30.12.2020, 18:26 187781

Интервью генерального директора Tez Tour Kazakhstan Талгата Даирова: "Это время - проверка на прочность"

Интервью генерального директора Tez Tour Kazakhstan Талгата Даирова: "Это время - проверка на прочность"
Член совета директоров и соучредитель Ассоциации туроператоров Казахстана, генеральный директор Tez Tour Kazakhstan Талгат Даиров рассказал в интервью об итогах года.
 
Талгат Жалгасбаевич, подводя итоги года, как казахстанская туриндустрия в целом справилась с этим трудным периодом? Что произошло с рынком?
 
- Безусловно, год выдался неимоверно тяжелым именно для туриндустрии. Начиная с марта, когда пандемия добралась до большей части мира и Казахстана в том числе, прекратились все авиаперелеты и работа туркомпаний замерла на нулевой отметке. Лишь когда первая волна коронавируса начала отступать, в отрасли появилось какое-то движение, открылся ряд направлений для полетов, пусть и весьма ограниченный. В общем, положение было критическим, но, слава Богу, крупных потерь на нашем рынке не произошло. Конечно, мы в Ассоциации больше отслеживаем деятельность туроператоров и пока (а я надеюсь - и в дальнейшем) никто из туроператоров не объявил о своей финансовой несостоятельности и банкротстве. Естественно, каждая компания перестроила свою работу так, как считала нужным, - главное, что никто не впал в панику. Я бы сказал, что это время стало проверкой на прочность всех нас. И сегодня уже можно констатировать, что казахстанский туристический рынок выстоял, сдав экзамен на зрелость. 
 
Как проходило взаимодействие с государственными структурами, была ли реальная помощь от них?
 
- Конечно. Мы с самого начала тесно сотрудничали с госструктурами, с нашим комитетом по туризму, фондом "Туристік Ќамќор". Ведь главная проблема состояла в том, что к моменту прихода коронавируса все операторы - и крупные, и не очень - уже вовсю вели продажи по раннему бронированию. И на весенние месяцы, и на летние вплоть до осени. Большие объемы денежных средств, взятые авансом у клиентов, были отправлены принимающим партнерам в других странах, а те, в свою очередь, передали их отельерам и другим поставщикам услуг.
 
И, конечно же, встал вопрос, каким образом возвращать эти средства туристам, возмещать их другим способом. Чтобы эти деньги не пропали. Вот по этой линии и проходила работа с госорганами, мы разрабатывали регламенты, проводили онлайн-встречи с представителями турбизнеса, искали оптимальные пути решения всех этих проблем. Так что взаимодействие турбизнеса с госструктурами было полным и эффективным. 
 
Если говорить о таких "зависших" турах, у Вашей компании Tez Tour много еще долгов осталось на сегодняшний день? И какую часть уже возместили?
 
- Наверное, среди таких наших клиентов 25-30 процентов воспользовались теми возможностями, которые появилась после окончания первой волны эпидемии. Кого-то мы отправили в Турцию, кого-то в Египет. Но основная нагрузка на нас ляжет уже в 2021 году. В упомянутых регламентах как раз говорится, что у туристов, которым мы в ближайшие месяцы не сможем оказать оплаченные ими заранее услуги, будет возможность получить их в полном объеме в следующем году. 
 
И здесь я хочу выразить огромную благодарность нашим туристам, большинство из которых с пониманием отнеслось ко всем этим проблемам. Хотя были, конечно, и те, кто занял категоричную позицию. Но со всеми проводились переговоры. Причем мы со своей стороны даже подготовили дополнительные соглашения к договорам об оказании услуг, в которых прописывалось, что оплаченные суммы привязываются к валютному курсу тенге на момент оплаты - чтобы туристы в денежном плане ничего не потеряли. 
 
Как использовалось появившееся к осени окно, когда возобновились авиаперелеты в ряд стран? 
 
