03.10.2007, 16:56 2604

Интервью с генеральным директором ТОО "Биохим", производящего биоэтанол, Александром Сутягинским

А. Сутягинский: 2008 год станет прорывным в отношении производства и спроса на биоэтанол в СНГ.


Как сообщили агентству в фонде устойчивого развития "Казына", первый в Казахстане завод по производству биоэтанола в Северо-Казахстанской области намерен, помимо биотоплива, выпускать крахмал. Учитывая проблемы, связанные с экспортом казахстанского биоэтанола в Европу через Россию, которая до сих пор отказывалась признавать этанол составляющей топлива и взимала с него акциз по "спиртному" признаку, напрашивался вывод об отказе первого биоэтанольного завода в стране от производства биотоплива и о переориентации его производства на новый вид продукции. Однако гендиректор ТОО "Биохим" Александр Сутягинский в интервью корреспонденту агентства опроверг мысль о том, что в СКО поставили крест на производстве биоэтанола.

А. С.: На самом деле мы не переориентируем производство на выпуск крахмала, а просто добавляем в наш ассортимент одну из его композиций. Это улучшит экономические показатели проекта, позволяя получить дополнительный продукт. Одновременно это дает маневр для завода, чтобы в случае затоваривания (биоэтанолом. - Прим. агентства) мы могли просто уйти большей частью в производство крахмала. Это придает гибкость производству. И потом, крахмал по цене лишь немножко ниже, чем биоэтанол, при этом он является конкурентным продуктом, пользующимся достаточно большим спросом.

"Казахстан Сегодня": Судя по разговору о возможном затоваривании, проблемы со сбытом биоэтанола не решены...

А. С.: Мы сейчас начинаем сбывать нашу продукцию, мы сделали паспорта сделок, определили перевозчика, заключили договоры, проплатили дорогу. Но естественно, что завод пока работает не в полную нагрузку, потому что надо сначала наладить активную реализацию. Для ритмичного, стопроцентного производства это еще проблема, которая сейчас вместе с правительством решается. И решается позитивно.

"Казахстан Сегодня": Когда Вы говорите о позитиве, Вы подразумеваете какие-то подвижки в переговорах с россиянами, которые до сих пор не хотели признавать отличие биоэтанола от этанола пищевого?

А. С.: Да, есть позитивные шаги в решении вопроса о транзите через Россию. Думаем, что уже до конца года мы повезем наш биоэтанол в Европу через территорию северного соседа. Более того, думаю, что 2008 год станет прорывным в отношении спроса на биотопливо и в отношении к биоэтанолу как к топливному, а не спиртсодержащему продукту в странах СНГ, а не только в России.

"Казахстан Сегодня": На чем зиждется такая уверенность в отношении тех же россиян, если до сих пор именно их неуступчивость была главным системным препятствием для экспорта биотоплива?

А. С.: Сейчас в России начинает изменяться законодательная база, они принимают полный перечень законодательных актов для того, чтобы этанол стал отдельным кодовым продуктом именно как топливная составляющая. При этом у россиян появилось то, чего не было ранее, - намерение использовать биотопливо на внутреннем рынке. Сегодня "ЛУКойл" уже подписал меморандум о производстве биобензина, и уже на уровне государства там разрабатываются стандарты биологических бензинов. То есть они меняют отношение к биотопливу, потому что сами начинают его осваивать. Значит, автоматически изменится отношение и к нашей продукции, потому что, согласно межгосударственным договоренностям, стандарты для одного и того же вида продукции должны быть одинаковыми вне зависимости от того, где она была произведена - в России или в Казахстане. Так что, я думаю, в 2008 году в соседних странах начнется полное форсирование этого вопроса.

"Казахстан Сегодня": Какова для вас цена вопроса провоза биоэтанола через Россию по ныне действующим правилам?

