

При этом в статье отмечается, что с 1 июля 2013 года в Казахстане начинает действовать стандарт переработки использованных шин. Согласно ему, просто выброс шин на свалку будет считаться правонарушением. Сжигать тоже нельзя. Можно перерабатывать. А завод, который может это сделать, пойдет с молотка.

Завод был открыт в июле 2009 года. Банк развития Казахстана выделил $6,8 млн на закупку оборудования в Германии. Предполагалось, что предприятие будет перерабатывать 16 тыс. тонн сырья в год, или примерно 3 млн изношенных покрышек, с выходом 11 тыс. тонн разной продукции. Это прежде всего резиновая крошка, металл и текстильное волокно.

Шина легкового автомобиля весит в среднем 7,3 килограмма, то есть заводу требуется 2,2 млн шин ежегодно. Такое количество шин используют 550 тыс. легковушек. В Алматы сегодня зарегистрировано больше 600 тыс. машин. Но есть еще грузовые автомобили, где один баллон весит в среднем 60 килограммов. Тогда для обеспечения работы завода потребуются шины всего от 26 тыс. грузовых фур. В Алматы работают 34 тыс. различных грузовиков и фур, уточняется в статье.

Автор напоминает, что один баллон служит по норме: летняя резина - два сезона, три сезона - зимняя. Учитывая, что в Казахстан поступает большое количество уже использованных шин, объем такого сырья просто неисчерпаем. По самым скромным расчетам, в Казахстане образуется не менее 100 тыс. тонн шин. Потребность ТОО "Kazakhstan Rubber Recycling" - 16 тыс. тонн. Казалось бы, места под солнцем хватит еще 5-6 таким заводам.

"По закону хранение использованных шин в Казахстане запрещено. Сжигание тоже: при горении из тонны шин в атмосферу выделяется 270 килограммов сажи и 450 килограммов токсичных газов. Складировать на полигонах тоже нельзя - требуется 300 лет, чтобы разложился хотя бы верхний слой. И все равно в атмосферу выделяются токсичные вещества, просто дольше. Поэтому шины необходимо перерабатывать", - рассказал главный инженер ТОО Бижан Жанамкулов.

После запуска завода собственники отходов начали говорить, что утилизация слишком дорога. Вернее, не сама утилизация - завод принимал шины бесплатно, а их перевозка из регионов в Астану.

"Самыми дисциплинированными оказались иностранные компании - они регулярно сдавали свои отходы на переработку. Регулярно сдавали гаражи при государственных органах, например ХОЗУ администрации президента. Другие компании заняли вообще иную позицию: переработчики должны платить нам за то, что мы им отдаем шины как сырье. Хотя в мире сложилась другая практика - государство обязывает владельцев платить за переработку использованных материалов", - пояснил главный инженер.

Из тонны покрышек выходит 650 килограммов резиновой крошки, 140 килограммов металла и 210 кило текстильного корда. Пока применение находят резиновая крошка и металл. Последний идет на переплавку, а крошка - на травмобезопасные покрытия детских и спортивных площадок. Кроме того, она может добавляться в асфальтобитумное покрытие автодорог, из нее могут изготавливаться плиты для железнодорожных переездов.

"Даже небольшое повышение расходов завода - на сбор покрышек, на доставку из других регионов - немедленно влечет рост цен на крошку. Это делает нашу продукцию неконкурентоспособной. Поэтому предприятиям, которые изготавливают спортивные покрытия, надежнее завозить ее из-за рубежа", - пояснил Бижан Жанамкулов.

Кроме того, в статье сообщается, что по дорожному строительству тоже пока дело не складывается. Было проложено несколько участков в разных регионах страны. В том числе в Алматы - на улице Шаляпина, на объездной дороге в Астане, на выезде из Кокшетау и на объездной дороге в Усть-Каменогорске. Если не нарушать технологию производства, то такое покрытие служит в 1,5 раза дольше обычного асфальта. Но пока ни один проектный институт не включил использование такого дорожного покрытия в свои проекты.

Сегодня завод Kazakhstan Rubber Recycling стоит. Его работники отправлены в неоплачиваемые отпуска. Главный кредитор завода Банк развития Казахстана требует возврата кредита. У него под залогом находится не только купленное оборудование, но и само предприятие.

Во всей этой истории больше всего удивляет выбор места строительства завода. Одна шестая часть всего автотранспорта Казахстана - в Алматы. Находись завод здесь, проблем со старыми шинами не было бы. Но руководство завода соблазнилось условиями, которые предоставила Астана, заключается в статье.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?