09.01.2009, 14:46 1815

2008 год: Краткие итоги деятельности Правительства Республики Казахстан (часть 1)

2008 год: Краткие итоги деятельности Правительства Республики Казахстан. 2009-2010 годы: Механизмы реализации Плана совместных действий Правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы

Ушедший 2008-й год, ознаменованный новой волной мирового финансового кризиса, стал испытанием для казахстанского Правительства, которое, по оценке независимых экспертов, с успехом преодолело трудности. Во-первых, неизменно исполняются все социальные обязательства: растут размеры пенсий, стипендий и пособий, повышается уровень жизни в регионах, создаются благоприятные условия для развития человеческого потенциала. В рамках реализации нового совместного Плана Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора официально объявлено: социальный аспект - был и остается в приоритете. Во-вторых, в 2008-м по поручению Главы государства, данному в Послании народу "Повышение благосостояния граждан - главная цель государственной политики", была проделана огромная работа по созданию новых нормативных правовых актов: Налогового и Бюджетного кодексов, Закона "О республиканском бюджете" (причем все параметры впервые расписаны на три года вперед), Закона "О конкуренции" и так далее. Это позволило по-новому "задышать" всем стратегическим отраслям. В-третьих, несмотря на волатильность на мировых рынках и благодаря мерам, оперативно принимаемым Правительством, экономическая ситуация в стране стабилизируется: инфляция удерживается в запланированном коридоре, серьезную финансовую помощь для преодоления последствий кризисных явлений получила банковская сфера, рынок недвижимости, малый и средний бизнес, агропромышленный комплекс и инвесторы прорывных проектов. Обо всем этом и многом другом - в итоговых материалах о деятельности Правительства в 2008-м году.

2008 год: Краткие итоги деятельности Правительства Республики Казахстан

I. Экономическое развитие

Несмотря на обострение мирового финансового кризиса реальный рост ВВП по итогам 2008 года прогнозируется больше 3 %.

Индекс потребительских цен в ноябре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года составил 109,2 %, в январе - ноябре 2008 года по сравнению с январем - ноябрем 2007 года - 116,5 %.

Динамика инфляционных процессов в январе-ноябре т. г. говорит о том, что до конца т. г. инфляция будет удержана в запланированных параметрах на уровне не выше 10 %.

Инвестиции в основной капитал в январе - ноябре 2008 года составили 3 299,2 млрд. тенге, что на 16,6 % больше, чем в соответствующем периоде 2007 г.

В рамках мер государственной поддержки инвестиций за отчетный период с предприятиями (инвесторами) было заключено 42 контракта на осуществление инвестиций, предусматривающих инвестиционные преференции. Общий объем инвестиций составил 875,4 млрд. тенге.

В период глобального спада экономики Казахстан входит с прочным запасом золотовалютных резервов и Нацфонда, которые продолжали расти на протяжении первого полугодия 2008 года по причине роста мировых цен на нефть, несмотря на неблагоприятное влияние других внешних факторов. Их общий объем на 1 ноября 2008 года составляет более 47 млрд. долларов США. Размер государственного долга не превышает 1,5 % ВВП, дефицит бюджета находится на низком уровне и не превышает 2 % к ВВП.

Принят новый Налоговый кодекс, который будет способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из "тени".

Новый Налоговый кодекс предусматривает:

- реализацию принципа закона прямого действия;

- снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики;

- создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;

- улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.

Основными наиболее важными и концептуальными моментами Налогового кодекса являются следующие нормы:

- поэтапное снижение ставки корпоративного подоходного налога, а именно до 20 % в 2009 году, до17,5 % в 2010 году и до 15 % в 2011 году;

- инвестиционные налоговые преференции будут предоставляться только по КПН.

Одновременно удлиняется срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций;

- ставка НДС с 2009 года будет равна 12 %. С 2009 года будет введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями так называемого "дебетового" сальдо.

В условиях сегодняшней ситуации по стабилизации экономики из-за мирового финансового кризиса в Налоговом кодексе также нашли отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора.

В частности, на период 2009-2011 годов увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного коэффициента левереджа (правило достаточной капитализации), для финансовых организаций с 7 до 9, для иных юридических лиц с 4 до 6 .

