17.03.2009, 13:34 557

Обращение

В настоящий момент в Казахстане наблюдается частичная экономическая стагнация, снижение доходов, рост цен и как следствие - ухудшение благосостояния простых казахстанцев. Поэтому в этот трудный для всего населения Казахстана период государству необходимо поддержать отечественный малый и средний бизнес.

Президенту Республики Казахстан г-ну Назарбаеву Н. А.

Премьер-министру Республики Казахстан г-ну Масимову К. К.

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемый Карим Кажимканович!

Отзвуки мирового финансового кризиса дошли и до нашей страны. В настоящий момент в Казахстане наблюдается частичная экономическая стагнация, снижение доходов, рост цен и как следствие - ухудшение благосостояния простых казахстанцев. Поэтому в этот трудный для всего населения Казахстана период государству необходимо поддержать отечественный малый и средний бизнес.

Во-первых, освободить самозанятое население Казахстана (малый бизнес, состоящий из 3 работников) от налогового бремени за исключением социальных и пенсионных отчислений, поставив их на регистрационный учет в налоговых органах в явочном порядке. А Министерству труда и социальной защиты населения РК разработать государственную программу по социальной защите самозанятого населения. Со стороны бизнес-сообществ озвучены обращения к депутатам городских, районных и областных маслихатов, к руководителям торговых комплексов и домов, гипер-, супер- и минимаркетов, магазинов и рынков (прилагается).

Самая массовая занятость людей сегодня наблюдается в микробизнесе, так называемая категория "самозанятых". Когда-то они были востребованными специалистами, сегодня - добывают кусок хлеба торговлей либо работают в сфере услуг (репетиторы, таксисты и т. д.). При этом самозанятые остаются самой незащищенной частью общества. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты РК, самозанятые работники составляют основную долю в общей численности занятого населения, в 2005 году их доля составила 32,9%, или 2,4 млн человек. В сельской местности 53,1% населения "балансируют" между безработными и занятыми и переходящими из одной группы в другую. Причем данная категория имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Стоит отметить, что самозанятое население формировалось в самое трудное время переходного периода, когда около миллиона человек, выброшенных из привычных видов деятельности, вынуждены были начинать сначала в неизвестной для себя сфере торговли. Таким образом, наши граждане, дав правительству возможность решать глобальные вопросы, не перекладывали проблемы на государство, тем самым обеспечили социальную стабильность в обществе. Почему бы Казахстану не использовать положительный опыт соседних стран? В Китае, например, власти помогают в течение 5 - 10 дней предпринимателю зарегистрировать бизнес и получить государственный кредит на первоначальный капитал. Затем в зависимости вида деятельности он получает на 3 - 5 лет отсрочку от всех проверок. Если он в рамках обозначенного времени смог правильно использовать деньги, то государство помогает разработать дальнейший бизнес-план и увеличить размеры кредита. Если заемщик не смог или был недобросовестен, он попадает в черный список.

Во-вторых, предлагаем пересмотреть категорию заемщиков, подпадающих под программы в рамках антикризисного плана (по рефинансированию и кредитованию субъектов МСБ под 12,5% годовых), снизить ставки по ранее полученным кредитам субъектами МСБ либо предоставить предпринимателям кредитные каникулы.

Ряд казахстанских банков приступили к реализации программ в рамках антикризисного плана правительства Казахстана. Между тем эти программы предназначены для так называемых добросовестных заемщиков, которые составляют малую толику, а для основной остронуждающейся части населения остаются недоступными. Стоит отметить, что для поддержки бизнеса многие предприниматели были вынуждены заложить собственное жилье. Сегодня в сложившихся условиях предприниматели не в состоянии выплачивать долги по кредитам. В итоге люди остались ни с чем - без жилья и собственного дела.

В-третьих, ввести на плодоовощную продукцию ставки ввозных таможенных пошлин, действовавшие до 1 января 2009 года. Премьер-министр РК Карим Масимов поручил Агентству по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и Агентству по защите конкуренции затормозить любое повышение тарифов, чтобы на этот период не было необоснованного раскачивания кризисных процессов.

Однако, несмотря на это, министром индустрии и торговли РК Владимиром Школьником активно лоббируется вопрос повышения ставок таможенных пошлин. Якобы в интересах отечественных товаропроизводителей. Местные производители сейчас не в состоянии покрыть даже собственных потребностей страны! Чтобы накормить своих граждан Казахстан вынужден закупать, к примеру, те же овощи и фрукты за границей, причем из года в год эта цифра растет. К примеру, 90 - 95% фруктов и зелени - это продукция соседних стран, в частности Китая, Кыргызстана, Узбекистана, 50% картофеля и лука опять же завозится из Китая и Кыргызстана. Сейчас из-за высоких таможенных пошлин на рынках Казахстана ощущается дефицит сельхозпродукции, что соответственно влечет и высокие цены на них. Потребителю овощи и фрукты наравне с мясом становятся менее доступными.

В-четвертых, для снижения высокой стоимости аренды и дефицита торговых площадей Министерство индустрии и торговли РК должно предпринять ряд конкретных мер, в частности, оказать содействие в доступе к финансовым ресурсам - это могут быть "длинные" кредиты, помощь в отводе земли для строительства торговых площадей и т. п. К примеру, во Франции предусмотрены государственные ссуды для этих целей, кредиты и государственные заказы. Сегодня 40% розничного товарооборота осуществляется в Алматы, а 10% - в Астане, однако в северной столице спрос на новые торговые площади увеличивается быстрее по причине более активного роста населения. О нехватке торговых площадей даже упомянул в одном из своих выступлений министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник.

В-пятых, создать Министерство торговли РК, предметно занимающейся вопросами внешней и внутренней торговли, а также людьми, занятыми в ней. По сей день система торговли в нашей стране воспринимается как придаточный механизм экономики, то есть существует Министерство индустрии и как придаток к нему - торговля. Именно по этой причине вопросы, касающиеся торговли, решаются медленно либо вовсе не решаются.

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемый Карим Кажимканович!

Поддержка предложений наших бизнес-сообществ позволит отечественному бизнесу с минимальными потерями пережить негативные последствия глобального финансового кризиса, стабильно развиваться в дальнейшем и плодотворно работать во благо населения страны.

За годы независимости казахстанская торговля сформировалась как отрасль экономики, где задействовано большинство населения страны. В связи с этим в мае 2009 года мы намерены провести I съезд работников торговли и сферы услуг Казахстана. Просим вас поддержать наше предложение и принять участие в его работе.

НЭПК "Союз "Атамекен"

ОЮЛ "Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана"

ОЮЛ "Профессиональный союз предприятий торговли и сферы услуг Казахстана"

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?