09.01.2009, 15:26 357

2008 год: Краткие итоги деятельности Правительства Республики Казахстан (часть 2)

На сегодняшний день по г. Астане сданы в эксплуатацию 7 объектов (1 899 дольщика), по г. Алматы - 3 жилых комплекса (414 дольщиков). До конца года планируется завершить строительство на 11 объектах г. Астаны, решив при этом проблему 2 515 дольщиков, и 7 объектов по г. Алматы с 687 дольщиками.

Самостоятельно застройщиками достраиваются 65 объектов долевого строительства (10 099 дольщиков), строительство 17 из них планируется завершить к концу текущего года, тем самым решив проблемы 2 885 дольщиков.

Выделено г. Астане 41 млрд. тенге на приобретение 6 тыс. квартир в объектах долевого строительства, в том числе в 2008 году - 21,5 млрд. тенге, из них освоено 18 млрд. тенге. Заключены договоры выкупа на 6 203 квартир в 46 объектах (6 014 дольщиков), из них к концу текущего года будут сданы 8 объектов, в строительстве которых участвуют 934 дольщика.

В рамках данного постановления проводится работа по закупу 2 тысяч квартир национальными компаниями.

Для завершения строительства проблемных объектов из резерва Правительства выделено г. Астане 17,2 млрд. тенге, г. Алматы - 10 млрд. тенге.

По проблемным объектам г. Астаны, по данным 19 судебным искам об истребовании имущества у недобросовестных застройщиков и передаче ЖСК, по решениям суда, в качестве возмещения убытков дольщикам переданы права на все незавершенные объекты долевого строительства.

В результате принимаемых мер за январь - ноябрь текущего года на 58 % (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) возрос объем строительства коммерческого жилья - с 1,6 млн. кв. метров до 2,5 млн. кв. метров, из них долевое строительство составило 2,1 млн. кв. метров. Таким образом, из 56 тыс. дольщиков за 11 месяцев 15 069 дольщиков уже получили квартиры (в том числе по Астане из 36 тыс. дольщиков получили квартиры 8 792, по Алматы из 12 тыс. дольщиков - 3 331).

За счет поддержки долевого строительства до конца 2008 года получат квартиры еще около 3 тыс. дольщиков, остальные 38 тысяч - в следующем году.

План совместных действий Правительства, Нацбанка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы предусматривает решение проблем на рынке недвижимости.

Во исполнение этого направления Плана совместно с акиматами определено количество нереализованных застройщиками квартир - всего по республике 34 288 единиц, в том числе по Астане - 8 023 (без АО "Куат") и по Алматы - 17 334.

Такое количество ипотечных займов необходимо обеспечить по новой ипотечной программе, предусматривающей конечную ставку для заемщиков на уровне 10,5 % и реализуемую в течение 2009 года.

Закон "О долевом участии в жилищном строительстве" введен в действие с 1 января 2007 года. В целях усиления уровня защиты дольщиков в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента отрабатываются внесенные в него изменения и дополнения, которые предусматривают увеличение количества степеней защиты дольщиков с 16 до 21.

Действующий закон выполнил свое основное предназначение - пресек возможность участия в долевом строительстве маломощных строительных компаний, не имеющих достаточного финансового обеспечения и соответствующей материально-технической базы. С момента введения в действие закона (с 1 января 2007 года) акиматами выдано всего 159 разовых лицензий на долевое строительство при 4,5 тысячах строительных компаниях - потенциальных участников долевого строительства.

В рамках реализации Программы развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в РК на 2005-2014 годы и региональных программ было введено в эксплуатацию 12 новых производственных мощностей по выпуску строительных материалов, таких как: керамический кирпич, теплоизоляционные материалы, стеновые блоки из ячеистого бетона, сортовой металлопрокат, железобетонные изделия, нерудные материалы, стеновые и кровельные материалы и другие.

До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию 16 новых предприятий стройиндустрии.

Производство строительных материалов, изделий и конструкций за январь - сентябрь 2008 года составило 288,04 млрд. тенге.

Импорт строительных материалов в республику за январь - сентябрь 2008 года составил 1,33 млрд. долларов.

Объем привлеченных инвестиций, направленный на развитие производства строительных материалов, составил 72,8 млрд. тенге.

На сегодняшний день нормативно-техническая база в области строительства представлена 1 729 документами, в том числе 460 единиц - нормативные документы по ценообразованию и сметам.