Предоставлено право микрокредитным организациям относить на вычеты суммы расходов по созданию резервов против сомнительных микрокредитов, не превышающих 15 % от суммы кредитов, выданных в течение налогового периода.

Реформирована система налогообложения недропользователей.

В рамках реформирования социального налога осуществляется переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 % до 5 % к плоской шкале со ставкой 11 %. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена на уровне 10 %.

Новым Налоговым кодексом частично реформирован режим налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции.

Также кодексом предусматривается изменение порядка взимания налога на имущество.

По налогу на транспортные средства исключены поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации.

Налоговый кодекс стал законом прямого действия, при этом сочетает качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи с чем в Налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.

Налоговый кодекс содержит четкую регламентацию действующих методов налогового контроля.

В 2008 году принят новый Бюджетный кодекс, который предусматривает внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированного на результаты, переход на трехлетний бюджет и направлен на гармонизацию экономического и бюджетного планирования и совершенствование бюджетных отношений.

Главная цель данного закона - это переориентация деятельности госорганов на получение конкретных результатов, начиная с планирования и заканчивая процессами финконтроля. Бюджетный кодекс создает правовую основу для новой организации бюджетного процесса на всех его стадиях, повысить самостоятельность и ответственность всех уровней государственной власти, а также эффективность и прозрачность управления государственными финансами.

Впервые на основе норм новых Бюджетного и Налогового кодексов утвержден трехлетний республиканский бюджет на 2009-2011 годы, который отражает основные показатели социально-экономического развития Казахстана и направлен на реализацию мероприятий, поставленных Главой государства в Послании.

Формирование трехлетнего бюджета осуществлено в соответствии с новой системой государственного планирования, предполагающей внедрение бюджетирования ориентированного на результат.

В ходе формирования законопроекта впервые в связи с изменением макроэкономических показателей, вследствие влияния второй волны глобального кризиса, приведшего к снижению цен на основные экспортные позиции макроэкономических показателей, были уточнены параметры республиканского бюджета.

Уточненный прогноз доходов республиканского бюджета (без учета поступлений трансфертов) в связи с изменением макроэкономических показателей на 2009 год составил 1 900,6 млрд. тенге, или с уменьшением на 301,0 млрд. тенге, на 2010 год - 2 017,5 млрд. тенге, или с уменьшением на 444,1 млрд. тенге, на 2011 год - 2 177,8 млрд. тенге, или с уменьшением на 622,9 млрд. тенге.

Вследствие чего были оптимизированы расходы республиканского бюджета на 2009 год в сумме 268,7 млрд. тенге, на 2010 год в сумме 411,8 млрд. тенге, на 2011 год в сумме 476,5 млрд. тенге.

В результате оптимизации были сокращены расходы, направленные на обеспечение административных функций государственных органов, в частности материально-техническое оснащение и капитальный ремонт государственных органов и учреждений. Кроме того, предложена поэтапная реализация ряда программ и новых проектов и пересмотрены схемы реализации ряда прорывных проектов.

При этом в республиканском бюджете на 2009-2011 годы учтены все поручения, озвученные Главой Государства в Послании народу Казахстана, а именно:

по повышению благосостояния граждан республики:

- увеличение размера заработной платы работникам бюджетной сферы, среднего размера пенсий и стипендий студентам в 2009 году - на 25 %, в 2010 году - на 25 % и в 2011 году - на 30 %;

- увеличение размера прожиточного минимума и базовых пенсионных выплат с учетом их доведения до 50 % от размера прожиточного минимума;

- увеличение размеров государственных социальных и специальных пособий, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижении им одного года и размера единовременных пособий на рождение четвертого и более ребенка;

по модернизации и обеспечению устойчивых темпов экономического роста:

- создание эффективной инфраструктуры образования и дальнейшее развитие профессионального технического образования, обеспечение населения детскими дошкольными учреждениями;

- развитие инфраструктуры здравоохранения;

- опережающее инфраструктурное обеспечение основных секторов экономики, включая транспортную, инженерную и энергетическую инфраструктуру;

- обеспечение продовольственной безопасности страны, дальнейшие меры по системной поддержке сельского хозяйства, включая переработку сырья.

