17.01.2024, 17:46 179801

Взаимные инвестиции внутри Евразии становятся главным двигателем развития

Взаимные инвестиции внутри Евразии становятся главным двигателем развития
Фото: kabar.kg
В Евразийском регионе значительно увеличивается портфель прямых инвестиций между дружественными государствами. Об этом говорится в специальном докладе аналитической группы Евразийского банка развития (ЕАБР). Данные мониторинга, проведенного экспертами ЕАБР, указывают на то, что в 12 странах нашего континента повышается экономическая активность между соседями и интерес к проектам, которые страны могут реализовать в кооперации между собой, сообщает "Кабар".

Речь не только о ЕАЭС, где экономики стран демонстрируют устойчивый рост, но и о постоянно растущем числе партнеров. От Китая, где инициатива "Один пояс, один путь" в сопряжении с интересами Евразийского союза рассматривается как возрождение Великого шелкового пути, до Ирана, который, несмотря на многолетние санкции, достиг достаточно высокого уровня технологического развития, имеет очень крепкую и емкую экономику и выход к оживленным морским путям.

То есть в Евразийском регионе достаточно внутренних резервов и ресурсов для осуществления крупных инфраструктурных проектов. Как отмечают эксперты, это снижает зависимость государств от глобальных финансовых структур, где далеко не каждая инициатива находит поддержку, деньги не всегда выделяются в необходимом объеме, и, конечно, впрочем, как и везде, существует бюрократия.

Например, нам в условиях маловодья срочно нужны финансы на строительство "Камбар-Ата-1". За два десятилетия международные доноры нам выделили несколько миллионов только на подготовку ТЭО. Такими темпами мы еще через 20 лет ничего не построим. Поэтому очень правильно, что Кыргызстан создал консорциум с Узбекистаном и Казахстаном для возведения большой и крупной гидростанции. Так дело пойдет быстрее, будет проще изыскать резервы и в сотрудничестве с ближайшими соседями управлять этим стратегическим водно-энергетическим объектом.

То же самое по проекту строительства железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Эта транспортная артерия становится важной составляющей на возрождаемом Шелковом пути. Это часть транспортного каркаса Евразии, поэтому и строить ее мы должны только в связке с ближайшими партнерами и соседями. Это главная гарантия осуществления этого глобального для Кыргызстана проекта", - отмечает системный аналитик Бактыбек Саипбаев.


Как подсчитали аналитики Евразийского банка развития, общий объем накопленных взаимных прямых инвестиций в Евразийском регионе за полтора года увеличился почти на 10%, достигнув 48,8 млрд долларов США.

Как отмечает руководитель направления дирекции по аналитической работе ЕАБР Антон Малахов, рост прямых взаимных инвестиций в 12 государствах евразийского пространства обусловлен тремя ключевыми факторами.

Во-первых, "эффект соседства". Доля стран ЕАЭС во взаимных инвестициях региона продолжает увеличиваться. Она составила 57,6% к концу I полугодия 2023 года против 54,8% на начало 2022 года.

Во-вторых, динамичный рост в обрабатывающей промышленности. Ее доля в общем объеме взаимных инвестиций выросла с 2016 года с 6% до 18%.

В-третьих, повышение привлекательности для инвестиций транспортно-логистического сектора, роль которого усиливается вследствие роста объемов торговли и переориентации товарных потоков в Евразии, подытожил Антон Малахов.

Бактыбек Саипбаев считает, что эти процессы имеют эволюционное свойство и они заметно ускоряются ввиду глобальных изменений архитектуры и мировой экономики и глобальной логистики.

Евразия выстраивает новый транспортный каркас. Экономически этот регион более чем самодостаточен: у нас есть все для того, чтобы наши страны и народы были обеспечены всем необходимым - от продуктов сельского хозяйства и животноводства до полезных ископаемых, от нефти до редкоземельных металлов. Естественно, что в сотрудничестве с ближайшими соседями мы можем уверенно развиваться, и такая кооперация повысит благосостояние наших народов. Для этого и встраивается новой транспортный каркас Евразии. Поэтому проекты строительства железных и автомобильных дорог, логистических центров, грузовых терминалов, объектов энергетической инфраструктуры и привлекают внимание инвесторов. На мой взгляд, в этом направлении все будет идти по нарастающей. Удобная и понятная модель экономической интеграции, такая как в ЕАЭС, способствует региональному развитию и сближению", - заключил Бактыбек Саипбаев.


И еще эксперты обращают внимание на тот факт, что страны Евразийского экономического союза спокойно преодолели международный логистический кризис и даже не заметили кризисные явления и спад экономик, случившихся в ряде западных стран. Это указывает на то, что Евразийский регион уверенно адаптируется к новым реалиям, вызванными глобальными трансформациями.

Источник: ИАЦ "Кабар", Кирилл Степанюк
     
Указанная точка зрения в информационных материалах может не совпадать с точкой зрения редакции информационного агентства Kazakhstan Today
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?