***

В сфере развития предпринимательства

В текущем году работа Правительства была посвящена планомерной работе по сокращению административных барьеров для развития малого и среднего бизнеса. Принято 13 постановлений Правительства и ряд внутриведомственных актов, направленных на снижение административных барьеров и улучшение бизнес-климата в нашей стране.

В результате проведенной работы поднимаются международные рейтинги Казахстана. В частности, по результатам исследований Всемирного банка по легкости ведения бизнеса ("Doing Business") Казахстан по сравнению с предыдущим годом поднялся на 10 позиций и занял 70-е место в списке из 181 страны.

В рамках реализации антикризисных мер ведется мониторинг мероприятий, направленных на оказание финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ).

Начиная с 4-го квартала 2007 года по сегодняшний день общая сумма средств, направляемая для оказания финансовой поддержки МСБ, составляет 214,8 млрд. тенге, из них 126,8 млрд. тенге было выделено из республиканского бюджета, 10 млрд. тенге - за счет собственных средств АО "Фонд "Даму" и 28 млрд. тенге выделяют местные исполнительные органы и 50 млрд. тенге дополнительно выделяют банки второго уровня (далее - БВУ).

Финансовая поддержка МСБ осуществляется путем обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования субъектов МСБ и путем софинансирования с местными исполнительными органами через АО "Фонд "Даму" по следующим схемам:

1. Первый транш Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса ФРП "Даму" - БВУ.

На реализацию данной программы из республиканского бюджета было выделено 48,8 млрд. тенге. Годовая ставка для конечных заемщиков по данной программе должна быть не выше рыночной ставки. Срок освоения - 3 месяца, льготный период - 2 года.

Совокупный размер средств, освоенных БВУ, с учетом перераспределения, составил 51,3 млрд. тенге. На данную сумму было профинансировано 2 238 проектов, при этом средняя сумма кредита составляет 23 млн. тенге, средневзвешенная ставка - 17,7 %, а эффективная ставка - 20,2 %.

2. Второй транш Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса, ФРП "Даму" - БВУ.

На реализацию данной программы государством совместно с банками второго уровня выделено 100 млрд. тенге.

По состоянию на 1 декабря 2008 года из этих средств профинансировано 1 830 проектов на сумму 59,6 млрд. тенге, или 59,6 % от общей суммы.

3. Программа софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием фонда "Даму" и местных исполнительных органов.

56 млрд. тенге - данная программа предполагает осуществление софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием фонда "Даму" и местных исполнительных органов по 28 млрд. тенге. Учитывая предложения НЭП "Союз "Атамекен", предпринимателей, государственных органов, ставка вознаграждения по данной программе для конечных заемщиков была снижена с 14 % до 12,5 %.

По состоянию на 1 декабря 2008 года банками фактически прокредитованы 258 проектов на сумму 5 млрд. тенге, или 8,9 % от 56 млрд. тенге.

В результате проведенной работы были внесены изменения и дополнения в План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития касательно:

- сокращения срока освоения банками второго уровня средств фонда "Даму" и собственных средств банков по программе 50/50 с 6 месяцев до 4 месяцев, до 25 декабря 2008 года;

- снятия ограничения на рефинансирование ранее выданных кредитов по проектам субъектов малого и среднего бизнеса при первичном размещении средств по всем программам государственного финансирования;

- отмены ограничения на финансирование банками второго уровня оборотных средств заемщиков при первичном размещении средств по всем программам;

- увеличения лимита финансирования на одного заемщика с 3 млн. долларов до 5 млн. долларов по производственным проектам малого и среднего бизнеса;

- снижения ставки вознаграждения по программе 28/28 с 14 % до 12,5 %;

- ограничения эффективной ставки по кредитам для конечных заемщиков по всем программам не выше 12,5 %.

Кроме того, к реализации новых финансовых программ привлечены АО "КазАгро" и АО "ФФПСХ", что окажет реальную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, в том числе сельского предпринимательства.

Усовершенствована разрешительная система, предусматривающая снижение административной нагрузки на бизнес и упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации.

С учетом мирового опыта в области разрешительной системы разработана Концепция совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан на 2009-2011 годы.