В расходах республиканского бюджета отражены затраты на реализацию крупных международных мероприятий, повышение имиджа и внутренней безопасности страны, в том числе по председательствованию Республики Казахстан в ОБСЕ, подготовке и проведению Азиатских игр 2011 года, развитию инфраструктуры Щучинско-Боровской курортной зоны, реализации космической программы, обеспечению дорожной безопасности.

Обеспечивается бюджетная дисциплина. Вопросы освоения бюджетных средств рассматриваются на проводимых селекторных совещаниях с участием руководителей администраторов бюджетных программ и с акимами областей, городов Астаны и Алматы, а также ежеквартально на заседаниях Правительства по итогам социально-экономического развития.

Проводится мониторинг бюджетных средств, для чего создана постоянно действующая рабочая группа с участием администраторов республиканских бюджетных программ.

Проводится контроль на соблюдение требований законодательства объектами государственного финансового контроля.

Проводятся проверки на предмет целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных государством. За 9 месяцев 2008 года проведено 8 428 контрольных мероприятий, в ходе которых контролем охвачено 6 725 объектов контроля.

Повышается качество прогнозирования макроэкономических показателей. Проводится работа по изучению новых подходов макроэкономического моделирования и прогнозирования, моделей прогнозных расчетов ВВП и других важнейших макроэкономических показателей, используемых международными организациями, использованию применяемых методов в условиях казахстанской экономики. Ведется работа по практическому применению моделей макроэкономического прогнозирования с использованием результатов экономического анализа и моделирования. На базе уже разработанных эконометрических моделей был рассчитан прогноз уровня инфляции и дефлятора ВВП до конца 2008 года, проводилась работа по анализу структуры инфляции с выделением монетарной, структурной и административно-регулируемой ее составляющих.

Внесены поправки в законодательство по вопросам банкротства. Усовершенствованы процедуры банкротства, увеличена степень защищенности прав кредиторов, установлена прозрачность принимаемых мер при проведении процедур банкротства, а также повышена ответственность конкурсных, реабилитационных управляющих и администраторов внешнего наблюдения.

***

Промышленное развитие.

Горно-металлургический комплекс. В 2008 году запущено сортопрокатное производство в г. Темиртау. Более двадцати проектов по горно-металлургической промышленности включены в перечень прорывных.

Инициировано заключение меморандума о взаимном сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов и социальной защиты работников между Правительством, акиматами областей и профсоюзными организациями предприятий, АО "ФНБ Самрук-Казына" и крупными предприятиями горно-металлургического комплекса.

В целях развития химической промышленности разработаны План действий по инвестиционным проектам в химической промышленности в рамках разрабатываемой "Дорожной карты", а также Программа развития химической промышленности РК на 2011-2015 годы.

В сфере машиностроения для создания мер государственной поддержки отечественному автомобилестроению снижены критерии достаточной переработки с 50 % до 30 %.

Развитие индустриальной инфраструктуры.

В настоящее время на территории Казахстана функционируют 6 специальных экономических зон: "Морпорт Актау", "Астана - новый город", "Парк информационных технологий", "Онтустік", "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" и "Бурабай".

Проведенный анализ деятельности действующих СЭЗ свидетельствует о том, что эффективность функционирования этих зон определяется за счет предоставления налоговых и таможенных льгот и обеспечения необходимыми инфраструктурными ресурсами.

За весь период функционирования СЭЗ "Астана - Новый город" привлечено 863,9 млрд. тенге причем 60 % из них частные инвестиции, что в 3,5 раза больше запланированного объема привлечения инвестиций. На сегодняшний день 136 объектов введены в эксплуатацию, в том числе в 2008 году 14 объектов. На 108 объектах продолжается строительство.

Общий объем инвестиций по проектам реализуемых на территории СЭЗ "Морпорт Актау" составляет порядка 9,3 млрд. тенге. Произведено продукции на сумму 45 млрд. тенге. Налоговые отчисления составили 5,73 млрд. тенге. Создано более 1 163 рабочих мест.

