12.12.2016, 11:54 7274

В Казахстане более 50% коррупционных правонарушений в сфере образования совершаются при финансировании детсадов - АДГСПК

Одной из причин коррупционных рисков в сфере дошкольного образования является несовершенство постановки на очередь детей для направления в дошкольные организации. Правовые коллизии в данной сфере дают возможность должностным лицам создавать искусственные барьеры гражданам, выдавать направления в детсады в бумажной форме, нарушая список очередности.
Астана. 12 декабря. Kazakhstan Today - Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции выявлены коррупционные риски в сфере дошкольного образования, сообщила пресс-служба ведомства.

Согласно результатам социсследований, сфера образования занимает высокое место по индексу восприятия коррупции в Казахстане. Вместе с тем более 50% коррупционных правонарушений совершается при финансировании дошкольных организаций. Проведенный анализ показал, что в основном они связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом, передает Kazakhstan Today.

К примеру, в Махтааральском районе Южно-Казахстанской области выявлены факты хищений бюджетных средств в размере более 100 млн тенге при реализации госпрограмм "Балапан" и "Развитие образования на 2016-2019 годы". Акимы сельских округов Алиев, Ибрагимов, Калдыбаев, Туршаев, Еримбетов, Бектурсынов, Сатыбалдиев в сговоре с руководителями аффилированных дошкольных учреждений, искусственно увеличив количество воспитанников, перечисляли на их содержание денежные средства, которые впоследствии расхищались.

Только за период с 2013 по 2015 годы выявлено свыше тысячи детей, одновременно числящихся в нескольких дошкольных учреждениях, подчеркнули в ведомстве.

Наряду с этим выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, практически все детсады не соответствовали установленным требованиям, использовались подложные заключения санитарно-эпидемиологических органов, что в конечном итоге поставило под угрозу жизнь и здоровье детей.

Аналогичные коррупционные преступления пресечены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Костанайской областях. Анализ показал, что основной причиной совершения этих и других преступлений послужило несовершенство правовых механизмов реализации программ", - говорится в сообщении.


В ведомстве пояснили, что на сегодняшний день отсутствуют единые подходы при размещении госзаказа в дошкольных организациях, что позволяет должностным лицам местных исполнительных органов по своему усмотрению определять порядок конкурсного отбора.

Не регламентированы правовой статус и состав комиссии, порядок ее создания, а также механизмы проведения конкурсов.

К примеру, в Костанае приказ о создании конкурсной комиссии по размещению госзаказа в дошкольных организациях подписан руководителем отдела образования города. При этом в его состав включены исключительно должностные лица отдела без участия общественности и депутатов. Такая ситуация сложилась и в других регионах страны, где составы комиссий утверждаются руководителями различных уровней", - пояснили в АДГСПК.


Еще одной причиной коррупционных рисков в сфере дошкольного образования является несовершенство постановки на очередь детей для направления в дошкольные организации. Правовые коллизии в данной сфере дают возможность должностным лицам создавать искусственные барьеры гражданам, выдавать направления в детсады в бумажной форме, нарушая список очередности.

В пресс-службе добавили, что наряду с этим такие правовые пробелы имеются и в регламентах по оказанию данной государственной услуги на местах.

Анализ реестра госуслуг показал, что вопросам социальной защиты ребенка (рождение и опекунство, воспитание, образование, досуг, содержание и обеспечение) посвящена 31 услуга. Из них предоставляются только в бумажной форме - 15, в электронной и (или) бумажной - 16, исключительно в электронной - 0. Прямой контакт населения с услугодателями способствует системным нарушениям прав граждан и является причиной совершения коррупционных правонарушений.

Еще одним коррупционным фактором является существующая система формирования списка очередности в детские сады. В настоящее время постановка ребенка в очередь автоматизирована через веб-портал "Электронного правительства" либо государственную корпорацию "Правительство для граждан", которые выполняют лишь посредническую функцию. Список до сих пор формируется и контролируется территориальными подразделениями образования и сельскими акимами самостоятельно, что дает им возможность злоупотреблять должностными полномочиями", - отметили в ведомстве.


Другой немаловажной проблемой ведомство назвало "поборы" в учреждениях образования.

На сегодняшний день в детских садах и школах активно функционируют родительские комитеты, которые занимаются организационными вопросами, в том числе сбором денежных средств. При этом цели, сроки и размеры сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования. По сути, это является распространенным видом бытовой коррупции, принимаемое как должное родителями и работниками учреждений образования", - пояснили в агентстве.


Кроме этого, вопросы защиты прав ребенка регулируются в основном подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, в законе "Об образовании" насчитывается более 250 отсылочных норм, из них порядка 100 касаются дошкольного воспитания и обучения. Это противоречит закону "О правах ребенка", где четко предусмотрено, что государственная политика в интересах детей должна быть основана на законодательном обеспечении прав ребенка, включая право на образование. Более того, закон "Об образовании" с 2007 года претерпел многочисленные изменения и дополнения (более 40 раз), что указывает на несовершенство законодательства.

В этой связи Агентство настоятельно рекомендовало Министерству образования и науки и местным исполнительным органам разработать единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения государственного образовательного заказа, планирования и финансирования дошкольного воспитания и обучения, кардинально пересмотреть механизмы формирования списка очередности в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев: максимальную прозрачность и исключение возможности манипулировать внесенными данными, оказывать государственные услуги в сфере дошкольного образования только в электронной форме, публиковать на своих сайтах полную информацию о финансировании учреждений образования, рассмотреть вопрос об упразднении родительских комитетов с активной и широкой реализацией института попечительских советов, а также в целях исключения выявленных коррупционных рисков, повышения качества и конкурентоспособности национального образования, систематизации норм права разработать и принять Кодекс об образовании.

Видится также целесообразным проведение глубокого внутреннего анализа и последующего устранения коррупционных рисков в деятельности дошкольных учреждений", - заключили в пресс-службе.


Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?