Разработанным проектом Концепции предусматривается:

- дальнейшее совершенствование Закона "О лицензировании", конкретизация принципов лицензирования, оптимизация сфер лицензирования, обеспечение стабильности подзаконных актов;

- сокращение количества регулируемых видов деятельности и разрешительных документов в области лицензирования, сертификации, аккредитации;

- упрощение разрешительных процедур;

- внедрение альтернативных форм регулирования предпринимательской деятельности через развитие механизмов гражданско-правовой ответственности, добровольной сертификации и аккредитации, декларирования соответствия товаров, аутсорсинга, регулирования посредством технических регламентов.

Реализация концепции позволит существенно снизить затраты бизнеса, а также создать предпосылки для его дальнейшего динамичного развития, так как будет упрощена система регулирования и администрирования бизнес-процессов.

В рамках комплексной работы по координации, мониторингу и анализу деятельности государственных органов по повышению конкурентоспособности страны проведена масштабная работа, направленная на внедрение в стратегических планах развития государственных органов индикаторов Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, мер, направленных на улучшение позиций Казахстана в данном рейтинге.

Разработан План совместных действий Правительства РК и проектов USAID по улучшению бизнес-среды (BEI), либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) и по повышению позиций Казахстана в рейтинге "Doing business" на 2008-2010 годы.

Разработан План-график по корректировке нормативных правовых актов в рамках улучшения позиций Казахстана в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка.

В рамках совершенствования финансовой отчетности продолжается работа по эффективному внедрению Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО).

В 2007 году принят в новой редакции Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", согласно которому субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Прочие индивидуальные предприниматели и организации (за исключением государственных учреждений, субъектов крупного предпринимательства и организаций публичного интереса) осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами финансовой отчетности, разработанными на основе МСФО.

В реализацию закона утверждены 12 нормативных правовых актов, в т. ч. национальные стандарты финансовой отчетности, типовой план счетов, формы финансовой отчетности, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Проводится работа по переводу и официальному опубликованию на государственный язык МСФО.

Для поддержки высокого уровня компетентности и профессионализма специалистов государственных органов в 2007 году создано АО "Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов финансовой системы", которое проводит курсы по МСФО для сотрудников государственных органов.

Внесены поправки в закон о государственных закупках. В целях увеличения казахстанского содержания при закупках товаров, работ и услуг и для реализации инвестиционных проектов, законом из-под сферы регулирования Закона "О государственных закупках", выведены национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные управляющие компании, национальные компании и аффилиированные с ними юридические лица. Это позволит им без процедур и ограничений, предусмотренных законом, в первоочередном порядке размещать заказы на отечественных производствах.

Дополнены критерии, влияющие на конкурсное ценовое предложение, для приоритетности выбора отечественных потенциальных поставщиков - критерием наличия казахстанского содержания.

Предусматривается обязательное условие при равенстве заявленных условных цен определять победителями отечественных поставщиков.

На веб-портале уполномоченного органа: www.goszakup.kz - можно найти полную информацию о системе электронных государственных закупок, также размещаются электронное издание Бюллетеня государственных закупок, реестры договоров, заказчиков, недобросовестных потенциальных поставщиков.

С 1 апреля 2008 года введен в эксплуатацию модуль "запроса ценовых предложений", который находится в системе электронных государственных закупок.

***

Таможенная политика

По итогам 11 месяцев 2008 года таможенными органами в доход бюджета обеспечено поступление таможенных платежей и налогов (далее - ТПиН) в сумме 850,7 млрд. тенге, по сравнению с предыдущим годом перечислено больше на 275,2 млрд. тенге, или на 47,8 %, если принимать во внимание снижение с 2008 г. ставки НДС с 14 % до 13 %, то прирост платежей по отношению к 2007 г. определился на уровне 316,4 млрд. тенге, или с ростом на 59,2 %.

В целях совершенствования таможенного контроля и упрощения таможенных процедур, внедрения электронного документооборота, автоматизированной системы контроля и применения систем управления рисками ведется работа по упрощению процедур таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан.

В целях совершенствования технологии производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, повышения эффективности проведения таможенных процедур вместо существующей трехэтапной процедуры таможенного оформления осуществлен переход к одноэтапному оформлению. Это позволит вести регистрацию и выдачу таможенных деклараций по системе "одного окна".

В целях минимизации теневого оборота китайских товаров и защиты интересов законопослушных граждан введена специфическая ставка таможенного платежа 0,6 евро за 1 кг и для передачи товаросопроводительных документов применяются сейф-пакеты.