В настоящее время на территории СЭЗ реализованы три проекта:

1) Завод по выпуску морских металлических конструкций (ТОО "Keppel Kazakhstan);

2) Завод по производству стекловолокнистых труб (ТОО "АЗСТ");

3) Завод по выпуску труб нефтяного сортамента (АО "Арселор Миттал Актау").

Также реализуются 10 инвестиционных проектов.

С момента создания СЭЗ "Парк информационных технологий" объем инвестиций, осуществленных в проект из госбюджета, направленных на строительство имущественного комплекса 1-й очереди строительства, составляет 5 139 млн. тенге. По состоянию на ноябрь 2008 года на территории СЭЗ реализуется 29 инновационных проектов. На сегодняшний день создано 270 рабочих мест.

С начала создания СЭЗ "Онтустік" из республиканского бюджета выделены - 5 781 млн. тенге. В настоящее время ведутся работы по строительству инфраструктуры: железная дорога, линия электропередач, водопровод, газопровод. На сегодняшний день на территории СЭЗ начата реализация пяти инвестиционных проектов: ТОО "Хлопкопром-целлюлоза", ТОО "Ютекс-KZ", ТОО "Oxy Textile", ТОО "Есенжол-Назар", ТОО "Орта Азия Текстиль Санаи". Фактически создано 400 рабочих мест. К концу 2009 года при запуске трех из вышеуказанных проектов будет создано около 2 000 рабочих мест.

Для эффективного функционирования СЭЗ "Бурабай" создана нормативно-правовая база и выделены бюджетные средства в размере - 62 424 тыс. тенге, ведется работа по наполнению СЭЗ инвестиционными проектами.

На создание и дальнейшее развитие СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" из республиканского бюджета выделены средства в размере - 31 936 тыс. тенге.

Созданы индустриальные зоны в городах Астане и Темиртау.

В рамках реализации Программы технологического развития РК до 2015 года проведена инвентаризация действующих конструкторских бюро, проектных и инжиниринговых организаций при действующих машиностроительных предприятиях.

Приняты меры по созданию пяти конструкторских бюро и одной инжиниринговой организации, а именно в 2009 году - два конструкторских бюро и одна инжиниринговая организация, в 2010 году - три конструкторских бюро.

Проведена работа по покупке акций или долей участия в иностранных компаниях за счет средств институтов развития для получения доступа к применяющимся технологиям и для последующего переноса производственных мощностей в Казахстан.

В настоящее время машиностроение развито в пяти регионах:

Северный регион: в Северо-Казахстанской области - нефтегазовое, железнодорожное, автомобильное, подшипниковое, оборонное, в Костанайской области - дизелестроение, строительно-дорожное;

Восточный регион: в Восточно-Казахстанской области - горно-металлургическое, автомобильное, оборонное, в Павлодарской области - электротехническое (производство кабелей), металлургическое, инструментальное;

Южный регион: в городе Алматы - оборонное, нефтегазодобывающее и перерабатывающее, металлургическое, авиационное, в Алматинской области аккумуляторное, в Южно-Казахстанской области - автомобильное;

Центральный регион: в Карагандинской области - горно-шахтное и горно-рудное, в Акмолинской области - авиационное и автомобильное;

Западный регион: в Актюбинской области - приборостроение, авиационное, в Западно-Казахстанской области - судостроительное, оборонное, нефтегазодобывающее, в Мангистауской области - судостроительное.

В сфере геологии и недропользования в 2008 году проводился комплекс работ по государственному геологическому изучению территории Республики Казахстан, основной задачей которого является восполнение минерально-сырьевыми ресурсами предприятий горнорудного комплекса страны. В результате проведения работ выявлено два месторождения золота, месторождение железных руд, комплексное месторождение меди, молибдена, золота с попутными компонентами, по которым получен прирост запасов. Месторождения расположены в пределах Житикаринского горнорудного района, в Южном Казахстане, на Мангистау.

Завершаются поисково-разведочные работы по выявлению месторождений подземных вод для обеспечения 197 сельских населенных пунктов Казахстана, которые будут обеспечены запасами подземных вод, покрывающими их суммарные потребности в количестве 25,6 тыс. куб. м/сут., а также работы по выявлению и оценке эксплуатационных запасов геотермальных вод участка г. Жаркента, где получен положительный результат - выявлены геотермальные воды на глубине 2 700 м.

