Имя
E-mail
Тема
Текст
Логин     Пароль
Новые учебники по русскому языку в Казахстане вызвали массу вопросов у родителей01.09.2017
Образование  17:07

Астана. 1 сентября. Kazakhstan Today - В Казахстане перед началом нового учебного года одной из самых обсуждаемых тем родительской общественности вновь стали учебники. Новые подходы к обучению с акцентом на соцсети и анализом интернет-культуры не нашли всеобщей поддержки. Более всего удивление вызвало, почему такой большой упор на социальные темы, новую культуру и интернет-грамотность озаботило составителей учебников по русскому языку, передает корреспондент агентства.

Ранее Министерство образования и науки уже вынуждено было давать комментарии после критики в СМИ и соцсетях в адрес учебника по русскому языку для пятиклассников. В частности, родители уральских школьников прислали фото нового учебника в редакцию портала "Мой город". по русскому языку для 5 класса.

"Учебник русского языка состоит из двух частей. Его авторы - Клокова, Белозёрова, Ибраева, Сулейменова, Муханбеткалиев, Касымова и Опря. Когда я решила посмотреть, какие задания нам приготовили в новом учебном году, то меня повергло в шок содержание учебника. Прочитав темы "Сетевой этикет", "Транспорт мечты", "Реклама автомобиля" и прочие, я не сразу поняла, что это книга по русскому языку", - рассказала одна из родительниц.

Особенно родителей удивили фразы "пиарить подкаст через соцсети", "лайкать в соцсетях", "эмотиконы". "Какое отношение к изучению русского языка имеет слово "пиарить"? Считаю это издевательством над детьми и самим предметом. Мало того, что наш классный руководитель заявила, что оценка по русскому языку теперь вообще выставляться не будет. Если ребенок выполнит 40% задания верно, то будет получать зачет. Как можно с такими учебниками рассчитывать на то, что наши дети будут грамотными? Считаю, что такие учебники просто вредны для наших школьников", - заявила женщина.

В ответ Министерстве образования и науки назвали критику анонимной, но все же выступили с разъяснениями.

"Вышедший недавно учебник является альтернативным, а не основным. Его пока еще не завезли в школы, но это полноценное качественное учебное пособие. Авторов интернет-публикации почему-то возмутил раздел "Сетевой этикет" с такими фразами, как "пиарить подкаст" или "лайкать в соцсетях". Гульмира Кожамкулова, один из разработчиков пособия, считает: знание разговорной лексики и умение отличать её от официальной - навыки, необходимые современному человеку. Автор учебника заверяет: обновлённое содержание будет способствовать развитию грамотности и критического мышления у учеников. Такие слова, как "эмотикон", "подкаст" или "пиарить" уже давно применяются не только при общении, но и в средствах массовой информации. Польза подобных заданий очевидна: школьники учатся отличать язык официального общения от разговорной или общеупотребительной лексики. В учебнике подробно объясняется, какие выражения нельзя использовать в официальной речи, и почему. Таким образом, пособие помогает школьникам формировать грамотную устную и письменную речь, учит распознавать лексические единицы разных уровней и стилей", - заявили в профильном ведомстве.

Однако полемика на этом не закончилась. Обновленные учебники по русскому языку вышли для 2, 5 и 7 классов. Их беглый просмотр вызвал массу новых вопросов у родителей.

"Решила почитать учебник русского языка за 7 класс, автор Сабитова. Я не знаю что она курит или нюхает, но то, что она пишет вызывает, как минимум недоумение. Итак один из странных вопросов звучит так: Знаете ли вы примеры, когда всего один пост "взорвал" соц сети и сделал пользователя" звездой"??

Вот думаю как такой вопрос может помочь изучению русского языка?!" - пишет пользователь Facebook Жанетта Бегахметова (орфографии, пунктуация, стиль здесь и далее сохранены).

Далее она выразила недоумение заданием составить визитную карточку баурсаку. "Вы знаете визитную карточку баурсака?! Никогда не думала, что у хлеба может быть своя визитная карточка, до чего дошел прогресс как грится и это оч актуально в изучении русского языка", - отметила она.

Также Бегахметова нашла в учебнике задания, которые больше подходят к изучению информатики и географии.

"Кроме того, даются пояснения что такое ГМО, трансгены с попутным разъяснением ДНК (видимо автор решила показать, что с иными науками она тоже знакома). Кроме того в учебнике русского языка даются пояснения по решению проблем соц защиты бездомных?? Ну да, тема то актуальная. Но вроде это не учебник социологии. Влияет ли ландшафт и климат на нац. характер?! Автор, вы серьезно? и сразу же следуют вопросы по видам климата и прочее", - пишет пользователь соцсети, отмечая при этом, что не хочет, чтобы ее ребенок изучал русский язык в таком формате.

Между тем авторы других постов на тему обновленного учебника нашли еще массу интересных заданий. Например, для выполнения одного из них составитель учебника предлагает посмотреть программу "Вечерний Ургант".