С целью сокращения всех видов проверок предпринимателей разработан механизм предупреждения и профилактики правонарушений, что также увеличит количество добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, поскольку нарушать законы для них станет просто невыгодным.

В качестве предложения для улучшения позиций Казахстана по показателю "международная торговля" в рейтинге "Doing business" запланировано поэтапное сокращение количества и сроков оформления таможенных документов с 3 до 1. Это также сэкономит время и средства предпринимателей.

Введен интегрированный контроль на границе, с 1 января 2009 года функции фитосанитарного, ветеринарного и транспортного контроля передаются таможенной службе, в пунктах пропуска останутся только две контролирующие службы.

Данная мера принята в целях упрощения и ускорения прохождения товаров и транспортных средств, оптимизации деятельности пунктов пропуска через таможенную границу Республики Казахстан, исключения фактов коррупционных проявлений либо волокиты со стороны должностных лиц контролирующих органов.

В этой связи расширены функции Центра оперативного управления комитета в г. Астане для дистанционного мониторинга и комплексного управления границей с созданием в данном ЦОУ операционных мест для всех заинтересованных контролирующих и правоохранительных органов.

В целях принятия действенных мер по недопущению роста инфляции принимаются следующие меры:

1. Таможенные органы еженедельно размещают в республиканских и областных периодических изданиях оперативную информацию о средних импортных ценах указанных товарных групп, в сравнении с розничными ценами.

2. При этом для установления достоверных условных цен на импортируемые товары, в основном на продукты питания, с таможенными службами Узбекистана и Кыргызстана (основные поставщики овощей и фруктов) подписаны соглашения о взаимном предоставлении информации о средних ценах на отдельные товары.

3. В целях мониторинга рыночных цен ежемесячно в адрес акиматов областей, городов Астаны и Алматы, Министерства индустрии и торговли и Министерства сельского хозяйства направляются ценовые данные по импорту в РК продуктов питания для принятия соответствующих мер и в порядке информации.

***

В рамках проведения административной реформы разграничены полномочия между уровнями государственного управления в сфере охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, с 1 января 2009 года:

1) функции Министерства охраны окружающей среды по выдаче экологических разрешений на осуществление эмиссий в окружающую среду объектам II, III и IV категорий, а также по проведению экологической экспертизы объектов II, III категорий передаются местным исполнительным органам;

2) водно-спасательные службы из ведения местных исполнительных органов передаются в Министерство по чрезвычайным ситуациям;

3) все функции в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения передаются от местных исполнительных органов в Комитет санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения и его территориальные подразделения, т. е. восстановлена вертикаль службы санитарно-эпидемиологического надзора.

С 1 января 2010 года функции местных исполнительных органов по информированию населения и организаций о необходимой безопасности, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций передаются в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с проведенными мероприятиями по изменению функций в рамках разграничения полномочий между уровнями государственного управления уточнены лимиты штатной численности местных исполнительных органов.

В целях оптимизации штатной численности и структуры центральных государственных органов:

- унифицированы наименования территориальных подразделений центральных исполнительных органов и их ведомств;

- оптимизирована штатная численность отдельных центральных исполнительных органов;

- установлен общий лимит каждого центрального исполнительного органа одной строкой, при этом раскрыта только численность государственных учреждений.

По типовой структуре местного государственного управления и штатной численности местных исполнительных органов:

- унифицированы наименования местных исполнительных органов;

- отменены нормативы численности структурных подразделений местных исполнительных органов (департаменты, управления, отделы);

- увеличена штатная численность аппарата акима Кызылординской области на 5 штатных единиц для обеспечения деятельности специального представителя Президента РК на комплексе "Байконур";

- акимам областей, городов Астаны и Алматы поручено обеспечить создание служб внутреннего контроля в исполнительных органах областей, городов Астаны и Алматы в пределах лимитов штатной численности с 1 января 2009 года;

- в целях повышения эффективности управления в областях, численность которых превышает 400 000 человек, и в районах, численность которых превышает 250 000 человек, изменены нормативы численности заместителей акимов районов и городов областного значения.

Система оплаты труда государственных служащих приведена в соответствие с новым Реестром должностей административных государственных служащих по категориям.

При этом сохранены соответствующие действующие коэффициенты, применяемые для исчисления должностных окладов, введены трехуровневые и четырехуровневые схемы оплаты труда по отдельным категориям должностей.

