05.08.2025, 12:50 181381

Обсерватория ЕТК: интерактивную карту проектов развития транспортных коридоров Евразии разработал ЕАБР

Обсерватория ЕТК: интерактивную карту проектов развития транспортных коридоров Евразии разработал ЕАБР
Фото: ЕАБР
Алматы. 5 августа. KAZAKHSTAN TODAY - Евразийский банк развития разработал "Обсерваторию транспортных проектов" - инструмент для мониторинга и скоординированного развития инфраструктуры в рамках реализации уникальной концепции Евразийского транспортного каркаса (ЕТК). Обсерватория - это база данных и интерактивная карта проектов развития транспортных коридоров в 13 странах Евразийского региона. По состоянию на 1 июля 2025 года она насчитывает 325 проектов с общим объемом инвестиций более 234 млрд долларов США, сообщили в пресс-центре ЕАБР

ЕАБР продвигает сетевую модель транспортной связанности в Евразии. Максимальные эффекты его развития будут достигаться за счет синергии транспортных коридоров на направлениях Запад - Восток и Север - Юг.

Для оценки прогресса в развитии инфраструктуры банк разработал обсерваторию Евразийского транспортного каркаса, которая включает базу данных проектов и геоинформационную систему их позиционирования вдоль евразийских транспортных коридоров.

Странам Евразии нужны более эффективные и дешевые транспортные связи, особенно по оси Север - Юг, которые позволят стимулировать торговлю со странами Южной Азии и Персидского залива. Обсерватория ЕТК - это удобный аналитический инструмент по оценке инвестиционных потребностей и планов повышения транспортной связанности в Евразии. Она позволяет не только осуществлять мониторинг того, что происходит на транспортном пространстве, но и способствовать координации усилий стран региона и международных финансовых институтов по реализации проектов, приоритетных для всего региона", - рассказал зампредседателя ЕАБР Евгений Винокуров.


Обсерватория охватывает 13 стран, включая Азербайджан, Армению, Афганистан, Беларусь, Грузию, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Россию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Данные о проектах получены на основе открытых источников информации, в число которых входят национальные и международные программы развития транспорта, пресс-релизы, экспертные оценки и иная доступная информация.

Обсерватория включает информацию о названии проектов с их описанием, о стране реализации, транспортном коридоре, виде транспорта, а также объеме инвестиций с распределением по источникам финансирования, сроках, текущему статусу реализации, наличию признаков ГЧП и др.

По состоянию на 1 июля 2025 года обсерватория насчитывает 325 проектов развития ЕТК, как уже осуществляемых, так и планируемых, с общим объемом инвестиций в размере 234 млрд долларов США. Наибольшее число проектов - свыше 51% - реализуется или запланировано в автодорожном секторе. В страновом разрезе 7 из 10 крупнейших проектов развития ЕТК приходится на Россию. С учетом этого развитие Северного евразийского коридора является наиболее капиталоемким и требует 78 млрд долларов США инвестиций, что составляет более трети от капитальных затрат на развитие всего ЕТК.

По информации пресс-службы банка, более 60% от общего числа проектов по размеру инвестиций находятся в стадии реализации. По 13% проектов готовится проектная документация, а 27% - в стадии обсуждения или планирования.

На страны Центральной Азии приходится более 22% от инвестиций, направляемых на развитие ЕТК. Осуществляются или планируются к реализации 90 проектов на общую сумму около 53 млрд долл. США. Порядка 44% от этой суммы - проекты, реализуемые в Казахстане.

Почти две трети инвестиций в Центральной Азии направлены на развитие сети магистральных автодорог, что свидетельствует о высокой потребности в качественной автодорожной инфраструктуре для дальнейшего роста торговли и международных перевозок в регионе.

На 10 крупнейших проектов приходится 58% от общего объема инвестиций в развитие ЕТК в Центральной Азии. Среди них масштабные проекты строительства железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Узбекистан, автомагистралей Ташкент - Андижан в Узбекистане, скоростной автомагистрали Центр - Запад в Казахстане, автомагистралей Ашхабад - Туркменабат и Серахс - Мары - Серхетабат в Туркменистане и др.

Приоритезация проектов - важная задача в условиях ограниченных инвестиционных возможностей. В 5 странах Евразийского региона - Афганистане, Таджикистане, Кыргызстане, Монголии и Армении - общие затраты на развитие транспортных коридоров весьма значительны не только в номинальном выражении, но и в соотношении с размером ВВП этих государств. Учитывая это, международные банки развития (МБР) и другие институты развития могут оказать техническое содействие в выборе приоритетных проектов и их финансировании, особенно в странах, не имеющих выхода к морю, горных странах и других государствах с особыми условиями развития.

В общей сложности 113 из 325 проектов развития ЕТК предполагают участие частного бизнеса в их реализации (почти половина - в сфере логистики и складов). Порядка 17 проектов реализуются или могут быть реализованы на принципах ГЧП, в том числе не менее 2 проектов - на принципах трансграничного ГЧП (железнодорожный коридор Китай - Кыргызстан - Узбекистан и Трансафганский железнодорожный коридор).

Увеличение числа проектов, привлекательных для МБР и частных инвесторов, в том числе на принципах ГЧП, становится важным направлением транспортного планирования и развития сотрудничества стран региона в транспортной сфере", - добавили в ЕАБР.


По ссылке доступна интерактивная карта проектов.

Для справки:

Евразийский банк развития (ЕАБР) - многосторонний банк развития, осуществляющий инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже более 19 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц. К 2025 году в накопленном портфеле ЕАБР 305 проектов с общим объемом инвестиций на сумму 16,5 млрд долл. США. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. В своей деятельности Банк руководствуется Целями в области устойчивого развития ООН и принципами ESG.

ЕАБР в рамках Стратегии 2022-2026 реализует 3 мегапроекта: "Водно-энергетический комплекс Центральной Азии", "Евразийский транспортный каркас", "Евразийская товаропроводящая сеть".
 

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы больше не смогут использовать излишки пенсионных накоплений на лечение зубов. Решение связано с многочисленными случаями фальсификации медицинских документов и нецелевого использования пенсионных накоплений. В то же время услуги стоматологов не входят в ОСМС и остаются одними из самых дорогостоящих в стране. Для многих граждан возможность использовать излишки пенсионных накоплений являлась единственным способом получить необходимое лечение. Как вы относитесь к этому нововведению?