23.05.2025, 11:40 47301

"Общечеловеческий миф": жизнь балетмейстера Юрия Григоровича

"Общечеловеческий миф": жизнь балетмейстера Юрия Григоровича
Фото: telegram/Большой театр России/The Bolshoi Theatre of Russia
Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Отец работал бухгалтером, а мать была домохозяйкой, но окончила Ленинградское хореографическое училище. Григорович рассказывал, что его дед был итальянцем, который остался в России, влюбившись в русскую девушку. Он водил маленького Юрия в цирк "почти каждый день". Один дядя мальчика был артистом цирка, второй - артистом балета Мариинского театра, который участвовал в Дягилевских сезонах, поэтому в доме все время была театральная публика, отмечает РБК.

В десять лет Григорович поступил в Ленинградское хореографическое училище, вместе с другими детьми участвовал в спектаклях на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.

Фото: telegram/Большой театр России/The Bolshoi Theatre of Russia

В военные годы находился в эвакуации сначала в Костроме, а потом в Молотове , где продолжал учиться и выступать, вернулся в 1944 году после блокады. В 1946 году окончил училище, тогда же поступил в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, где до 1961 года был одним из ведущих гротесковых танцовщиков, танцевал в числе прочего в "Бахчисарайском фонтане" Асафьева и "Спартаке" Хачатуряна.

Несмотря на работу в качестве солиста, известен Григорович в первую очередь как постановщик. Первой его самостоятельной работой был "Аистенок", который зрители детской балетной студии Ленинградского дворца культуры имени Горького увидели в 1947 году.

С 1953-го Григорович занимался постановкой сначала отдельных танцев, а потом полноценных балетов в "Мариинке", с 1961 по 1964 год был там балетмейстером.

Первая полноценная постановка Григоровича, подготовленная в свободное от штатных репетиций время, состоялась в Мариинском театре в 1957 году. Это был "Каменный цветок" на музыку Сергея Прокофьева. Занятые в балете Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Анатолий Гридин и Александр Грибов, как говорится, проснулись знаменитыми. На премьере присутствовал Дмитрий Шостакович, балет "Золотой век" которого Григорович позже поставил.

Вторая постановка Григоровича - балет "Легенда о любви" на либретто турецкого писателя и поэта Назыма Хикмета и музыку Арифа Меликова - была показана в 1961 году. Оба спектакля до сих пор в репертуаре Мариинского театра.

Первые постановки Григоровича в Ленинграде не только имели большой успех, но и подарили ему знакомство с театральным художником Симоном Вирсаладзе. Позже соавторы переехали в Москву, где работали вместе вплоть до смерти Вирсаладзе в 1989 году.

Фото: telegram/Большой театр России/The Bolshoi Theatre of Russia

Работая над новыми редакциями своих старых постановок после смерти товарища, Григорович вносил изменения в хореографию, но никогда не менял общий художественный вид спектакля, выработанный вместе с Вирсаладзе.

Григоровича позвали в Большой театр после успешной постановки "Спящей красавицы" Чайковского. С 1964 года он работал главным балетмейстером московского театра. Здесь более чем за 30 лет осуществил 15 постановок, восемь из которых оригинальные, неоднократно выезжал вместе с труппой за рубеж. В 1988 году стал худруком театра. Он прославился переосмыслением русской балетной классики, успешно перезапустив классические постановки Петипа и других мэтров.

Первым балетом, который Григорович сделал в роли балетмейстера Большого, стал "Щелкунчик".

Я очень сам люблю этот спектакль (...) Мне очень нравится это произведение Чайковского. Не говорю Гофмана, потому что, мне кажется, это очень свое (...) это русский "Щелкунчик", - рассказывал постановщик в 2006 году.


Фото: telegram/Большой театр России/The Bolshoi Theatre of Russia

В другом интервью Григорович пояснил: "Меня вела музыка Чайковского. Я всегда хотел воплотить партитуру, ее смыслы. То есть Гофмана через Чайковского. Это сложный механизм взаимодействия, и в конечном итоге не скажешь, чего в готовом спектакле больше - литературной основы или музыки. Так вообще нельзя подходить к балету. Он - результат переплавки всего, что несут нам авторы первоисточника, с тем, что хореограф обо всем этом думает. Кто-то ужесточает, уплотняет гофмановский контекст, и он вырастает в самостоятельную активную силу. Для меня он именно контекст, а вырастает, ширится - романтическое чувство".

В Большом театре у Григоровича возник конфликт с танцорами: Маей Плисецкой, Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой и Марисом Лиепой.