В текущем году начаты поисково-разведочные работы по 12 новым проектам с целью обеспечения запасами пресных подземных вод 108 сельских населенных пунктов, а также по доразведке и переутверждению эксплуатационных запасов подземных вод Толагайского месторождения в Кызылординской области и Баиркумско-Шардаринского месторождения в Южно-Казахстанской области для обеспечения водой Арало-Сарыбулакского и Шардаринского групповых водопроводов.

В текущем году разработан и внесен в Мажилис Парламента новый проект Закона "О недрах и недропользовании". Действующие законодательные акты "О нефти" и "О соглашениях о разделе продукции" в соответствии с указанным законопроектом будут поставлены на утрату.

Нефтяная отрасль. Согласно прогнозу на 2008 год, добыча нефти и газового конденсата в республике составит 70 000,0 тыс. тонн (по сравнению с 2007 годом 104,1 %). Как и в прошлые годы, наиболее значимыми проектами для Казахстана остаются действующие крупные проекты - Карачаганакский (11 500 тыс. тонн), Тенгизский (17 500 тыс. тонн) и другие проекты.

По оперативной информации, объем переработки сырой нефти (включая мини-НПЗ) составил - 13 394 (111,3 %);

Производство нефтепродуктов составило:

Бензин - 2 860,1 тыс. тонн (108,9 %);

Авиакеросин - 355,7 тыс. тонн (137,4 %);

Дизельное топливо - 3 947,8 тыс. тонн (100,7 %);

Мазут - 2 690,1 тыс. тонн (104,5 %)

Экспорт нефти РК, по оперативным данным за 2008 год, составит 62 403,0 тыс. тонн, (102,8 %).

В 2008 году продолжены работы по реализации второго этапа Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Ведутся поисково-разведочные работы на морских проектах: Курмангазы, Тюб-Караган, Аташ, Жамбай Южный - Южное Забурунье, Жемчужины. 29 декабря 2007 года подписано соглашение о разделе продукции СРП между министерством и АО "НК "КазМунайГаз" на проведение разведки на участке Н, расположенном в казахстанском секторе Каспийского моря.

Увеличение объемов добычи нефти и газа, освоение перспективных месторождений шельфа Каспия, которые в итоге будут способствовать экономической безопасности, требуют динамичного развития нефтегазотранспортной инфраструктуры.

В настоящее время реализуются следующие проекты:

- Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ);

- нефтепровод Ескене - Курык;

- Транскаспийский проект.

Через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума общей протяженностью 1 510 км за 10 месяцев 2008 г. транспортировано 26,4 млн. тонн, в том числе казахстанской нефти - 21,9 млн. тонн.

Продолжена работа по модернизации нефтеперерабатывающих заводов республики с целью выработки продуктов переработки нефти, соответствующих мировым стандартам. В результате этого предполагается увеличить выпуск нефтепродуктов с высокой добавочной стоимостью, улучшить качество производимой продукции, соответствующей мировым требованиям, расширить ассортимент выпускаемых нефтепродуктов, развивать выпуск продукции нефтехимии (полипропилен и метилтретбутиловый эфир), добиться оптимизации затрат.

Газовая отрасль. По итогам января - декабря 2008 года добыча газа нефтегазодобывающими компаниями республики составит 33 177,7 млн. куб. м (111,9 %). Основной рост добычи газа обеспечивается компаниями "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В", ТОО "Тенгизшевройл", АО "СНПС-Актобемунайгаз", ТОО "Толкыннефтегаз".

С учетом проводимых мероприятий по утилизации газа, объем сжигаемого на факелах газа снизится на 34,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составит 1,8 млрд. куб. м.

На нефте- и газоперерабатывающих предприятиях республики в январе - декабре 2008 года будет произведено 1 427,1 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа (100,7 %).

Объем потребления природного газа областями республики за отчетный период составит 8 886,1 млн. куб. м и на 2,7 % превысит объем потребления газа в 2007 году.

