09.01.2024, 14:09 48446

Концепцию политики в сфере промбезопасности до 2030 года разработали в Казахстане

Ожидается, что реализация мероприятий в рамках плана концепции позволит снизить общий уровень риска на опасных производственных объектах
Концепцию политики в сфере промбезопасности до 2030 года разработали в Казахстане
Фото: Depositphotos
Астана. 9 января. KAZAKHSTAN TODAY - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан разработало проект концепции развития государственной политики в области промышленной безопасности до 2030 года, передает корреспондент агентства.  

Как отмечается в анализе текущей ситуации, число аварий на опасных производственных объектах не снижается. В ряде случаев причинами аварий служат превышение сроков эксплуатации оборудования, некачественное или несвоевременное его обслуживание и ремонт, непродуманные проектные и технические решения, крайне низкая технологическая и трудовая дисциплина, что наглядно выражается в нарушениях правил и приемов безопасного ведения работ, технологических регламентов и требований промышленной безопасности. Не на должном уровне находится система подготовки и переподготовки специалистов и персонала для опасных производственных объектов. Недостаточна роль науки в разработке способов повышения и поддержания состояния промышленной безопасности.

По данным МЧС, в разрезе по годам произошло следующее количество аварий:

в 2020 году - 28 аварий (пострадали 28 человек, из них со смертельным исходом - 13);

в 2021 году - 20 аварий (пострадали 19 человек, из них со смертельным исходом - 10);

в 2022 году - 28 аварий (пострадали 32 человека, из них со смертельным исходом - 15);

в 2023 году - 21 авария (пострадали 108 человек, из них со смертельным исходом - 56).

За последние десять лет (с 2014 по 2023 годы) зарегистрировано 244 аварии, из них: 40 - на объектах горной отрасли; 54 - на объектах, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы; 42 - объектах нефтяной отрасли, что составляет 55,7% от общего их количества.

Аварии произошли: 54 - на объектах, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы, 42 - в нефтегазовой отрасли, 40 - в горнорудной отрасли, 24 - в угольной отрасли, 21 - в газовой отрасли, 14 - в химической и нефтехимической отрасли, 13 - в металлургической отрасли, 13 - на объектах, ведущих взрывные работы, 12 - на объектах котельного хозяйства, 5 - на объектах по хранению растительного сырья, 3 - на объектах, эксплуатирующих магистральные газопроводы, 3 - на объектах использующие атомную энергию.

Ежегодно крупные аварии происходят на угольных шахтах АО "АрселорМиттал Темиртау" (ноябрь 2021 года - на шахте "Абайская", погибло 6 человек; ноябрь 2022 года - на шахте "имени Ленина", погибло 5 человек; августе 2023 года - на шахте "Казахстанская", погибло 5 человек; в октябре 2023 года - на шахте имени Костенко погибло 46 человек).

В настоящее время государственный контроль и надзор в области промышленной безопасности за деятельностью опасных производственных объектов осуществляют 381 инспектор в области промышленной безопасности. Исходя из общего количество опасных производственных объектов, с целью их полного охвата, один инспектор ежегодно должен обследовать 570 объектов, что фактически на практике не представляется возможным, рассказали в МЧС.

Также отмечена обратная динамика сокращения количества инспекторского состава по отношению к ежегодному росту опасных производственных объектов. В 1991 году количество инспекторов составляло 1648 единиц, к 2014 году количество инспекторов было сокращено до 510 единиц, в 2020 году - до 449 единиц, в 2021 году - до 381 единицы (в 4,3 раза).

Кроме того, с 2017 года сокращены полномочия и возможности уполномоченного органа в области промышленной безопасности: ликвидирован Национальный научно-технический центр промышленной безопасности с 4 отраслевыми институтами в городах Атырау, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте; приватизирован Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности с численностью более 3 тысяч спасателей.

В сложившейся ситуации требуются совершенствование государственной политики в области промышленной безопасности, в целях последовательного снижения риска возникновения аварий на опасных производственных объектах", - отмечается в документе.


Основной задачей обеспечения промышленной безопасности является предупреждение вредного воздействия опасных производственных факторов, возникающих при авариях, инцидентах на опасных производственных объектах.