- В это время у нас совместно с другими туроператорами была сначала попытка запустить бортами Sunday Airlines (SCAT) чартеры в Турцию, но потом со стороны турецких властей пришел ряд запретов и ограничений в связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации. Поэтому было решено всю чартерную программу в эту страну на нынешний год снять. Правда, несколько операторов все-таки поставили небольшую полетную программу на бортах Turkish Airlines, но примерно через полтора месяца также были вынуждены ее закрыть. Поэтому с сентября чартерные рейсы осуществлялись только в Египет, а с начала декабря подключились еще Мальдивы, на которые доставляет в основном Air Astana, а сейчас начинает свою полетную программу SCAT. Пока она запланирована только до конца января, но дальше будет видно. Кроме того, на регулярных рейсах компаний Flydubai и Air Astana можно отправиться в ОАЭ.
 
Так что, к сожалению, такого спектра зимних предложений, который был у нас раньше (это Вьетнам, китайский Хайнань, Таиланд), мы предложить сегодня не можем. Сейчас у наших клиентов есть выбор только из трех стран: Египта, Эмиратов и Мальдив.
 
Удавалось ли оперативно решать вопросы с регулярно менявшимися правилами антивирусной безопасности для авиаперелетов и требованиями принимающих сторон?
 
- Поначалу мы опасались такого препятствия, как требование предоставления справки о ПЦР-тесте со сроком действия 72 часа, если говорить, например, о Египте. Тем более что лаборатории сомневались, что смогут столь оперативно их оформлять. Но наши лаборатории сделали все возможное, чтобы уменьшить срок выдачи таких справок. Сейчас, например, у Invivo, с которой сотрудничает наша компания, время от забора биоматериала до получения оригинала справки необходимого образца составляет лишь одни сутки. 
 
Очень оперативно подстроились под новые требования и страховые компании. Так что все заинтересованные службы и организации, связанные с полетными программами наших туроператоров, отработали по максимуму и сделали все возможное, чтобы туристы, пусть и с некоторыми ограничениями и дополнительными затратами, но смогли отправиться на отдых в максимально комфортных и в то же время безопасных условиях.
 
Есть ли у Вашей компании какие-то планы на следующий год?
 
- Мы уже ведем переговоры с авиаперевозчиками, готовясь к лету. Естественно, из летних направлений самое популярное и любимое - Турция. Год назад мы также подготовили свою новую чартерную программу, которая должна была открыть казахстанцам замечательный греческий остров Крит. Сейчас мы вновь ведем переговоры с авиакомпаниями - они уже предложили цены и расписание перелетов. В ближайшее время наши акционеры примут решение по этому направлению, которое, как мы считаем, у казахстанских туристов будет пользоваться большим спросом.
 
Но планируя на перспективу, мы опять подходим очень взвешенно и осторожно. Предугадать, как будут развиваться события, практически невозможно. Тем не менее даже с учетом возможности негативных явлений, стараемся подготовиться к летнему сезону.
 
Как Вы оцениваете перспективы отрасли на следующий год? С учетом начавшейся во многих странах вакцинации и других мер, помогающих человечеству приспособиться к вирусу, когда, как Вам кажется, восстановится туриндустрия в объемах, более-менее сравнимых с докоронавирусными? 
 
- Конечно, такие прогнозы даже специалистам делать очень рискованно. Но все-таки, анализируя все события прошедшего года, могу сказать о своем ощущении, что мы начнем возвращаться к привычному образу жизни ближе к осени 2021 года. Во всяком случае, очень хочется в это верить.
 
Ваши новогодние пожелания казахстанским туристам?
 
- Мы всегда, поздравляя своих друзей, коллег, партнеров, родных и близких с какими-то праздниками, обычно начинаем с пожеланий крепкого здоровья. Но сегодня эти привычные слова приобретают совершенно особое значение. Все знают, какую печальную статистику принес с собой коронавирус. И я думаю, в наступающем году пожелания здоровья, здоровья и еще раз здоровья будут самыми актуальными и значимыми! И, конечно же, я хочу всем пожелать, чтобы как можно скорее мы всем миром одолели оккупировавшую планету вирусную напасть и вернулись к прежней жизни. К той жизни, к которой мы привыкли и зачастую не замечали многие очень простые, но такие ценные вещи. В том числе и возможности путешествовать, открывая для себя мир. И пусть то замечательное настроение, которое приносит с собой новогодний праздник, останется и на весь последующий год. Чтобы, несмотря ни на что, мы не теряли оптимизма и, входя в новый год с новыми надеждами, смогли также увидеть, как они осуществляются. 
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержания спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?