Объем экспорта газа из РК (без учета объемов карачаганакского газа, направляемого по СВОП-операциям на внутренний рынок) за январь - декабрь 2008 года составит 5 669,5 млн. куб. м, или 127,6 % к уровню 2007 года.

Начато строительство газопровода Казахстан - Китай. Продолжается работа по реализации проекта строительства газопровода Бейнеу - Бозой - Акбулак.

Электроэнергетика. В 2008 году осуществлен ввод в эксплуатацию линии электропередачи "Северный Казахстан - Актюбинская область" и первого участка "ЮКГРЭС - Шу", второй линии электропередачи транзита "Север - Юг Казахстана".

В результате снижения потребления электроэнергии, экспортоориентированной металлургической и горнорудной промышленностью в конце 2008 года, имеются резервы мощности.

Угольная промышленность. Угледобывающими предприятиями в 2008 году, по оперативным данным, добыто 105,0 млн. тонн угля (111,2 %).

В 2008 году по программе "Обеспечение перехода угольной отрасли на международные стандарты на 2007-2010 годы" разработаны и утверждены 18 государственных стандартов и одно изменение к действующему стандарту, а также каталоги и классификаторы угольной продукции в соответствии с требованиями международных нормативных документов.

Атомная промышленность. Общий объем добычи урана предприятиями АО НАК "Казатомпром" за 2008 год составит 8 500,5 тонн или 128 % относительно 2007 года.

Общий объем производства закиси-окиси составит 8 310 тонн, рост к 2007 году составит 33 %.

В 2008 году открыт завод по производству и выпуску сверхвысокоемких танталовых порошков в рамках прорывного проекта АО НАК "Казатомпром" на танталовом производстве АО "УМЗ". Освоение выпуска нового вида продукции - танталовых порошков емкостью свыше 80 тыс. мкКл/г расширяет экспортные возможности АО "УМЗ" и в перспективе может привести к развитию конденсаторостроения в республике.

Завершено строительство электросетей и подстанций для снабжения электроэнергией уранодобывающих предприятий в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях республики.

Нефтехимическая промышленность. В настоящее время совместно с АО "НК "КазМунайГаз", АО "Kazakhstan Petrochemical Industries" и другими нефтехимическими предприятиями разработаны и подготовлены к реализации несколько взаимосвязанных инвестиционных проектов создания нефтехимических производств мирового уровня:

- первый интегрированный нефтехимический комплекс;

- комплекс по производству ароматических углеводородов;

- производство дорожных битумов в Казахстане.

Транспорт. Дальнейшее развитие получили международные транзитные коридоры и в 2008 году приняты в эксплуатацию 579 км автодорог республиканского значения (81 км на автодороге Астана - Челябинск, 64 км автодороги Таскескен - Бахты, 114 км автодороги Чунджа - Кольжат, 65 км автодороги Гр. РФ. - Уральск - Актобе, 16,7 км Южного обхода г. Астаны и 238,8 км участков Доссор - Кульсары, Опорное - Бейнеу, автодороги Атырау - Бейнеу).

В октябре 2008 года открыто движение по всем шести полосам на 215 км автомобильной дороги Астана - Щучинск. Полное завершение проекта предусмотрено в 2009 году.

Восьмого декабря 2008 г. подписан Акт Рабочей комиссии о технической готовности объекта первого пускового комплекса железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск для ввода во временную эксплуатацию. Одиннадцатого декабря 2008 года состоялась торжественная церемония по вводу объекта во временную эксплуатацию.

В гражданской авиации в 2008 году:

- сдан в эксплуатацию пассажирский терминал аэропорта г. Актобе;

- сдана в эксплуатацию вторая ВПП международного аэропорта г. Алматы;

- открыт объединенный военно-координационный центр (аэронавигация) в г. Астане.

***

В сфере индустриально-инновационного развития

В рамках реализации Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана" в соответствии с Планом мероприятий государство с привлечением бизнеса инициирует формирование и развитие приоритетных несырьевых отраслей экономики.

