20.10.2020, 01:18 108178

"Новая реальность": декан факультета психологии МГУ о проблемах детей и подростков в условиях пандемии

"Новая реальность": декан факультета психологии МГУ о проблемах детей и подростков в условиях пандемии
Дистанционное обучение несёт в себе не только риски, но и новые возможности. Такого мнения придерживается один из организаторов XV Всероссийского фестиваля Nauka 0+, президент Российской академии образования и декан факультета психологии МГУ профессор Юрий Зинченко. В интервью RT он рассказал о роли родителей, педагогов и гаджетов в формировании личности у детей и подростков, о способах избежать стресса во время пандемии коронавируса, а также о том, чему можно поучиться у поколения Z.
 
— На всероссийском фестивале Nauka 0+ вы выступаете организатором "боёв" молодых психологов в формате Science Slam. Что это такое? Какие проблемы сейчас волнуют молодых психологов?
 
— В рамках фестиваля Nauka 0+ 18 октября состоится IV Всероссийский Science Slam по психологии. Это международный формат, ответ молодых учёных на академические конференции, зачастую понятные только узкому кругу специалистов. Science Slam — возможность донести в непринуждённой форме результаты своих исследований, объяснить широкой аудитории, почему это важно всем. В ход идут шутки, метафоры, красивые картинки и примеры. В этом смысле Science Slam напоминает стендап-шоу, но главным всё равно остаётся качественное научное исследование и важные для общества выводы.
 
— Перед лицом коронавирусной угрозы все испытывают сильный стресс, особенно дети. Как можно им помочь адаптироваться к новым вызовам?
 
— Дети и подростки могут воспринимать всё гораздо эмоциональнее, чем взрослые, — их психика и эмоциональная саморегуляция ещё находятся в стадии формирования. Однако мы с вами живём в такое время, когда дети являются более уверенными пользователями цифрового пространства, чем взрослые. Задача взрослых — определить круг источников, которым можно доверять, научить анализировать поступающую информацию и контролировать эмоции.
 
— Многие родители ещё до коронавируса и перехода на дистанционное обучение переживали, что дети проводят много времени "в гаджетах". Каковы негативные последствия дистанционного общения и образования? Как их преодолеть?
 
— Активное внедрение гаджетов в жизнь детей уже с раннего возраста, несомненно, может приводить к рискам и негативным последствиям для психики, для детско-родительских отношений и для успешности обучения в частности.
 
Ни один гаджет не научит ребёнка правильно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и контролировать их. Поэтому важно помнить, что гаджет не должен становиться единственной формой и источником эмоционального развития.
 
Как только гаджет вытесняет взрослого из взаимодействия с миром, ребёнок становится заложником тех норм и правил поведения, которые заданы в конкретной игре или видео. И мы, как взрослые, перестаём контролировать опыт и переживания, которые он испытывает, а значит, уже не сможем скорректировать при необходимости работу его психики и отношение к тому или иному явлению.
 
— Можно ли надеяться на то, что запустится обратный процесс и дети начнут больше, чем до пандемии, ценить общение в офлайн?
 
— Пандемия ограничила возможности живого общения. И дети, и взрослые ощутили его отсутствие особенно остро. И это важный для нас урок. Иногда, чтобы оказать поддержку близкому человеку, достаточно просто взять его за руку, и это заменит тысячи слов в мессенджерах. Согласно подходу психолога Льва Выготского, в подростковом возрасте межличностное общение является ведущей деятельностью. Через общение со сверстниками они узнают себя, другого человека, формируется самооценка, самосознание и ценностная структура личности.
 
Социальные сети дают возможность создания нескольких профилей. Например, в одном случае подросток может играть роль любителя искусства, в другом — пробовать себя в роли отрицательного героя компьютерной игры. В реальной жизни это может породить внутренний конфликт, привести к возникновению психических расстройств. Поэтому важно стараться создавать условия для живого общения, чтобы реальная жизнь была не менее интересной, чем виртуальная, и при этом помогала подростку в саморазвитии, самореализации и самопрезентации.
 
— В образовательном процессе всегда высоко ценилась роль преподавателя, выстраивались особые отношения между ним и учащимися, а в каждом учебном заведении формировался особый микроклимат, своя атмосфера. Вернётся ли такой микроклимат после пандемии? Разрушается ли традиционная роль коллектива?
 
— Действительно, роль преподавателя постепенно переживает трансформацию в связи с цифровизацией образования. Цифровые технологии предоставляют множество различных источников и экспертных знаний/позиций, из-за чего учителя действительно опасаются угрозы своему авторитету. Чтобы сохранить свою позицию, сегодня учителю нужно использовать современные преподавательские методики и говорить с учениками на одном языке. Это поможет выстроить хорошие отношения и обогатит образовательную среду.
 
Что касается учеников, то они становятся гибче и приобретают новый опыт. Ведь им заново нужно выстраивать отношения и находить своё место в коллективе, используя новые средства и решая новые социальные задачи. К тому же в онлайн-среде дети, страдавшие от буллинга (притеснений) в офлайн, могут с большим комфортом находиться на занятиях. А учитель может отслеживать и прерывать негативные примеры взаимодействия.
 
