16.01.2009, 16:07 3416

Интервью депутата мажилиса парламента РК Дарьи Клебановой агентству "Казахстан Сегодня"

Казахстан Сегодня": Дарья Владимировна, вы являлись членом рабочей группы при мажилисе парламента РК по законопроекту о средствах массовой информации. Расскажите, какие принципиальные нормы либерального характера содержит законопроект?

Д. Клебанова: Откровенно говоря, предложенный документ в корне отличается от своих предшественников. Нормы, предусмотренные в нем, можно назвать действительно либеральными. К примеру, предложенный проект уравнивает позиции истца и ответчика при рассмотрении в суде дел об опровержении.
По действующему законодательству журналист занимает положение заведомо виновного и должен доказывать, что использованные им сведения соответствуют действительности. Истец же обязан предоставить только заявление и опубликованный материал, порочащий его честь, достоинство и деловую репутацию. В случае принятия предложенного законопроекта ситуация изменится. Истец и ответчик окажутся в одинаковых условиях. Журналист не будет считаться виновным, пока не докажут обратное.

Казахстан Сегодня": Вы на заседаниях рабочей группы предлагали также установить размер государственной пошлины, взимаемой с подаваемых в суд исковых заявлений о возмещении морального вреда. Но Ваше предложение не было включено в законопроект. Каковы были аргументы разработчика в этой связи?

Д. Клебанова: Разработчики согласились с тем, что сейчас истец может требовать от СМИ ничем не ограниченные суммы компенсации за моральный вред. Однако в то же время мы сейчас наблюдаем такой факт, когда некоторые СМИ публикуют заказные статьи с целью опорочить достоинство человека. Если мы сейчас определим верхние и нижние границы исковых требований отдельно по средствам массовой информации, будут ущемлены права всех остальных граждан. Да и как можно однозначно оценить достоинство человека?
Согласно статье 952 Гражданского кодекса, моральный вред компенсируется только в денежном выражении, а размер компенсации определяется судом. При вынесении решения учитываются все конкретные обстоятельства, связанные с нарушением личных неимущественных прав гражданина в зависимости от соизмеримости дела.
Взыскание морального вреда относится не только к правовым вопросам деятельности средств массовой информации, но и к защите прав граждан в целом. Предмет данного вопроса должен рассматриваться в плоскости защиты прав человека.

Казахстан Сегодня": Многие журналистские организации в своем заявлении просили установить срок исковой давности в один год, в некоторых рекомендациях по реформированию законодательства указан срок давности не более двух месяцев. Как вы оцениваете данное предложение?

Д. Клебанова: В медиа-сфере существуют издания с периодичностью выхода раз в квартал, раз в полугодие, а также разной тиражностью и территорией распространения. Человек может просто не прочитать вовремя тот или иной материал. В целом, установление срока исковой давности потенциально ущемляет права граждан на защиту своих чести, достоинства и деловой репутации.
Кроме того, необходимо отметить, что основным признаком деятельности масс-медиа является массовость их распространения. СМИ по праву называют четвертой властью, так как они оказывают огромное влияние на общественное сознание. В этой связи особенно важно, чтобы средства массовой информации использовали достоверные сведения в своих материалах.
Также этот принцип определяет ряд законодательных и международных актов. Согласно статье 17 Конституции Республики Казахстан, достоинство человека неприкосновенно. Ряд основополагающих международно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие, предусматривают важность обеспечения основных прав и свобод человека.

Казахстан Сегодня": Какие с Вашей точки зрения позитивные нормы для средств массовой информации еще имеются в законопроекте?

Д. Клебанова: В настоящее время владельцам радио- и телеканалов помимо получения лицензии необходимо проходить процедуру постановки на учет. В законопроекте постановка на учет отменяется, то есть упраздняется одна из двух дублирующих друг друга норм. Снимаются и нормы о переучете СМИ и информационных агентств в случае смены адреса редакции и главного редактора.
Также хотелось бы затронуть еще одну, очень важную, поправку, которая касается профессиональных интересов журналистов. Предложенный законопроект освобождает репортера от обязанности получать разрешение на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью. Кроме того, данная норма корреспондируется с Гражданским кодексом, в статье 145 указано, что такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами.
Нормой, облегчающей журналистам доступ к информации, можно назвать поправку, которая позволяет журналисту обращаться в суд сразу после первого отказа в предоставлении запрашиваемых сведений государственных органов и должностных лиц.
Следует отметить, что и парламентарии внесли свою лепту в данный проект, в частности, были решены вопросы, касающиеся языковой политики. Как известно, на сегодняшний день программы на государственном языке транслируют зачастую в ночное время. В этой связи депутатами мажилиса парламента была предложена норма, направленная на развитие государственного языка в средствах массовой информации. Согласно данной поправке, объем теле- и радиопередач на государственном языке, в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.

Казахстан Сегодня": В заявлении руководителей ряда общественных объединений о несогласии с законопроектом указано, что данные поправки являются косметическими и этого недостаточно для либерализации действующего законодательства. Согласны ли Вы с этими замечаниями?

Д. Клебанова: Да, действительно некоторые руководители СМИ и общественных организаций недовольны разработанным проектом. Не все, что предлагалось, в него вошло. Пока еще не отражены вопросы отмены уголовного наказания за диффамацию в СМИ, не расширена возможность присутствия иностранного инвестора в уставном капитале СМИ, не заложена норма, обязывающая госорганы отвечать на критические замечания в СМИ, особенно в сфере коррупции, и прочее.
Наверное, не бывает такого закона, которым бы были все довольны. Потому что любой закон - это правила, рамки и ограничения, которые неизбежно выставляет любое государство для регулирования той или иной сферы деятельности и общественных отношений. Если профессиональный кодекс чести и этики предполагает внутренние ограничения, то закон - это ограничения внешние.
В этой ситуации важно другое - процесс пошел. Впервые за много лет мы получили такой проект, который действительно содержит нормы, которые реально упростят жизнь участникам информационного рынка уже сегодня. Я думаю, что шаг за шагом наше законодательство будет совершенствоваться в соответствии с мировыми стандартами. То, что не вошло в законопроект сегодня, обязательно войдет завтра.
На мой взгляд, впереди еще большая работа по либерализации законодательства в медиаотрасли: есть необходимость в продолжении ратификации Казахстаном международных документов в сфере СМИ, назревает необходимость в разработке и принятии закона "О телерадиовещании", который мог бы включить в себя нормы, предусмотренные другими законодательными актами, что приведет к созданию благоприятных правовых условий для обеспечения дальнейшего развития телерадиовещания и массмедиа, как важнейших институтов демократической политической системы.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?