По поручению Главы государства проведен анализ и актуализация прорывных проектов с целью исключения бесперспективных и непроработанных проектов, на основе которых сформирован актуализированный "Базовый перечень" из 45 прорывных проектов общей стоимостью около 54 млрд. долларов, в том числе 28 производственных проектов и 17 инфраструктурных проектов.

В результате принимаемых мер с начала реализации Программы уже введены в эксплуатацию семь проектов:

В конце 2007 года запущен первый пусковой комплекс первой очереди электролизного завода в Павлодарской области, направленный на производство продукции более высокого передела - первичного алюминия и расширение объемов казахстанского экспорта.

В 2008 году введены в эксплуатацию шесть прорывных проектов:

1. "Организация сортопрокатного производства в Карагандинской области".

2. "Горно-обогатительный комбинат по обогащению хромовой руды на месторождении "Восход" в Актюбинской области".

3. "Производство металлургического кремния из жильного кварца в Карагандинской области".

4. Проект "Строительство межрегиональной линии электропередачи "Северный Казахстан - Актюбинская область".

5. Проект "Производство по выпуску готовых текстильных изделий" в Южно-Казахстанской области.

6. Полностью в декабре в 2008 году введено в эксплуатацию производство высокоемких танталовых конденсаторных порошков в Восточно-Казахстанской области.

В целом в результате реализации вышеназванных проектов в 2008 году создано дополнительно 2 600 рабочих мест. Расширены экспортные возможности страны и снижена зависимость страны от импорта отдельных видов товаров и услуг.

Общий объем инвестиций, вложенных в данные проекты, составил более 1,5 млрд. долларов.

В 2008 году было достигнуто соглашение о новых принципах реализации проекта по освоению Кашаганской группы месторождений. Казахстан получил долю, сопоставимую с уровнем крупных участников в Северо-Каспийском проекте, а денежные потоки стране в течение его реализации были существенно пересмотрены в сторону увеличения. Кроме того, изменены положения Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию.

В 2008 году государство в лице ФНБ "Самрук-Казына" и национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" установили контроль над тремя нефтеперерабатывающими заводами в стране, что позволит в условиях кризиса формировать единую политику по сбыту нефтепродуктов с учетом социальных задач.

***

В сфере жилищного строительства

За январь - ноябрь 2008 года по всем источникам финансирования введено в эксплуатацию 5,8 млн. кв. м общей площади жилых домов, что составляет 102,4 % к 11 месяцам 2007 года.

Следует отметить, что по темпам строительства жилья наметилась тенденция в сторону увеличения. Так, за семь месяцев 2008 года жилья было введено 92 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за 8 месяцев - 93 %, за 9 месяцев - 96 %, за 10 месяцев - 101,7 %.

На строительство арендного жилья акиматам перечислено 7,7 млрд. тенге, из них освоено 7,5 млрд. тенге, или 98 %.

На строительство жилья для работников бюджетной сферы акимату города Астаны перечислено 6,4 млрд. тенге, которые освоены полностью.

На строительство жилья для работников строящихся 100 школ и 100 больниц акиматам перечислено 7,7 млрд. тенге, из них освоено 6,4 млрд. тенге, или 84 %, причем 5 регионов перечисленные средства освоили полностью (Актюбинская, Атырауская, Карагандинская, Кызылординская области и город Алматы).

Повторное освоение кредитов, выданных местным исполнительным органам в 2006 году, в целом по республике составляет 66 %. За счет этих средств введено в эксплуатацию 383,6 тыс. кв. метров кредитного жилья, или 111 % от предусмотренных по году 344,4 тыс. кв. метров.

На развитие и реконструкцию инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки акиматам перечислено 34,1 млрд. тенге, из них освоено 32,3 млрд. тенге, или 95 %. При этом 6 регионов полностью освоили перечисленные средства (Актюбинская, Атырауская, ЗКО, Карагандинская, Мангистауская, Павлодарская области).

С учетом сегодняшней ситуации в финансовом секторе принято постановление, предусматривающее следующие изменения и дополнения в Госпрограмму жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы.

Первое. В целях увеличения обеспеченности жильем граждан, перед которыми государство имеет обязательства, предлагается 15 млрд. тенге направить на увеличение объемов строительства арендного жилья.

