28.02.2013, 11:00 8603

Казахстан занимает 36 место среди 65 стран в рейтинге доступности бензина

Среднестатистический казахстанец на свою месячную зарплату может купить всего 793 литра бензина. Для сравнения в Катаре на средний по стране заработок можно приобрести в восемь раз больше топлива, в Японии - в два раза, в России - в полтора.

Астана. 28 февраля. Kazakhstan Today - Казахстан занимает 36 место среди 65 стран в рейтинге доступности бензина, передает Kazakhstan Today.

Среднестатистический казахстанец на свою месячную зарплату может купить всего 793 литра бензина. Для сравнения в Катаре на средний по стране заработок можно приобрести в восемь раз больше топлива, в Японии - в два раза, в России - в полтора. Таковы результаты анализа уровня доступности цен на этилированный бензин в различных странах мира, проведенного ОО "Казпотребнадзор" совместно с исследовательским агентством "Рейтинг.kz".

По информации ОО "Казпотребнадзор", первое место в рейтинге занял Катар. Среднестатистический житель этой страны на свою заработную плату может купить около 6500 литров бензина. В данном случае лучший показатель объясняется низкой стоимостью бензина в этой стране - примерно $0,26 за литр и относительно высокой средней заработной платой - около $1700. Второе место досталось США, где, несмотря на высокую стоимость бензина ($0,91 за литр) на среднюю по стране заработную плату можно купить 3586 литров бензина. Тройку лидеров по доступности топлива занимает Бахрейн (3275 литров) благодаря низкой стоимости бензина в $0,28 за литр.

В ТОП-5 рейтинга доступности бензина вошли также Люксембург (2310 литров) и Канада (1960 литров). При этом в Люксембурге литр бензина стоил в январе этого года $1,77, однако благодаря высокому уровню жизни и самой высокой в мире средней заработной плате такое дорогое по нашим меркам топливо более чем доступно для среднестатистического гражданина страны.

Продолжают рейтинг доступности цен на бензин Австрия (на среднюю по стране заработную плату можно купить 1828 литров бензина), Австралия (1728 литров) и Норвегия (1572 литра). Стоит отметить, что нефтедобывающая Норвегия занимает в мире одно из самых высоких мест по уровню цен на бензин - литр топлива в стране стоит около $2,34. Дороже бензин марки АИ-95 можно найти только в Турции, Нидерландах, Италии и Португалии. Однако данная цена топлива подкрепляется высокой средней заработной платой - Норвегия занимает в мире почетное второе место (после Люксембурга) по уровню данного показателя. Замыкают десятку стран с доступным для населения бензином Южная Корея (1504 литра) и Япония (1492 литра).

Казахстан занял в рейтинге доступности цен на бензин далеко не почетное 36 место, уступив, в том числе и России, которая расположилась в общем списке на 12 строчек выше. Напомним, Министерство нефти и газа неоднократно выступало за уравнивание казахстанских и российских цен на бензин. Между тем ведомством явно не учитывается фактор доступности бензина для населения по тем или иным ценам. Данный рейтинг в этом отношении очень показателен. Среднестатистический россиянин на свою заработную плату может приобрести 1168 литров бензина АИ-95, тогда как гражданин Казахстана, живущий на среднюю заработную плату, купит всего 793 литра. И это притом, что средняя заработная плата в республике далека от реальных показателей уровня жизни большей части населения.

Примечателен и тот факт, что доступность бензина в Казахстане существенно ниже, чем в большинстве стран-экспортеров нефти, включенных в рейтинг. Исключение составляют только Сирия и Колумбия, где чрезвычайно низкая доступность бензина обусловлена соответствующим уровнем заработных плат и сравнительно высокими ценами на бензин.

В свою очередь среди стран постсоветского пространства, представленных в рейтинге, Казахстан занимает по доступности бензина второе место, вслед за Россией. Однако следует учитывать, что ввиду отсутствия необходимых статистических данных в рейтинг не включено большинство нефтедобывающих стран, входящих в СНГ, например, Азербайджан и Туркменистан.

Самым недоступным бензин оказался в Таджикистане. В этой стране не только низкий уровень средней по стране заработной платы (около $227), но и несопоставим дорогой бензин - $1,35 за литр. В итоге житель этой страны на среднестатистическую зарплату может себе позволить купить только 168 литров бензина. Незначительно лучше ситуация в Филиппинах и Индии - 201 литр и 232 литра, соответственно. В десятку аутсайдеров также вошли Пакистан (236 литров), Молдова (272 литра), Монголия (282 литра), Сирия (284 литра), Кыргызстан (295 литров), Таиланд (306 литров) и Армения (329 литров).

ОО "Казпотребнадзор" предлагает включить ежегодный налог на транспорт в цену бензина и дизельного топлива. В таком случае налог будет оплачивать только незначительная часть автовладельцев, чьи машины имеют объем больше четырех литров и наносят существенный ущерб экологии. Этот налог будет своеобразным экологическим сбором, либо налогом на роскошь.

По приблизительным подсчетам, внутреннее потребление ГСМ в Казахстане составляет около 8 млн тонн. С населения в виде налога на транспорт в 2012 году было собрано чуть более 25 млрд тенге. Таким образом, чтобы собрать эту сумму за счет включения налога на транспорт в цену бензина, последнюю необходимо поднять приблизительно на 3-3,5 тенге.

В свою очередь, льготникам, освобожденным от уплаты налога на транспорт, необходимо предусмотреть ежегодные материальные компенсации на фиксированную сумму.

По мнению ОО "Казпотребнадзор", это позволит решить множество существующих проблем: повысить цену на бензин без ущерба для кошелька казахстанцев и существенного роста цен на другие товары и услуги; ввести прямую зависимость размера налога на транспорт от частоты использования транспортного средства (чем больше ездишь, тем больше платишь); существенно снизить нагрузку на местные налоговые отделения за счет высвобождения большинства сотрудников занятых сбором налогов на транспорт; будет невозможно уклоняться от уплаты налога на транспорт за счет регистрации автомобилей на имя льготников - сейчас такую практику широко используют владельцы автомобилей с большим объемом двигателей.

Кроме того, налог на транспорт будет невозможно уплатить не вовремя либо уклониться от его уплаты. Отпадет коррупционная составляющая и лишняя волокита.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?