***

В связи с обострением мирового финансового кризиса осенью прошедшего года Правительством совместно с Нацбанком и АФН во исполнение поручений Президентом страны разработан План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы.

Его цель - смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

В дополнение к бюджетным расходам в рамках дополнительных стабилизационных мер экономика Казахстана получит государственную поддержку в объеме не менее 2,2 трлн. тенге: за счет средств Национального фонда (1,2 трлн. тенге), мер Национального банка (350 млрд. тенге), снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса (500 млрд. тенге) и создания Фонда стрессовых активов (122 млрд. тенге).

Средства Национального фонда будут направлены на:

- стабилизацию финансового сектора (480 млрд. тенге);

- развитие жилищного сектора (360 млрд. тенге);

- поддержку малого и среднего бизнеса (120 млрд. тенге);

- развитие агропромышленного комплекса (120 млрд. тенге);

- реализацию прорывных инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов (120 млрд. тенге).

Кроме того, будут задействованы средства накопительных пенсионных фондов.

В целом это составляет порядка 20 % ВВП страны.

В рамках принимаемых мер по обеспечению экономической стабильности в стране (в т. ч. в финансовом секторе) учреждены акционерные общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и "Фонд стрессовых активов" со стопроцентным участием государства в их уставных капиталах.

II. Агропромышленный комплекс республики характерен своим динамичным и стабильным развитием, что является гарантией продовольственной безопасности государства и основным фактором устойчивости внутреннего продовольственного рынка страны.

В текущем году годовой объем производства продукции сельского хозяйства оценивается на уровне 1,3 трлн. тенге, удельный вес сельскохозяйственного производства в валовом внутреннем продукте страны - около 6 %.

Государственная поддержка аграрного сектора в текущем году превысила уровень 2007 года в 1,7 раза, в том числе субсидии - почти в 2 раза, кредиты - в 2,2 раза. Это позволило многим сельхозтоваропроизводителям расширить посевные площади, переориентировать производство на выращивание приоритетных культур, провести техническое и технологическое перевооружение, открыть новые производства.

Стабильными темпами развивается земледелие. Благодаря принимаемым мерам по диверсификации земледелия в этом году площади зерновых культур расширились на 5,1 %, масличных культур на 35 %, плодов и овощей - на 17 %, сахарной свеклы - на 39 %, что создает хорошую основу для дальнейшего повышения экспортного потенциала отрасли и насыщения внутреннего рынка продовольственными товарами.

Стабильные темпы развития сохраняются и в животноводческой отрасли. Здесь среднегодовые темпы роста численности скота составляют около 5-7 %.

По состоянию на 1 декабря 2008 года в сравнении с аналогичной датой прошлого года увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 2,8 %, овец и коз - на 5,0 %, свиней - на 1,0 %, лошадей - на 6,0 % , верблюдов - на 3,4 %, птицы - на 10,5 %.

Аналогичная динамика наблюдается и в объемах производства животноводческой продукции.

С каждым годом увеличиваются объемы переработки сельскохозяйственной продукции. Благодаря оказываемым мерам государственной поддержки по субсидированию ставки вознаграждения (интереса) по кредитам банков, лизинговых компаний внедряются новые технологии, увеличивается доля переработки сельхозсырья, расширяется ассортимент выпускаемой продукции.

В 2008 году, учитывая ситуацию, сложившуюся на мировом продовольственном рынке, вопрос обеспечения продовольственной безопасности стал одним из ключевых в экономической и социальной жизни всех стран.

В целях недопущения снижения темпов развития отрасли, сдерживания инфляционных процессов, насыщения внутреннего рынка продовольственными товарами и на этой основе обеспечения стабильности жизненного уровня населения страны Правительством Республики Казахстан был принят ряд системных и оперативных мер, в результате которых в настоящее время ситуация на внутреннем продовольственном рынке стабилизировалась.

1. Обеспечение продовольственной безопасности страны, увеличение объемов производства тех культур, по которым не в полной мере удовлетворяются потребности внутреннего рынка.

Существенную роль в стабильном удовлетворении потребности внутреннего рынка продуктами питания сыграли созданные стабилизационные фонды по социально значимым видам продовольственных товаров. В частности, они были созданы по продовольственной пшенице, рису, растительному маслу, сухому молоку, мясу, сливочному маслу и использованы для стабилизации ситуации на продовольственном рынке.

