12.03.2015, 15:56 18659

Украину за долги могут исключить из СНГ

В 2014 году, вопреки своим первоначальным обязательствам, Украина не внесла ежегодный взнос в размере 84,32 млн российских рублей в бюджет Содружества (бюджет СНГ составлял 817,3 млн рублей), а содержание ее представителей в органах Содружества осуществлялось за счет других государств-членов СНГ.

Астана. 12 марта. Kazakhstan Today - Украину за долги могут исключить из СНГ.

Аппарату СНГ с Украины причитается 84,3 млн рублей за 2014 год. Эту сумму в прошлом году погасила Россия и остальные 10 государств-участников Содружества, пишет газета "Известия", передает Kazakhstan Today.

Как сообщили в штаб-квартире СНГ в Минске, никаких официально оформленных заявок о выходе из Содружества Независимых Государств с украинской стороны не поступало. Более того, за 2014 год Украина должна 84,3 млн рублей за обеспечение работы исполнительных органов СНГ. Бюджет на 2015 год в ноябре 2014 года Украина подписывать отказалась, а ее представитель недавно покинул штаб-квартиру в Минске. Руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН Александр Гусев заявил, что при таком состоянии дел Украину необходимо принудительно исключить из СНГ.

"Решение по исключению Украины из СНГ нужно принять в исполнительных органах Содружества, когда собираются главы государств. Такая инициатива может исходить от любого государства Содружества. Украина не участвует в работе СНГ, Порошенко и Яценюк не приезжают, их страна не платит взносы и в какой-то степени тормозит работу. Затем передать решение в исполком, который постановит, что Украина не является членом СНГ. Сделать это просто, но по времени займет год. Не стоит ждать дальше, пока за выход из СНГ проголосует Верховная рада. Скорее всего, она не будет рассматривать этот вопрос вообще. Там понимают, что, покинув СНГ, они выйдут и из зоны свободной торговли, а это будет означать повышение пошлин до единого таможенного тарифа в 7,8%. Потери Украины увеличатся в несколько раз", -сказал А. Гусев.

Он напомнил, что Украина не ратифицировала Устав СНГ еще на начальном этапе, в 1991 году, но, несмотря на это, Украину всегда считали равноправным и полноценным участником-основателем Содружества.

"Украина не раз заявляла, что приостанавливает свою деятельность в СНГ и выбрала путь на евроинтеграцию. В 2014 году подписали Соглашение об Ассоциации с ЕС, но это соглашение еще не вступило в силу. Европейцы временно обнулили пошлину на украинские товары, поставляемые в ЕС, и сейчас украинцы одновременно эксплуатируют и зону свободной торговли СНГ, и Европейский союз. Поэтому мы в августе 2014 года приняли решение о введении эмбарго на поставки украинских промтоваров и основных видов продовольствия, а иначе Украина формально могла ввозить в Россию по нулевой ставке все товары, кроме белого сахара", - сказал А. Гусев.

По его мнению, нет ничего страшного в том, что Украина выйдет из СНГ.

"Если представить постсоветское пространство в виде многофункционального кластера, можно сказать, что он состоит из трех функциональных зон. Зона ядра - это Таможенный Союз и ОДКБ. Экспериментальная зона - Евразийский экономический союз. И буферная зона - СНГ, ШОС и т.д. Из буферной зоны государства могут входить и выходить, но страшного здесь ничего нет. В результате госпереворота в ночь с 21 на 22 февраля прошлого года мы имеем дело с другой Украиной. К ней нужно относиться как к чуждому элементу на пространстве СНГ. Эмбарго, выведение из зоны свободной торговли и из СНГ. Они убивают людей, а мы делаем им послабления в газовой сфере. Мы слишком мягко подходим к нынешней киевской власти", - сказал он.

Как сообщил представитель Исполкома СНГ, Украина не платит в единый бюджет органов СНГ уже второй год подряд.

В 2014 году, вопреки своим первоначальным обязательствам, Украина не внесла ежегодный взнос в размере 84,32 млн российских рублей в бюджет Содружества (бюджет СНГ составлял 817,3 млн рублей), а содержание ее представителей в органах Содружества осуществлялось за счет других государств-членов СНГ. В ноябре 2014 года в Ашхабаде Украина отказалась подписывать единый бюджет СНГ на 2015 год, который составил 917,85 млн рублей, тем самым не приняв на себя финансовых обязательств. В московском представительстве СНГ сообщили, что долевой взнос каждого члена Cодружества зависит от ВВП за трехлетний период и численности населения страны. Эти данные раз в 3 года предоставляет статкомитет СНГ. Согласно действующим в СНГ финансово-экономическим параметрам, доля Украины в сводном бюджете СНГ составляет 11%.

Украинские политики предпринимают попытки пересмотреть ряд ранее принятых в рамках СНГ договоров. Так, 12 января 2015 года глава украинского МВД Арсен Аваков пообещал выход из соглашения СНГ о розыске преступников, мотивируя это тем, что российская сторона игнорирует выдачу Украине бывшего президента Виктора Януковича и еще 23 человек, находящихся в розыске в Украине. Он пообещал предложить сотрудничество участникам СНГ на основе двусторонних соглашений. 20 января МВД Украины приостановил подачу информации в Международный информационный банк стран-участниц СНГ, администрирование которого проводит МВД РФ. В феврале украинский кабмин принял постановление о выходе из союзного соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью.

В Исполкоме СНГ сообщили, что не получали документов от Украины о намерениях выйти из Содружества. Согласно процедуре, если украинский парламент принимает соответствующее решение, украинский МИД направляет ноту в Исполком СНГ с заявлением о денонсации договора и отказе от дальнейшего участия в рамках организации. По уставу организации, выйти из СНГ страна может только через год после уведомления Исполкома о своем решении. Похожий сценарий был реализован в августе 2008 года, когда грузинские парламентарии единогласно проголосовали за выход страны из СНГ. Спустя 12 месяцев после подачи заявки, в августе 2009 года, Грузия официально покинула ряды Содружества.

Как говорится в аналитической записке, которую подготовили в Исполкоме СНГ, выход Украины из СНГ и соответствующих договоров негативно скажется на пенсионном и социальном обеспечении, формировании рынка труда и миграционных процессах.

"Доля стран СНГ в товарообороте Украины составляет около 40% (примерно $60 млрд), а в случае полномасштабной реализации Договора о зоне свободной торговли СНГ эта цифра может увеличиться до $92-96 млрд в год. Соответственно, прекращение режима свободной торговли со странами СНГ повлечет за собой серьезные финансовые и экономические потери для Украины. Рынок СНГ является основным для многих украинских товаров, в том числе труб, химической продукции, локомотивов, продуктов питания", - подчеркивается в записке.

В штаб-квартире СНГ в Минске отметили, что Украина может, выйдя из СНГ, сохранить участие в соглашениях.

В Министерстве иностранных дел Украины отказались комментировать ситуацию, равно как и в аппарате Яценюка, Порошенко и Парубия.

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что Украина может выйти по "грузинскому" сценарию.

"У многих стран есть задолженности в различных международных организациях. Такое часто бывает у стран, которые присутствуют в этих организациях, но на реальную политику не влияют. Украина давно перешла в пассивный режим присутствия в СНГ и поэтому решила не платить. В случае выхода из СНГ ей все же придется перезаключать ряд важных договоров на двусторонней основе", - сказал он.

Украинский политолог Владимир Корнилов отмечает, что выйти из СНГ для Украины будет сложно, поскольку в этом случае встанет вопрос о прекращении целого ряда важных договоров, что может вызвать обострение экономической ситуации.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?