Это позволит дополнительно ввести в эксплуатацию 3 000 арендных квартир (250,8 тыс. кв. м). Общий ввод арендного жилья достигнет 730,6 тыс. кв. м, или 8 900 квартир (12 % от потребности).

Сегодня в акиматах состоят в очереди на получение жилья 73,5 тыс. семей (граждан), в том числе 47,7 тыс. - социально защищаемые слои населения и 25,8 - госслужащие и бюджетники.

Действующей Госпрограммой предусмотрено для них построить 5 900 квартир (479,8 тыс. кв. м), или 8 % от имеющейся потребности.

Необходимые на эти цели 15 млрд. тенге высвобождены за счет внутреннего перераспределения средств.

Так, на 3 года на увеличение уставных капиталов СПК предусмотрено 30 млрд. тенге, из них 15 млрд. тенге в 2008 году. Оставшиеся 15 млрд. тенге предлагается направить на увеличение объемов строительства арендного жилья. При этом бюджет 2008 года не корректируется.

Из 15 млрд. тенге, предусмотренных на увеличение уставных капиталов СПК, 6,3 млрд. тенге будет направлено на строительство и приобретение жилья для участников программы "Нурлы кош", а также на строительство и реконструкцию инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах расселения оралманов.

Второе. В рамках Госпрограммы акиматы осуществляют строительство арендного и кредитного жилья за счет республиканского бюджета.

В то же время в ряде регионов имеются жилые дома, построенные частными застройщиками. Часть квартир в этих домах или полностью дома в силу сложившихся условий банковского сектора населением невостребовано.

В рамках Госпрограммы разрешается акиматам наряду со строительством арендного и кредитного жилья производить его покупку у частных застройщиков.

Третье. Отменены ограничения по стоимости строительства 1 кв. м арендного и кредитного жилья. При этом стоимость реализации кредитного жилья не изменяется - 56 515 тенге за 1 кв. м.

Акиматам будет разрешено строить арендное и кредитное жилье по средней сложившейся стоимости строительства жилья в регионе, определяемой по данным Агентства по статистике, а разницу между стоимостью строительства и стоимостью реализации покрывать за счет средств местного бюджета.

Четвертое. Распространено льготное кредитование через ЖССБ на граждан, покупающих квартиры, построенные в рамках предыдущей Госпрограммы на 2005-2007 годы.

При этом квартиры, невостребованные приоритетными категориями граждан, будут реализовываться всем гражданам РК и юридическим лицам для обеспечения жильем своих работников по рыночной стоимости посредством проведения аукционов.

Пятое. Максимальная общая площадь кредитного жилья увеличена с 80 кв. м до 120 кв. м.

В рамках реализации Плана совместных действий Правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций подписан трехсторонний Меморандум о сотрудничестве между АО "ФНБ "Самрук-Казына", Ассоциацией застройщиков Казахстана и Ассоциацией финансистов Казахстана по финансированию через банки второго уровня завершения строительства объектов жилья и ипотечного кредитования.

Для поддержки дольщиков Правительством принят комплекс мер по бюджетному финансированию долевого строительства:

- увеличено фондирование АО "КИК" для выкупа прав требований по ипотечным займам у БВУ на сумму 20,5 млрд. тенге из республиканского бюджета, из них освоено 9,4 млрд. тенге;

- увеличено фондирование АО "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов" на сумму 1 025 млн. тенге, что позволило обеспечить объем принятых гарантий на сумму более 20 млрд. тенге, выделенные средства полностью освоены.

Выделено для ФНБ "Самрук-Казына" 95 млрд. тенге - 48,8 млрд. тенге для г. Астаны и 46,2 для г. Алматы.

Из них банками второго уровня перечислено застройщикам 63,7 млрд. тенге:

- для 37 объектов г. Астаны - 40,7 млрд. тенге, освоено - 40,1 млрд. тенге. Это позволит защитить права 12 343 дольщиков;

- для 17 объектов г. Алматы - 22,9 млрд. тенге, освоено - 22,6 млрд. тенге. Это позволит защитить права 2 899 дольщиков.

Оставшиеся суммы будут перечислены по мере освоения средств и оформления кредитных соглашений.


При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?