Некоторых родителей удивила логика составителей. "Вот, к примеру, кто кого боится? Таракан боится мышку, мышка боится кошку, кошка боится собаку, а собака боится папу, а папа боится маму, а мама тараканов - ничего непонятно, что хочет автор. Объясните мне суть этого задания!" - выразила недоумение в интервью телеканалу КТК алматинка Инна Пукасова.

Журналисты телеканала также выслушали мнение кандидата педагогических наук Зубаржат Боранбаевой. По ее мнению, изменения, которые претерпел в этом году учебник, не пойдут на пользу никому. Пособие ведь должно дать фундаментальные знания о "великом и могучем", а вот веяниям современности тут вовсе не место.

"Этот учебник ничему не научит! Только лишь отвращению к русскому языку. Наши школы очень хорошие, и вот это не нужно терять. А вот если мы пойдем по такому уровню, мы скатимся. И, действительно, это будет страна Бората, с такими программами", - считает Зубаржат Боранбаева.

Телеканал сообщает, что связаться с автором скандального учебника не удалось. Коллеги Зинаиды Сабитовой сообщили, что сейчас она на отдыхе в Турции. Оборону за нее держали чиновники из Министерства образования. Они же и разъяснили негодующим родителям сложившуюся ситуацию.

"Мы сейчас должны делать совершенно новые учебники и нового формата. Мы не можем в русском языке сегодня изучать, как помните, в советских учебниках Сталина, Ленина либо пионерию и комсомольцев. И поэтому учебники информационные, и они разработаны в соответствии с современными трендами", - заявила директор Республиканского научно-практического центра "Учебник" МОН РК Бейбитгуль Каримова.

Чиновники также объяснили появление в учебнике ссылок на эпизод программы Ивана Урганта про масленицу и песни Юрия Антонова.

"Чем мы их можем заинтересовать? Тем, чтобы, просмотрев интересные, ну вот здесь я не знаю, ну просто очень интересный подход к этой масленице. Прочитав в словаре, что такое масленица, и я не думаю, что ребенок дочитал бы до конца. А когда это выступают дети или когда там рассказывает писатель или певец какой-то, то я думаю, семиклассников это заинтересует. И мы хотим или нет, и мы все равно к этому придем, что частично какие-то вещи будем, безусловно, брать в Интернете и будем давать ссылки на такие тексты", - сказала в свою очередь член экспертной комиссии Евгения Журавлева.

В профильном ведомстве отметили, что отказываться от учебника, который вызвал массу критики, никто не собирается. Наоборот, издание даже станет примером, основываясь на котором в ближайшее время разработают еще несколько учебников. Правда, чиновники не озвучили, по каким именно предметам, лишь отметили, что все казахстанские учебники, перед тем как попасть в школы, проходят необходимую экспертизу и не вызывают у специалистов нареканий.

Отметим, что скандалы, связанные с качеством казахстанских учебников, возникают уже не один год.

В 2015 году председатель комитета мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова отмечала множество ошибок и неточностей в казахстанских учебниках, подачу материалов, не относящихся к теме. При этом в некоторых учебниках, напротив, отсутствуют темы, предусмотренные программой. "В учебнике "Русская речь" для 5 класса 2010 года 6 предусмотренных в программе тем, отсутствуют. В учебнике русского языка для 9 класса 2013 года отсутствует более 20 тем", - отметила Иксанова, подчеркнув, что особые нарекания вызывают учебники по истории Казахстана. Разные авторы допускают собственную трактовку событий и фактов, часто встречаются фактологические ошибки в датах и событиях жизни и деятельности исторических личностей. Они перенасыщены фактами, сложно изложены, в них недостаточно задач и упражнений для закрепления тем. В учебнике по всемирной истории для 9 класса в одном параграфе поместилась вся информация о Второй мировой и Великой Отечественной войне".

В учебниках встречаются случаи, когда темы не соответствуют психовозрастным особенностям учащихся. Так, например, в учебнике "Ана тiлi" для первоклассников дается тема по скрещиванию растений и животных.

Ранее также сообщалось, что школьникам разного возраста предложили абсолютно безграмотные тесты. В частности, сборник тестов, изданный Образовательным центром "Достык" для пятиклассников, предложил казахстанским детям указать время вращения Земли вокруг Луны и содержал еще ряд подобных чудес.

Школьникам, которые должны проверить свои знания по естествознанию предлагается выбрать правильный ответ на вопрос: "Время вращения Земли вокруг Луны" из вариантов ответа, дословно, "a) 12 суток; b) 24 суток; с) 28 суток; d) 1 суток".

В том же сборнике на вопрос, который лаконично формулируется "Природа...", имеются следующие варианты, дословно: "a) Периодическое изменение тел; b) Смена дня и ночи; с) Смена времен года; d) Среда обитания человека".

Вызывает недоумение и ряд других вопросов, а также орфография, стилистика и пунктуация.
Просмотров: 173971

При использовании информации с сайта гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.
Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читаемое