— Дистанционное образование способствует и малоподвижному образу жизни, гиподинамии. Как сейчас детям поддерживать не только силу духа, но и физическую форму?
 
— Чрезмерное использование гаджетов действительно приводит к ухудшению показателей физического здоровья детей и подростков. Любой вид пассивной деятельности требует регулярного чередования с активными физическими упражнениями, которые можно выполнять и в домашних условиях.
 
Главная задача — наполнить кислородом организм и разогнать кровь. Для этого достаточно делать 15—20-минутные перерывы, чтобы подышать, попрыгать, дать глазам отдохнуть.
 
Конечно, без участия родителей ребёнку сложно самоорганизоваться, поэтому роль взрослого в формировании физического и психического здоровья детей неоценима.
 
— Много говорится о негативных последствиях дистанционного обучения, сидения дома. А какой мы получаем положительный опыт?
 
— С помощью дистанционного обучения мы можем слушать лучших лекторов. В МГУ мы благодаря ситуации с пандемией серьёзно увеличили банк видеоматериалов. Лекции лучших преподавателей теперь доступны студентам и пользуются большим спросом. Волонтёры факультета психологии МГУ разработали и провели бесплатные вебинары для школьников по всей стране на темы профилактики учебного стресса, психологической готовности к ЕГЭ, способов эмоциональной саморегуляции.
 
Также при онлайн-обучении у учеников развивается сдерживающий контроль и вообще саморегуляция, преодоление клипового мышления, которое сейчас так развито у молодёжи.
 
Онлайн-лекции позволяют развивать концентрацию и произвольное внимание. Мы в целом стали более критичны к тому, что потребляем и как анализируем поступающую информацию. 
 
— Каким формируется новое поколение молодых людей, входящих во взрослую жизнь? Есть целая теория поколений, для каждого придуманы названия — X, Y или Z. Насколько вообще корректно давать оценки разным поколениям и пытаться их "разложить по полочкам"?
 
— Поколение для современной психологии — это уже не просто общность родившихся в определённый год людей. Психологи давно поняли, что каждое поколение несёт в себе уникальный исторический и культурологический опыт, который не повторится у другой поколенческой когорты. Именно это заставило исследователей давать поколениям имена. Например, миллениалы, беби-бумеры, поколения Х, Y, Z.
 
Так называемая теория поколений далеко не безупречна, тем не менее от названия конкретного поколения не меняется главное: поколенческие группы различаются своими ценностями, привычками, социальными установками. "Виной" тому — их культурный, исторический и социально-психологический бэкграунд.
 
Многим исследователям интересно современное молодое поколение Z (самым старшим его представителям сейчас 18—20 лет). Это логично: именно это поколение сейчас учится в университетах, а значит, скоро займёт рабочие места, начнёт голосовать на выборах, войдёт в активную потребительскую фазу. В качестве ключевых черт представителей поколения вспоминают их погружённость в мир интернета: неслучайно их метафорично называют цифровыми аборигенами.
 
Часто поколение Z называют более свободным. Оно не торопится использовать классические критерии взросления более старших поколений. Нам ещё предстоит глубже познать это поколение, но уже сейчас понятно, насколько интересным и ярким может быть взаимодействие с ним. Нам есть чему у него поучиться.
 
— Учитываете ли Вы опыт зарубежных коллег по изучению проблем детей и подростков во время пандемии? Какие из этих проблем глобальные и могут решаться сообща, а какие присущи только нашему или, наоборот, западному менталитету?
 
— В период пандемии факультет психологии МГУ организовал и запустил совместные исследования с Европейской федерацией психологических ассоциаций и Международным союзом психологической науки при ЮНЕСКО. Нашими специалистами были разработаны рекомендации, которые были использованы в других странах для оказания психологической помощи различным социальным группам населения.
 
Пандемия и её последствия — новая для всего мира реальность. Поэтому большинство проблем оказались схожими.
 
Вопрос в том, что социокультурные и региональные особенности России невозможно сравнить ни с одной страной мира. В самом начале пандемии мы запустили всероссийский проект #ИсследуемДома. Это позволило нам собрать научные данные о психологическом состоянии обучающихся, студентов, учителей и педагогов в разных регионах России и выстроить систему оказания психологической помощи с учётом социокультурных и этнокультурных особенностей субъектов страны. 
 
— Можете дать совет, как детям и подросткам сохранить психическое равновесие в эти непростые времена? И что для этого должны делать родители?
 
— Самый лучший способ поддержания позитивного эмоционального фона и психологического благополучия — получение психологической поддержки от значимых и близких людей.
 
Здесь многое зависит от готовности самих родителей быть чувствительными к тем изменениям, которые происходят с детьми в разные возрастные периоды, в кризисы развития и в трудных жизненных ситуациях. Пандемия дала возможность родителям лучше узнать своих детей, их потребности, особенности, индивидуальные способности. И это несомненный плюс и шаг навстречу друг другу.
 
Если мы все будем ощущать поддержку и понимание, то это поможет нам вовремя поделиться переживаниями, снизить уровень тревожности и опасений. Доверие и включённость в процесс развития и социализации детей и подростков являются залогом того, что ребёнок будет чувствовать себя в безопасности и ощущать безусловное принятие в семье.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?