27.04.2023, 09:24 275811

Уничтожение трамваев в Алматы незаконно - Павел Савранчук

Уничтожение трамваев в Алматы незаконно - Павел Савранчук
Фото: wikipedia.org
Трамваи перестали функционировать в Алматы в 2015 году. Но горожане не перестают настаивать и просить власти вернуть городу экологичный и эффективный вид транспорта. Почему трамвайные пути так необходимы городу и какие недоработки в части транспортной инфраструктуры есть в Генеральном плане развития города Алматы до 2040 года, в интервью Press.kz рассказал архитектор, профессор Казахской архитектурно-строительной академии Павел Савранчук.

press.kz

Павел Петрович, недавно была обнародована "Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года". Что в этой программе не так, на Ваш взгляд?

- Очень огорчает отсутствие в стратегическом документе четкой позиции по проблеме восстановления и развития системы трамвайного движения в городе. В Википедии прямо назван процесс уничтожения рельсовых путей в Алматы незаконным. Это видит весь интернет-мир! Наш президент назвал это деяние ошибкой. Последствия грубых ошибок принято исправлять. Для переименования столицы даже внесли изменения в Конституцию. Для восстановления трамвайного движения нужны гораздо меньшие усилия, при наличии, конечно, "банальной" любви к родному городу. Уничтожение трамвайного движения, если оно не будет восстановлено, будет навсегда "черной" страницей в истории нашего города, с "нотками" скрытого криминального подтекста.

Что Вы имеете в виду под "скрытым криминальным подтекстом"? Кто способствовал тому, чтобы трамваи в Алматы исчезли?

- По этому поводу, для объективности, можно процитировать материалы Википедии, из которых следует: "Работу трамвайного депо приостановили в городе из-за двух сомнительных ДТП, произошедших в 2015 году. Запись с уличной камеры видеонаблюдения, запечатлевшая первое ДТП, исчезла. Суд признал виновной вагоновожатую. По второму ДТП виновной была тоже признана вагоновожатая, которая, управляя полностью исправным трамваем, допустила его столкновение с автомобилями. Тогда аким Алматы Байбек принял решение остановить работу трамваев якобы по причине плохого состояния путей. Но официальные документы, доказывающие, что в действительности была проведена техническая дефектоскопия и оценка состояния всей конструкции трамвайного пути, нигде опубликованы не были. Также на сайте акимата не было опубликовано официально заверенное постановление за подписью акима о прекращении трамвайного движения в городе. Тем не менее в 2016 году полностью была демонтирована контактная сеть, на ряде участков демонтированы и рельсы. А в 2017 году по устному решению акима города (без официального постановления) и без проведения необходимой экспертизы и оценки состояния всей конструкции трамвайных путей ГУ "Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Алматы" за счет бюджета города произведен незаконный демонтаж трамвайных путей".

На своих страницах в социальных сетях Вы часто пишите, что трамвай необходим городу, так как у этого вида транспорта есть ряд преимуществ перед другими. Какие, например?

- Во-первых, это экологичность, что является важнейшим фактором для Алматы. Все ведь знают, как в последние годы складывается экологическая обстановка в городе, насколько загрязнен у нас воздух. Также к преимуществам трамвая перед другими видами наземного общественного транспорта можно отнести эффективность - после метро у трамвая самая высокая провозная способность. Еще один преимущественный фактор - экономичность, который заключается в значительном сроке службы, к тому же ремонтировать трамваи могут даже неквалифицированные сидельцы исправительных учреждений, кроме того, у трамвая отсутствует неэкологичная резина на колесах. Трамвай - универсальный транспорт, который может использоваться для туризма, сервис-кафе, может двигаться по пешеходным улицам, подвозить велосипедистов в верхнюю часть города с последующими комфортными велопрогулками в обратном направлении. К преимуществам также можно отнести эстетичность и статусность, ведь наличие трамвая и метро в городе - сложившиеся критерии престижности города. Трамвай многие годы являлся органичной частью городской среды - 70-летняя история алматинского трамвая упоминается еще Домбровским в книге "Хранитель древностей", 1937 года. Ну и еще одно преимущество трамвая в отличие от автобуса, например, это то, что у него слабый "террористический потенциал", подвижной состав, который привязан к рельсовому пути, невозможно угнать в какую-то сторону.

До 2025 года власти города планируют построить 40 километров линии BRT. В основном она протянется по проспекту Райымбека, также по улицам Желтоксан, Байтурсынова, части улиц Саина, Суюнбая и части проспекта Сейфуллина. К 2030 году планируется строительство еще 30 километров BRT, а к 2035-му - 20 километров. Может ли БРТ стать альтернативой ЛРТ?

- Я считаю, что необходимо полностью восстановить, а это более десятка маршрутов до 1995 года, и развивать в дальнейшем трамвайное движение. БРТ должно быть не альтернативой ЛРТ (трамваю), а частью общей инфраструктуры пассажирских перевозок. И режимы передвижения должны быть оптимальными - в зависимости от конкретной ситуации на маршрутах в городе - скоростными либо средненормативными. На это влияет расстояние между остановками и специальное благоустройство путей. И, кстати, значительная часть уцелевших современных рельсовых путей стыдливо залита асфальтом, фактически "похоронена заживо", с имитацией гигантских велодорожек, и может быть легко восстановлена. Как горожанин, считаю отношение к этой проблеме ярким показателем недостаточного качества деятельности муниципальной власти.

В январе в Алматы проходили общественные слушания по поводу принятия Генерального плана развития города до 2040 года. По задумке разработчиков, за счет линий скоростного трамвая, метро и БРТ общественный транспорт станет для горожан доступнее, а значит, потребность в частных авто снизится, этим нововведением также хотят связать пять полицентров и решить проблему пробок в городе. Как Вам этот проект?

- Если говорить о транспортной инфраструктуре, то этот раздел содержит весьма скромные предложения по восстановлению и развитию трамвайного движения в пользу развития БРТ. Кроме того, весьма нерациональна трактовка трамвайного (ЛРТ) сообщения как исключительно скоростного. Возникает вопрос о лоббировании чьих-то интересов, поскольку скоростной трамвай более финансовоемкое мероприятие.

Восстановление ошибочно уничтоженного в 2015-2017 годы трамвайного движения наряду с переводом ТЭЦ на газ является реальным и осуществимым в кратчайшее время шагом к очистке воздушного бассейна. Его эксплуатационные и экологические преимущества перед автобусным движением несомненны. То же касается финансовых преимуществ трамвая относительно сооружения метро. Возможен также компромиссный вариант - эксплуатируемое во многих городах "легкое метро", или подземно-наземный трамвай. Отсутствие таких предложений не делает генеральный план прогрессивным градостроительным документом, направленным на эффективный и экологически позитивный современный результат. Масштабные, радикальные действия в этом направлении чрезвычайно актуальны для города.

Какие, например?

- Необходима постановка задачи, во-первых, восстановления всей существовавшей сети трамвайных линий, так как в городе много традиционно трамвайных и нерационально пустующих сегодня коммуникативных пространств. Во-вторых, необходимо развитие полноценной системы трамвайного движения по всему городу с использованием различных режимов трафика в зависимости от особенностей застройки участков города (скоростного, умеренного, туристического). Трамвай должен стать основой городской мобильности и средством стабильной взаимосвязи зон городской активности, станций метрополитена, объектов внешнего транспорта и рекреационных территорий. Значительной должна быть его роль в транспортной увязке Алматы и населенных мест Алматинской агломерации. Максималистский подход к такой цели в генеральном плане явится залогом максимально возможного приближения к ее осуществлению на последующих стадиях реализации.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?