А. С.: Если сегодня везти по цене $650 за тонну этанола, то при уплате по действующим правилам только депозитного акциза она возрастет до $1000. И ее в Европе никто не купит, хотя стоимость этанола сегодня там немногим меньше - $950 за тонну. А если убрать эту нагрузку, то цена будет достаточной для того, чтобы предусмотреть и окупаемость, и коммерческую составляющую, и одновременно создать проходной ценз для коммерческих сделок. То есть она будет, конечно же, ниже $950.

"Казахстан Сегодня": А сколько за время существования завода вы продали биоэтанола?

А. С.: Очень мало. Мы отправили в качестве экспортных образцов несколько тонн в Европу, но до конца года эта проблема должна решиться, и мы очень сильно на это надеемся. Поэтому завод сейчас работает, мы заливаем продукцию в железнодорожные цистерны и готовимся к активным отгрузкам.

"Казахстан Сегодня": Кто конкретно проявляет интерес к казахстанскому биотопливу?

А. С.: Когда Казахстан заявил, что у него есть реальный биоэтанол, к нам приехали убедиться в этом из Европы, из Объединенных Арабских Эмиратов, из центральноазиатских республик. Кстати, мы отправляем сейчас первые бочки на пробу в Таджикистан и Кыргызстан для их мини-нефтезаводов. Есть заявка из Арабских Эмиратов на 3000 тонн, сейчас отрабатывается логистика по их поставке.

"Казахстан Сегодня": Сколько смогут забрать Таджикистан и Киргизия от мощности завода?

А. С.: Процентов 30 - 35, может быть, 40 можно будет осваивать там, потому что они не имеют сегодня экологических присадок вообще, они их покупают в России, в Европе. А биоэтанол является очень хорошей присадкой, которая, помимо экологической составляющей, дает еще и высокое октановое число, то есть экономически целесообразна в производстве.

"Казахстан Сегодня": А как сказывается его использование на цене топлива?

А. С.: Если взять существующий ценовой механизм в отношении нефти и в целом производства бензина, то использование биоприсадок несильно будет влиять на цену топлива. Больше того, стоимость нашей присадки по сравнению со стоимостью присадок, использующихся сейчас по отдельным видам нефтепродуктов, даже ниже. Поэтому возможно, что для части видов нефтепродуктов после введения использования биоприсадок произойдет, наверное, даже уменьшение стоимости.

"Казахстан Сегодня": Сейчас много говорят о продовольственной безопасности, угрозу которой несет переработка сельхозпродукции в топливо...

А. С.: Конечно, производство следует регулировать с точки зрения экономической и продовольственной безопасности. В том смысле, что не надо всем предпринимателям и производителям сельхозпродукции уходить в производство биоэтанола, нужно делать это по принципу разумной достаточности. Сегодня переводить зерновые в этанол нецелесообразно: все-таки при сегодняшнем дефиците зерновых в мире надо большую часть зерна направлять на зарубежные рынки и использовать внутри страны для производства продуктов питания. А в этанол надо сейчас отдавать другую крахмалсодержащую продукцию или продукты, где содержится целлюлоза, из которой можно производить этанол, не влияя на зерновые. Но при этом, думаю, часть зерновых возможно все же перерабатывать, потому что у нас много зерновых фракций, которые идут в непригодном для продовольствия виде, просто не годятся для продовольственных нужд. То есть биоэтанол - это хороший продукт, который можно получать из плохого зерна.

"Казахстан Сегодня": Если он так хорош, то почему все говорят только об экспорте и никто всерьез не обсуждает использование на внутреннем рынке?

А. С.: Потому что сейчас нет законодательной базы, которая делала бы использование биотоплива в Казахстане обязательным хотя бы в виде добавок и присадок к обычному бензину. Для этого надо принять законопроект "О производстве биотоплива", он сейчас уже обсуждается, тогда этот вид топлива будет востребован и у нас. При этом не нужно даже выходить на использование биоэтанола в качестве основного топлива, достаточно стимулировать нефтеперерабатывающие заводы к использованию биоприсадок. Есть нормы их содержания в топливе - от 2 до 10 - 15%, при которых не требуется никакой перестройки двигателя автомобиля. А экологический эффект многократно увеличивается.

При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?