По состоянию на 19 декабря 2008 года произведен закуп в государственные ресурсы в объеме 420,6 тыс. тонн, в т. ч. посредством весенне-летнего финансирования - 270,9 тыс. тонн, посредством осеннего закупа - 149,7 тыс. тонн.

Кроме того, для решения вопросов стабилизации внутреннего рынка зерна планировался закуп до 600,0 тыс. тонн зерна в стабилизационные ресурсы. По состоянию на 19 декабря 2008 года закуплено 579,6 тыс. тонн зерна.

В целях насыщения внутреннего рынка растительным маслом Правительством был введен временный запрет на экспорт семян подсолнечника, соевых бобов, семян рапса и масла из них на срок до 1 апреля 2009 года, а также установлена нулевая ставка таможенной пошлины на импорт масла растительного.

В начале 2008 года в целях защиты внутреннего рынка от демпинговой импортной экспансии, насыщения внутреннего рынка продукцией отечественного производства, ликвидации зависимости страны от импорта Правительством были приняты решения о введении временных квот на импорт белого сахара на срок до 1 июля 2009 года. Заключены меморандумы со всеми сахарными заводами.

Кроме того, Правительством Республики Казахстан принято решение о запрете экспорта сухого молока сроком до 1 января 2009 года.

АО "НК "Продовольственная контрактная корпорация" в рамках развития плодоовощного кластера в южном регионе приступила к реализации проекта "Развитие производства плодоовощных культур с применением технологий капельного орошения в Южно-Казахстанской области".

В 2008 году приняты меры по восстановлению простаивающих и строительству новых хранилищ и теплиц. До конца 2009 года за счет средств АО "НХ "КазАгро" планируется ввести в эксплуатацию 10 сооружений мощностью хранения 34,9 тыс. тонн.

В целях увеличения посевных площадей по масличным культурам, сахарной свекле, плодам и фруктам в 2008 году значительно увеличены размеры субсидий на 1 га: по масличным культурам повышены с 1 200 тенге до 4 800 тенге, или в 4 раза; по сахарной свекле с 10 174 тенге до 50 000 тенге, или почти в 5 раз; по овощебахчевым культурам с 9 000 тенге до 12 000 тенге, или в 1,3 раза. Введено субсидирование затрат и на производство картофеля в размере 2 500 тенге на 1 гектар.

Снижены либо полностью отменены импортные пошлины на социально значимые продовольственные товары (колбасные изделия, рыба, молоко и сливки, сливочное масло, сыры и творог, маргарин, картофель, овощи, бахчевые культуры, фрукты и ягоды).

Активно проводится работа по созданию продовольственного пояса вокруг Астаны. В целом в дочерние компании АО "НХ "КазАгро" одобрено 58 проектов на сумму более 13,8 млрд. тенге.

Из профинансированных АО "НХ "КазАгро" уже осуществляется поставка сельхозпродукции на столичные рынки мяса, яиц, колбасных изделий, молочной и плодоовощной продукции.

Аналогичная работа начата в городе Алматы. В настоящее время разработан план мероприятий по развитию продовольственного пояса города Алматы, разрабатываются бизнес-проекты по насыщению города необходимыми продуктами питания.

В дальнейшем, опираясь на опыт городов Астаны и Алматы, планируется создать такие продовольственные пояса вокруг всех областных центров и других крупных городов республики.

Развитие животноводства, ориентированного на экспорт. Для расширения экспортного потенциала мясной продукции в 2008 году ведется работа по организации современных откормочных площадок с развитой инфраструктурой для экспорта мяса в соответствии с международными стандартами. В 2008 году из республиканского бюджета на реализацию проекта выделены средства в размере 5 млн. тенге.

В 2008 году ведутся работы по строительству двух откормочных площадок - в с. Акдала Балхашского района Алматинской области и в с. Янайкино Зеленовского района Западно-Казахстанской области. Плановые мощности объектов: по 5 000 голов КРС с производством порядка 1 100 тонн соответствующей международным стандартам говядины в год. Объекты будут оснащены инфраструктурой откорма, убоя скота, производства готовой продукции в соответствии с международными требованиями.

