27.07.2010, 17:55 5528

Водительский этикет: знают ли о нем казахстанцы?

Водительский этикет - это не просто соблюдение определенных канонов, это скорее свод правил, который должны соблюдать все, кто хочет добраться до места назначения живым и невредимым.

Конечно, главным документом, определяющими поведение на дорогах, являются ПДД. Но сегодняшняя жизнь на дорогах настолько разнообразна и динамична, насколько зависит еще и от множества случайных факторов. Есть один вид этикета, соблюдение которого не только делает общение людей между собой приятным, но, зачастую, может спасти им жизни. Водительский этикет - это не просто соблюдение определенных канонов, это скорее свод правил, который должны соблюдать все, кто хочет добраться до места назначения живым и невредимым.

В Западной Европе, например, водительский этикет находится на довольно высоком уровне. Так, считается обязательным пропускать пешеходов, даже если они нарушают ПДД, а при движении по скоростному шоссе, если впереди замечена пробка - крайние включают "аварийку", чтобы заранее предупредить других водителей о начале торможения.

Зарубежный трафик выглядит словно отлаженный часовой механизм, который никогда не дает сбоев. Да, там тоже случаются весьма большие и неприятные дорожные заторы и пробки, только вот находиться в таких заторах, где все друг друга прекрасно понимают и даже в чем-то поддерживают, даже приятно. В нашем же случае пробка больше напоминает бойцовский ринг, выбравшись из которого можно с легкостью перевести дух и потом еще около получаса приходить в себя.

Сама же водительская этика основывается на том, чтобы с максимальным пониманием относиться к другим участникам дорожного движения. Давайте рассмотрим несколько вариантов водительского этикета.

Начнем с азов - с наиболее употребительного сигнала на дорогах "моргать дальним светом". Он применяется в двух случаях:

- просьба уступить дорогу;

- предупреждение встречного водителя об опасности впереди.

В первом случае следует помнить, что вначале необходимо включить указатель левого поворота (так делают все европейцы!), а лишь потом мигнуть дальним светом. При этом по сравнению со вторым случаем необходимо более длительное включение дальнего света.

Если впереди едущий водитель по объективным причинам не может вас пропустить, не следует устраивать светопредставление, да еще и делать его музыкальным. Этим вы будете его только раздражать, а то и вгонять в стрессовую ситуацию. А там и до аварии недалеко.

Иногда миганием дальнего света водители показывают, что пропускают автомобиль, который длительное время "мается" на второстепенной дороге из-за сплошного потока на главной.

Если у вас автотранспортное средство имеет большие габариты (например, грузовик), то вы можете помочь едущим позади водителям ориентироваться в дорожной обстановке.

Включением левого указателя поворота вы показываете, что обгонять вас нельзя - встречная полоса движения занята.

Включением правого указателя поворота вы показываете, что обгон делать можно.

Кстати, если вы обогнали автомобиль, водитель которого таким образом вас проинформировал, не забудьте его поблагодарить - на несколько тактов включите аварийную сигнализацию - общепринятый знак благодарности. Ею же мигают, принося извинения, если сделал "косяк" на дороге.

Но помните: применять данные сигналы необходимо лишь тогда, когда они будут однозначно поняты другими водителями.

И еще хотелось бы остановиться на одном аспекте. Водители часто предупреждают друг друга светом фар о том, что впереди стоят сотрудники дорожной полиции. Это нельзя отнести к водительской этике, так как вы, моргнув фарами, можете запросто предупредить о дорожной полиции, например, преступника, как раз скрывающегося от полиции и т.п. Но если вы будете подавать сигналы светом, извещая встречный транспорт о том, что впереди авария, ремонт дороги и т.п., то честь вам и хвала за это.

Несколько слов о применении сигналов в ночное время суток.

- При приближении встречного автомобиля, переходите на ближний свет, чтобы не слепить его водителя. Если вас слепят, два-три раза мигните ближним светом. Но ни в коем случае, если даже вас ослепили, не включайте в отместку дальний свет! Будьте выше хамства! В этом случае (в случае ослепления), включите "аварийку", плавно снизьте скорость и прижмитесь к обочине, как того требуют Правила дорожного движения.

- Если Вас кто-то обгоняет, перейдите на ближний свет, пока обогнавший не отъедет от вас на достаточное расстояние - ни у всех есть еще зеркала заднего вида с противоослепляющим эффектом.

Теперь рассмотрим несколько знаков помощи.

- Трос в руке - водитель просит взять его автомобиль на буксир.

- Канистра в руке (или стоящая рядом) - необходимо топливо. И это вовсе не означает, что вы должны поделиться своим (да и во многих машинах это невозможно) - просто нужно подвести человека до ближайшей АЗС или подвезти водителя к его автомобилю.

- Баллонный ключ, домкрат, колесо - необходима помощь, связанная с колесами. И опять же, скорей всего, необходимо человека довести до ближайшей мастерской шиномонтажа. Но может, что человеку необходимы газобаллонный ключ или домкрат.

Скрещенные перед собой руки в виде буквы "Х" - нужна медицинская помощь!

И еще несколько общераспространенных правил водительского этикета, которые зачастую, увы, не выполняются.

1. Снижайте скорость перед лужами около тротуаров, если там находятся люди.

2. Если вы видите ребенка, пожилого человека, маму с коляской, которые хотят перейти улицу даже там, где нет перехода, пропустите! Туда, куда вам нужно, успеете доехать. НО! Ни в коем случае не делайте это резко, если позади или рядом движутся другие транспортные средства. Так как какой-то гонщик может подумать, что вам просто делать нечего, и вы решили притормозить, и объедет вас с другой стороны. После чего может случиться трагедия. Поэтому смотрите по сторонам и оценивайте обстановку.

3. Если на трассе "голосует" женщина с ребенком, грех не подвести, а особенно в плохую погоду. И не надо клянчить "хотя бы стольник"! Помните, у вас тоже есть или будут дети.

4. Паркуйтесь так, чтобы не создавать помех другим водителям. И не паркуйтесь на газонах! Вы и так объективно загрязняете окружающую среду, так что не усугубляйте! Тем более, за это можно получить внушительный штраф!

Частенько встречаются водители, которые не дают себя обогнать: их обгоняют, а они при этом все сильнее и сильнее давят на педаль газа. Подобных "шумахеров" хватает, и обитают они на всей территории нашей необъятной родины. На самом деле нужно осознавать, что обгон, плавно переходящий в дуэль пилотов "Формулы 1", может закончиться смертью одного или обоих состязающихся в скорости и ловкости. Поэтому обгонять человека, который не дает Вам этого сделать, не стоит. Если же обгоняют Вас, постарайтесь хотя бы не прибавлять газу, не говоря уже о том, что надо бы слегка снизить скорость.

Повторяю, все это - только азы водительского этикета. И не забывайте, что водительский этикет опирается на общий культурный уровень водителя. Не может человек быль культурным на дороге, если он хам по жизни.

P.S. Недавно в узком переулке встретилась с "Тойотой Камри". По идее, я должна была уступить дорогу, метров пятнадцать сдавая назад вглубь двора (Тойоте же в этом случае надо было бы задом сдавать на главную). Но водитель, коротко мигнул мне дальним и максимально прижался к краю дома, пропуская меня. Спасибо!

Ирина Лукьянина пресс-служба Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?