При этом отмечается, что приоритетными направлениями совершенствования государственной политики в области промышленной безопасности определены:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления в области промышленной безопасности;
  • совершенствование правовых механизмов ответственности владельцев опасных производственных объектов за нарушение требований промышленной безопасности;
  • разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;
  • совершенствование системы повышения квалификации в области промышленной безопасности;
  • совершенствование механизмов технического перевооружения опасных производственных объектов;
  • кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности;
  • развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;
  • совершенствование деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб;
  • развитие научно-технического потенциала;
  • развитие институтов саморегулирования, аккредитации и аудирования по вопросам промышленной безопасности;
  • внедрение цифровых технологий для обеспечения государственного контроля и надзора;
  • развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности.

Принципы государственной политики в области промышленной безопасности:

1) соблюдение законодательства Республики Казахстан, международных договоров в области промышленной безопасности;

2) обеспечение единства подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением;

3) минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах;

4) снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;

5) внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов;

6) внедрение научно-технических достижений и передового опыта в целях обеспечения промышленной безопасности;

7) введение ответственности эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за невыполнение требований промышленной безопасности;

8) возмещение вреда в полном объеме за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на промышленных объектах;

9) обеспечение доступности для населения информации в области промышленной безопасности.

Подходы развития:

1) осуществление государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности;

2) осуществление мониторинга состояния промышленной безопасности;

3) нормативно-правовое регулирование в области промышленной безопасности;

4) участие центральных и местных исполнительных органов, опасных производственных объектов в соответствии с их компетенцией в организации и проведении мероприятий в области промышленной безопасности;

5) своевременное обновление и техническое перевооружение опасных производственных объектов;

6) актуализация требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;

7) обеспечение научно-технической и методологической поддержки в области промышленной безопасности;

8) внедрение инновационных технологий для обеспечения промышленной безопасности;

9) разработка методов анализа и оценки рисков возникновения аварий на промышленных объектах;

10) внедрение рискориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности;

11) совершенствование системы повышения квалификации работников органов государственного контроля (надзора) и работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

12) совершенствование требований к программам подготовки, к аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов эксплуатирующих организаций и организаций, осуществляющих обслуживание промышленных объектов;

13) внедрение механизмов компенсации затрат, связанных с локализацией аварий и ликвидацией их последствий;

14) развитие сотрудничества с международными организациями и объединениями, занимающимися вопросами в области промышленной безопасности;

15) внедрение эффективных механизмов, препятствующих проявлениям коррупции в системе обеспечения промышленной безопасности;

16) допуск к применению на опасных производственных объектах технологий, опасных технических устройств, взрывчатых веществ и изделий на их основе, соответствующих требованиям промышленной безопасности;

17) доведение до норм положенной штатной численности квалифицированных специалистов в области промышленной безопасности;

18) декларирование промышленной безопасности опасного производственного объекта;

19) аттестация юридических лиц на право проведения работ в области промышленной безопасности;

20) экспертиза промышленной безопасности;

21) проведение профилактических, горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ на опасных производственных объектах профессиональными аварийно-спасательными службами в области промышленной безопасности;

21) проведение монтажа, технического обслуживания, технического освидетельствования лифтов, эскалаторов, траволаторов, а также подъемников для лиц с инвалидностью.

Реализация основных направлений совершенствования государственной политики в области промышленной безопасности планируется в два этапа.

Первый этап (2024-2026 годы). Решение задач по созданию (совершенствованию, актуализации, синхронизации) необходимой нормативно-правовой базы по вопросам промышленной безопасности.

На втором этапе (2027-2030 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности. Основной акцент будет сделан на развитие инфраструктуры обеспечения безопасности, совершенствование технических требований безопасности, осуществление государственного контроля и надзора за безопасностью в соответствии с целевыми ориентирами и показателями повышения безопасности опасных производственных объектов.

Ожидается, что реализация мероприятий в рамках плана концепции позволит снизить общий уровня риска на опасных производственных объектах.

Разработчики прогнозируют следующие достижения:

1) ежегодное снижение допускаемых опасными производственными объектами нарушений требований промышленной безопасности на 1% до 2030 года;

2) ежегодный вывод из эксплуатации 1700 единиц технологического оборудования опасных производственных объектов, отработавшего нормативный срок службы до 2030 года;

3) ежегодное снижение количества инцидентов на опасных производственных объектах на 1% до 2030 года;

4) ежегодное снижение количества аварий на опасных производственных объектах на 1% до 2030 года.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?