Кроме того, в 2008 году из республиканского бюджета на финансирование приобретения основных средств для создания крупно-товарных животноводческих ферм молочного и мясного направления (в том числе для последующей передачи в лизинг) и частичное кредитование оборотных средств выделено 5 270 млн. тенге.

Посредством реализации проектов планируется открыть казахстанской животноводческой продукции выход на внешние рынки и тем самым стимулировать частный бизнес для создания крупных откормочных и молочных комплексов, соответствующих мировым стандартам.

В 2008 году большая работа проведена по дальнейшему совершенствованию законодательной базы аграрного сектора экономики.

В рамках этих мер в Парламент РК направлены два законопроекта: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам продовольственной безопасности" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования зернового рынка и государственной поддержки отдельных направлений агропромышленного комплекса".

III. В социальной сфере - в соответствии с поручениями Главы государства социальная политика Правительства РК направлена на сохранение социальной устойчивости, повышение уровня жизни и создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала.

В отличие от прежних лет реализация социальных приоритетов осуществляется в условиях воздействия на социально-экономическое развитие страны мирового финансового кризиса и определенного замедления темпов роста в реальном секторе экономики.

В таких условиях особое значение приобрели вопросы сохранения занятости и поддержания доходов, оказания социальной помощи и поддержки наиболее уязвимым категориям населения. Для выполнения социальных обязательств в соответствии с поручениями Президента РК в полном объеме сохранено финансирование социальных программ. Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение в 2008 году предусмотрены в объеме 622,9 млрд. тенге (503 млрд. тенге - в 2007 г.).

Благодаря мерам, принятым Правительством, удалось не допустить сокращения рабочих мест и массовых увольнений в реальном секторе экономики.

Общая ситуация на рынке труда характеризуется достаточной устойчивостью и ростом экономической активности населения. В рамках реализуемых инвестиционных проектов и развития реального сектора экономики за десять месяцев 2008 года создано более 236 тыс. рабочих мест, из них более половины в сельской местности.

С целью сохранения рабочих мест в условиях мирового кризиса Правительством были предусмотрены следующие меры:

1) с крупными компаниями подписаны меморандумы, ориентированные на использование работодателями возможных мер, предусмотренные законодательством по сохранению рабочих мест. Всего подписано 110 меморандумов с предприятиями и 10 соглашений с объединениями работодателей;

2) стимулируется максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством:

- введение режима неполного рабочего времени;

- временный перевод работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной заработной платы по прежней работе.

- выплата компенсации в размере не менее 50 % от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя. (К настоящему времени эти меры используются на предприятиях "Арселор Миттал Темиртау", АО "Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение", АО "Казхром", ТОО "Казахмыс" и др.)

Работникам (участникам системы обязательного социального страхования) при наступлении риска потери работы в течение 4-х месяцев осуществляются социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования.

Реализованы поручения Президента РК по повышению уровня социального обеспечения.

С 2008 года повышены размеры пенсионных выплат, введены государственные специальные пособия по Списку № 2 и страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования по беременности и родам, по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года.

С 3 000 (2007 г.) до 4 810 тенге повысился размер базовой пенсионной выплаты, составляющей сегодня 40 % от прожиточного минимума.

Средние размеры пенсионных выплат в результате проведенного с 1 января 2008 повышения увеличились примерно на треть и составляют 18 470 тенге (с учетом базовой пенсионной выплаты).

Размеры государственных социальных пособий (по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту) в 2008 году в сравнении с 2007 годом увеличились на треть.

С 1 января 2008 года в дополнение к существующим социальным рискам (потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы) введены новые виды социального страхования: на случаи беременности, родов и ухода за ребенком по достижению им возраста одного года для работающих женщин.

В системе социальной поддержки одним из важнейших приоритетов оставалось развитие системы социальной поддержки семей с детьми. С начала 2008 года в 2 раза (до 35 040 тенге) увеличен размер пособия на рождение ребенка, в 1,6 раза - ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года.

Социальная поддержка семей с детьми привела к повышению рождаемости в стране. Так, за девять месяцев 2008 года в Казахстане родилось более 270 тыс. детей, на 30,7 тыс. больше, чем в прошлом году.


При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Казахстанцы жалуются на плохое содержание спортивных объектов, в особенности высокогорного комплекса “Медеу”. Считаете ли вы, что “Медеу” и другие спортобъекты, которые переданы в управление частным компаниям, необходимо вернуть в госуправление?