По словам младшего брата балерины Азария Плисецкого, суть конфликта заключалась в том, что "Григорович в ущерб Майе выдвигал на центральные роли обожаемую им Наталию Бессмертнову, на которой женился в 1968 году. Этого не могла простить. Конфронтация началась с банальной истории, а закончилась настоящей войной. Обиды росли как снежный ком (...) Он ссорился с людьми, принесшими ему славу". В 1990 году Григорович отправил Плисецкую, Васильева и Максимову на пенсию, и "со всей страстью, на которую только была способна ее пламенная натура, Майя возненавидела Григоровича".

Фото: ru.wikipedia.org

Критик и музыковед Соломон Волков рассматривал ситуацию иначе: "В каком-то смысле конфликт с Васильевым и Плисецкой был неизбежен. Долгое время Григорович оставался на своем посту в Большом театре именно потому, что труппа понимала: балет великой Плисецкой - это для Плисецкой, балет великого Васильева - это для Васильева. А балет великого Григоровича - это балет для всей труппы. На балете Григоровича можно сделать себе имя".

Юрий Николаевич - человек мощнейшей энергетики (...) Каждый раз поражаюсь, насколько точно он передал женские эмоции, чувства и переживания - будто и сам был когда-то женщиной. А какая музыка в его работах! Она покоряет и пронзает с первых мгновений!" - вспоминала о мастере прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина.


В 1980 году Григорович поставил церемонии открытия и закрытия летних XXII Олимпийских игр в Москве.

Фото: wikipedia.org

Я каждый спектакль делаю с большим трудом, с огромным. Уже не говоря о том, что я сам протанцовываю все в зале всех своих героев, и мужчин, и женщин (...) Для меня это всегда очень трудно. И интересно", - отмечал Григорович.


С 1992 года Григорович десять лет председательствовал в жюри Международной балетной премии "Бенуа де ла данс". Балетмейстер рассказывал, что смысл события состоял в том, чтобы "найти новое, талантливое, какому бы направлению танца оно ни принадлежало".

Важным для Григоровича было преодолеть различия и разделения балетных школ и "консолидировать интернациональные достижения балета, предъявить миру огромные духовные богатства нашего искусства".

Мы рассчитывали, что этот единственный день в году, когда приз будет вручаться, станет точкой схода самых разных направлений танца, прославленных мастеров и новых имен, вступающих в профессию", - рассказывал о своей сверхзадаче балетмейстер.


Григорович рассказывал, что в 1990-е был не согласен с художественным направлением, в котором развивался Большой театр, и вместе с главным дирижером и главным художником ушел в 1995 году.

В 2008 году Григорович вернулся в Большой, где до самой смерти был штатным хореографом.

На протяжении жизни он много преподавал - сначала в Консерватории в Ленинграде, потом в Хореографическом институте в Москве.

Фото: wikipedia.org

Григорович стал народным артистом СССР в 1973 году, а в 1986-м - Героем социалистического труда. Он обладатель множества наград, премий и орденов, в числе которых почетный приз Парижской академии танца и "Золотая маска".

О сложностях с гастролями, возникшими после начала военных действий на Украине в 2022 году, Григорович рассказывал: "Стоило выйти нашим артистам на сцену, не произнеся ни единого слова, не выкрикнув ни единого политического лозунга, и просто начать делать свое дело, к которому они предназначены, и весь балаган рассыпался в прах".

Люди в зале преображались, становились людьми, и все мы были вместе. Моя самая большая надежда по-прежнему в том, что балет как искусство абсолютно способен отстоять себя в любых спорах времени, преодолеть внешние угрозы и внутренние сомнения. И остаться тем, чем он был всегда, - высшим выражением красоты мира и человека", - отметил он.


Фото: telegram/Большой театр России/The Bolshoi Theatre of Russia

Щелкунчик" в постановке Юрия Григоровича на протяжении многих лет - главный новогодний балет.


Сама сила этой музыки и сказочного мифа о механической кукле, умеющей колоть орехи, огромна и, кажется, растет год от года (...) Конечно, к этому ажиотажу примешивается мода, коллективный порыв, объединяющий людей в разных частях света. Даже если так. Если после балета они выйдут обновленными, вынесут из зала добрые чувства, запомнят музыкальные темы и передадут их по эстафете, то чего ж нам еще желать. Значит, работает музыка, поэзия и танец, значит, не все отнято у нас глобализацией, усреднением и упрощением жизненных потребностей. Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в восьми странах мира (...) Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково - высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость. Абсолютно общечеловеческий миф. О таком эффекте можно только мечтать", - заключил балетмейстер.


19 мая 2025 года стало известно, что гениальный российский хореограф и великий артист балета Юрий Григорович в возрасте 98 лет ушел из жизни.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы нередко жалуются на низкую скорость интернета в стране. Между тем в республике скоро станет доступен спутниковый интернет Starlink. Однако, как сообщил глава Минцифры Жаслан Мадиев, по сравнению с интернетом через оптику спутниковый будет "немного дороже". Готовы ли вы платить больше за спутниковый интернет?